Татьяна Валерьевна Садовская
Итоговая аттестационная работа «Повышение профессионального уровня педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговая аттестационная работа
по теме
Повышение профессионального уровня педагога
Изменения, которые происходят в системе образования, предъявляют высокие требования к воспитателям. Одним из условий модернизации Российского образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. Профессиональной компетентностью в сфере образования является способность педагога решать различного рода профессиональные проблемы, задачи на основе имеющегося опыта, педагогических знаний и ценностей. Профессиональным опытом становится лишь то, что мы осмыслили и проработали; когда человек анализирует свою деятельность и делает правильные выводы.
Опыт – это содержание, которое осмыслено, проработано человеком и стало частью его внутреннего мира. В осмыслении инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского поиска значительную роль играет участие в профессиональных конкурсах. Я участвую в конкурсах:
• для обмена и обобщения собственного педагогического/ методического опыта с целью поиска и систематизации наиболее эффективных способов работы и внедрения в практику инновационных технологий;
• для актуализации и презентации собственных педагогических находок и достижений;
• для развития дружеских взаимосвязей единомышленников.
Основной целью участия в профессиональных конкурсах выступает стимулирование воспитателя к принятию творческо-деятельностной позиции, актуализация и презентации педагогических находок и достижений, а также развитие педагогической рефлексии. Изучение, обобщение опыта работы педагога и его трансляция в различных формах на конкурсах является тем механизмом, который позволяет повышать свою квалификацию без отрыва от рабочего процесса, способствует созданию особой рефлексивной среды, стимулирующей развитие навыков педагогической рефлексии и презентационных умений. В целях получения объективной информации о моих достижениях при участии в конкурсах различного уровня за 2020-2024 учебный год была проведена соответствующая аналитическая деятельность.
За 2020-2024гг. я приняла участие в конкурсах различного уровня, сама и вместе с детьми. Участие в конкурсах, отмеченное высокими местами отражено в таблице.
№ Организация и название работы год место
1 Международный образовательный портал МААМ. РУ. «Лучший лэпбук» 2020 2
2 ВПО Доверие Всероссийское педагогическое общество
Международный педагогический конкурс "Образовательный ресурс" (г. Москва) Номинация: "Мастер-класс" Конкурсная работа: Макет "Жители Севера" 2020 1
4 Всероссийский информационно - образовательный портал профессионального мастерства педагогических работников «Педагогические таланты России». «Мои наглядные пособия» 2020 1
5 Всероссийский информационно - образовательный портал профессионального мастерства педагогических работников «Педагогические таланты России». «Лучший конспект занятия» Физкультурный досуг для детей подготовительной группы «Футбол для всех! 2021 1
6
Всероссийский информационно - образовательный портал профессионального мастерства педагогических работников «Педагогические таланты России». «Есть такая профессия — Родину защищать!» Коллаж памяти 2021
1
7
ВПО Доверие Всероссийское педагогическое общество
Международный педагогический конкурс "Образовательный ресурс" (г. Москва) Номинация: "Мастер-класс" Конкурсная работа: "Масленица" 2021 3
8 Продленка Образовательный портал. Мероприятие проводится в рамках стимулирования профессионального роста педагогов, поддержки мастерства и обмена опытом специалистов образования. Название работы: Реализация проекта с детьми средней группы - "Всемирный день хлеба» 2022 2
9 Всероссийский информационно - образовательный портал профессионального мастерства педагогических работников «Педагогические таланты России» Новые ориентиры», в рамках национального проекта Образование «Метод проектов как одна из эффективных форм обновления содержания деятельности дошкольной образовательной организации» 2023 1
Подводя итоги, хочется еще раз подчеркнуть, что профессиональные конкурсы - это не только смотры педагогических талантов, они помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества на этом поприще. Участие в них, как правило, выводит на новую профессиональную ступеньку, как будто бы получаешь ещё одно образование: повышается уровень педагогического мастерства.
Профессиональные и личностные дефициты
Нормативными правовыми основаниями проведения диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников образовательных организаций являются:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему педагогического роста»;
- распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. № Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»;
- распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 27 августа 2021 г. № Р-201 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана»;
- распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. № Р-33 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»;
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Профессиональные затруднения или дефициты – своеобразный индикатор «белых пятен» в арсенале профессиональной компетенции.
РЕЗУЛЬТАТЫ САМООЦЕНКИ
Считаю для того, чтобы снизить уровень профессиональных затруднений и дефицитов, необходимо:
- своевременное обеспечение методической литературой,
- финансовое обеспечение,
- оснащение техническими средствами,
- самообразование по затруднению или дефициту.
