Татьяна Байназарова
Итоговая НОД по развитию речи детей средней группы «Путешествие в страну Красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
- расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх;
- учить различать на слух слова с определенным звуком;
-упражнять в умении изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- формировать умения обобщать, классифицировать;
- упражнять в подборе антонимов и синонимов;
Развивающие :
- развивать наблюдательность, активность, внимание, рассуждать;
Публикация «Итоговая НОД по развитию речи детей средней группы „Путешествие в страну Красивой речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать образность речи, творческое воображение;
- развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;
- формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей;
Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность;
- доставить детям радость и удовлетворение от игр;
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей;
Используемые методы:
1. Словесные: чтение письма, лексико-грамматические упражнения, загадывание загадок, беседа, логические вопросы.
2. Практические: дидактические игры: «Назови ласково», «Назови, одним словом», «Что лишнее?», «Наоборот», «Назови признаки», «Что без чего не бывает?», солнце с лучиками, «Чудесный мешочек».
3. Наглядные: рассматривание картинок «Наоборот», «Что лишнее?», солнце с лучиками.
Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.
Материалы и оборудование: солнце с лучиками, запись мелодии «волшебной музыки», «Чудесный мешочек».
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Попадая в эту сказочную страну люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.
-А что такое фантазия? (фантазия - это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.
- Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
-Итак, отправляемся в страну Красивой речи.
(Включается сказочная музыка).
-Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
2. Основная часть.
-Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок».
(Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику).
-Замок, мы открыли, молодцы! Проходите в ворота. Дети садятся на стульчики.
-Ой, ребята, а здесь письмо!
«Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну :
Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко.
Помогите нам расколдовать нам нашу страну!»
-Нужно помочь жителям этой страны. Поможем? Да.
-Тогда, отгадайте загадку:
Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.
-Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.
-Злые волшебники и его заколдовали, а - лучики разбросали в разные стороны. Найдите их.
(дети встают по одному и находят лучики и приносят воспитателю).
-Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.
(Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку).
1задание:
Д/ игра: «Назови ласково»
Цель: упражнять в умении изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
Воспитатель, кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково.
Примерные слова: торт-тортик, брат-братик, зонт-зонтик, мост-мостик, кот-котик, рот-ротик, лист-листик, пакет-пакетик, хвост-хвостик, стол-столик, крот-кротик, бант-бантик, заяц-зайчик, стул-стульчик,
2задание:
Д/ игра: «Назови одним словом»
Цель: развивать словарь (обобщённое значение слов).
Капуста, морковь, помидор, что это? (Овощи)
Малина, клубника, виноград, что это? (Ягоды) и т. д.
3 задание:
Д/и «Что лишнее?»
Цель: развивать внимание, логическое мышление, связную речь, расширить словарный запас, учиться сравнивать и обобщать, закрепить знания о классификации предметов.
4 задание:
Физминутка:
В стране Красивой речи живут жители, которые очень любят играть. Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:
• Песенку комарика: (З)- зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;
• Песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;
• Песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;
• Песенку насоса (С) - стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.
5 задание:
Д/ игра: «Наоборот»
Цель: умение подбирать слова противоположные по значению (антонимы).
6 задание:
Д/ и: «Назови признаки»
- В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:
- Матрешка из дерева…
-Сумка из кожи…
- Если ручка сделана из пластмассы, то…
-Стакан из стекла…
-Дом из кирпича…
-Блюдце из фарфора…
7 задание:
Д/ игра: «Говорящие слова»
Цель: развитие речи, словотворчества, грамматического строя речи; расширение словарного запаса.
Воспитатель называет два слова, а дети образуют одно новое слово из двух основ:
Везде, ходить – вездеход,
Шуруп, вертеть – шуруповёрт,
Кофе, варить – кофеварка,
Рыба, ловить – рыболов, и т. д.
4. Продолжение закрепления
-Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательной стране. Какое оно?
- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все.
(В это время воспитатель ставит волшебную коробку с сюрпризом).
5. Итог.
-Молодцы, ребята, жители этой необыкновенной страны говорят вам : «Огромное спасибо!» и дарят вам подарок, посмотрим, что внутри!
Скажем спасибо жителям этой необыкновенной страны.
-Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.
-Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.
-Что вам больше всего понравилось?
-Что было особенно трудно?