Анализ имеющихся ресурсов и поиск партнеров для подготовки к конкурсу
Каждый конкурс профессионального мастерства – это возможность профессионального общения, личностного роста, это праздник педагогического единения, открывающий простор для полёта педагогической мысли. А путь к победе – это не только трудная глубинная работа профессионала, но и способность показать свою индивидуальность. Подготовка материалов для участия в конкурсе для каждого педагога или руководителя уже является шагом к повышению профессионального уровня, ведь именно в этот период конкурсант нацелен на осмысление опыта своей работы, занят структурированием этого самого опыта. Нередко такая работа приводит к дальнейшей научной деятельности, вызывает желание делиться опытом, искать что-то новое. Участие в конкурсе побуждает стать исследователем, актуализировать своё внимание на возникающие затруднения и пути их разрешения, формирует потребность в самосовершенствовании. Опыт участия в конкурсах профессионального мастерства, даже не совсем удачный, при здоровом и объективном отношении к собственным действиям приводит к желанию улучшить или закрепить результат, продолжив участие в подобных мероприятиях.
Творческий процесс; обсудить идей, мысли, концепцию, … с коллегами, подругами, друзьями. … Написать эссе, раскрывая мотивы выбора профессии воспитатель, собственных педагогических принципов и подходов к образованию, своего понимания миссии педагога в современном мире, смысла педагогической деятельности, демонстрируя видение современных проблем и возможных путей их решения средствами образования.
Разработка плана мероприятия по построению ИПТР педагога и приоритетов развития
Что надо сделать/как подготовиться.
1. Интернет - портфолио создать или доработать (привести в соответствие критериям оценки) Интернет-портфолио (страница участника регионального этапа конкурса на официальном сайте дошкольной образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования, включающая методические и (или) иные авторские разработки, фото- и видеоматериалы, отражающие опыт работы конкурсанта. Разместить ссылку на Интернет-ресурс в информационной карте участника
2. Педагогическая находка. Выбрать тему и осуществить методическую разработку образовательной деятельности с детьми. Оформить в соответствии с требованиями к конкурсному заданию: конспект представляется в печатном виде в текстовом редакторе Word. Шрифт – Times New Roman; кегль – 14; межстрочный интервал – 1. Объём работы не должен превышать 7 (семь) страниц формата. А 4 (без учета титульного листа). Все поля страницы – по 2 см. Выравнивание по ширине, абзацный отступ – 1,5. Страницы нумеруются. Оценить на соответствие критериям. Разместить конспект на Интернет-ресурсе. Адрес Интернет-ресурса внести в информационную карту участника
3. Визитная карточка. Разработать сценарий видеоролика, опираясь на критерии его оценки. Определить, что представлять (содержание самопрезентации) и как представлять (форму подачи). Целесообразно кратко рассказать о себе: кто я, моё профессиональное образование, место работы, должность. Очень кратко рассказать о своём отношении к профессии, о перспективах работы и планах. Подобрать материалы для сюжетной линии и воплощения идеи фильма. Придумать какую-нибудь «изюминку», что-то привлекательное, запоминающееся. Оценить сценарий видеоролика на соответствие критериям. Составить план съемок видеоролика. Организовать съёмку видеоролика. Создать видеоролик (монтаж и др.) в соответствии с требованиями: продолжительность не более 3-х минут, с возможностью воспроизведения на большом количестве современных цифровых устройств; качество не ниже 360 px, видеоролик должен быть оформлен информационной заставкой с указанием имени участника, региона, муниципалитета и образовательной организации. Разместить видеоролик на Интернет-ресурсе (официальном сайте образовательной организации). Адрес Интернет-ресурса внести в информационную карту участника
4. Сочинение на заданную тему. Провести «исследование», «мониторинг» ведущих сайтов в сфере образования на предмет выявления актуальных тем, трендов и т. п. Составить список актуальных тем. По каждой теме списка продумать примерный план сочинения, подходящие метафоры, эпиграфы и др. Оформить и разместить готовые материалы в папке «Органайзера»
5. Мастер-класс. Разработать проект мастер-класса, иллюстрирующего владение конкретным приёмом работы и др., а также позволяющего презентовать представляемый опыт. Создать презентацию мастер-класса, содержащую 10 слайдов о ключевых аспектах. Разработать проект самоанализа мастер-класса. Разместить готовые материалы в папке 3 «Органайзера»
6. Педагогическое мероприятие с детьми. Разработать проект мероприятия с детьми, иллюстрирующего практический опыт, отражающего специфику используемых образовательных технологий. Создать презентацию, содержащую слайды, соответствующие структурно-содержательной модели мероприятия. Продумать ответы на возможные вопросы по мероприятию. Оформить и разместить в папке 3 «Органайзера» Подготовить дидактические ресурсы (раздаточный материал для детей) Продумать ответы на возможные вопросы по мероприятию. Оформить и разместить в папке 3 «Органайзера» Оценить проект мероприятия на соответствие критериям. Разместить проект мероприятия в папке «Органайзера»
7. «Профессиональный разговор» Актуализировать свои знания о стратегических направлениях развития дошкольного образования; сформулировать ключевые тезисы, раскрывающие педагогической общественности собственное видение конструктивных решений существующих проблем. Подготовить тезис-ответы, подходящие метафоры и т. п. Разместить список тем в папке «Органайзера» Проанализировать критерии оценки конкурсного задания и определить свои действия, стратегию поведения и т. п.
Определение критериев эффективности процесса внедрения ИПТР и ожидаемых результатов
Критерии эффективности процесса внедрения индивидуального плана развития (ИПТР) и ожидаемые результаты включают:
получение новых знаний, умений и навыков; изучение и проработка тем и областей, в которых были пробелы;
повышение эффективности работы;
развитие и повышение самооценки;
возможность получить повышение и занять более ответственную должность.
самостоятельное принятие решений, определение задач и целей;
осознание важности статуса специалиста в организации,
реализация теоретических знаний на практике.
Реализация проекта (рабочий план) профессиональная траектория роста педагога
В ИТР отражаются три основных направления деятельности:
1. Самообразование.
2. Деятельность в профессиональном сообществе.
3. Участие в методической работе ДОУ.
В маршруте формулирую:
• цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с планом образовательного учреждения и его образовательной программой; развитием воспитанников.
• профессиональные умения, которые необходимо развить или сформировать;
• средства (модели, механизмы) решения поставленных целей и задач.
Практическая значимость индивидуального образовательного маршрута заключается в систематизации деятельности, профессиональном росте «на рабочем месте», использовании внешних (существующих в педагогическом коллективе) и внутренних стимулирующих факторов.
Индивидуальный план
Проблема:
Поиск новых форм и методов обучения детей родному языку; развитие речи, речевого общения.
Цель: Повышение профессиональной компетентности по теме в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи:
1. Совершенствование теоретических знаний и практических умений по данному направлению;
2. Овладение новыми формами, методами и приемами работы, в том числе использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе;
3. Приведение развивающей предметно-пространственной среды в соответствие с новыми образовательными технологиями.
4. Создание условий для обмена опытом и осуществления сотрудничества с коллегами.
Тема:
«Развитие всех компонентов устной речи дошкольника в различных формах и видах детской деятельности при обучении русскому языку».
Пояснительная записка
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:
- односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- бедность речи. Недостаточный словарный запас;
- замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление не литературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Содержание деятельности Сроки (начало-окончание) Формы представления результатов работы Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы
Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. 2024-2025 уч. год Консультация для родителей по теме: «Как правильно общаться с ребёнком»;
Выступление детей по теме: «Наши почемучки»; Родительское собрание
Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. 2024-2025 уч. год Выступление «Укрепление здоровья дошкольника»;
Консультация для родителей по теме: «Основные направления по развитию речи дошкольников» Педсовет
Ушакова О. С., Гавриш Н. В. знакомим дошкольников с художественной литературой: 2024-2025 уч. год «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой»;
Анкета для родителей «Дети и художественная литература» Круглый стол
Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.
2. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми. 2024-2025 уч. год Театрализованное представление «Заюшкина избушка»;
Памятка для родителей «Воспитание ребёнка через сказку» Родительское собрание
Структура ИПР
КАТЕГОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
• Повышение педагогических знаний и углубление знаний по теме
• Изучение вопросов в области обучения и воспитания, психолого-педагогических особенностей работы с детьми подготовительной группы
• Изучение и использование интерактивных технологий, направленных на повышения качества воспитание и обучения детей подготовительной группы
• Совершенствование работы по повышению качества знаний и воспитания в работе с детьми (изучение, разработка и написание методички; внедрение современных образовательных технологий и методов обучения, проведение открытых занятий, мастер-классов, олимпиад, конкурсов и т. д.)
• Написание статей и докладов, участие в НПК, выставках, конкурсах, различных проектах.
• Представление педагогического опыта (участие в работе методических объединений - доклады, выступления, обобщение опыта работы, выступления на педагогических советах, семинарах, участие в конкурсах профессионального мастерства и др.)
• Совершенствование информационного и научно-методического обеспечения воспитательного процесса (разработка учебно-методических материалов, электронных образовательных ресурсов, учебно-методических комплексов)
• Повышение квалификации (курсы, стажировки, переподготовка, прохождение процедуры аттестации).