Ольга Коршунова
История развития гувернерства. Домашнее воспитание на рубеже XVIII-XIX веков
Гувернерство как форма домашнего образования в XVIII в. широко распространялось по всей России. Этот век считается расцветом гувернерства в России.
Существуют различные толкования термина гувернер.
1. Слова «гувернер, гувернантка» образованы от французского глагола, обозначающего «управлять».
2. Педагогическая энциклопедия характеризует термин «гувернер» как лицо, нанимаемое для воспитания и начального обучения детей из дворянских и буржуазных семей.
Публикация «История развития гувернерства, Домашнее воспитание на рубеже XVIII-XIX веков» размещена в разделах
3. В русском языке термин «гувернер» впервые был употреблен в конце 17 века, князем В. В. Голицыным в обращении к боярам о необходимости учить своих детей. Законодательно термин закрепился в обиходе в 1834г.
Глубокий анализ развития гувернерства в России сделан С. В. Трошиной. Принимая во внимание её классификацию основных этапов развития домашнеговоспитания и образования в России, его расцвет приходит на период с конца XVIII и кончая второй половиной XIX вв.
Для социального, экономического, культурного развития России большое значение имела эпоха Петра I. Коренным образом изменились взгляды на развитие воспитания, образования и просвещения. Начиная с петровской эпохи, на Руси активно распространяются идеи европеизации. В эпоху Петра сложилась традиция нанимать гувернанток и домашних учителей.
Эпоха Петра I характеризуется ориентацией на западную моду во многих сферах жизни, в том числе в образовании. Обязательными атрибутами человека начала XVIII в. становится знание иностранных языков (в первую очередь французский, европейской культуры, литературы, владение светским этикетом и т. п. преклонение перед западной культурой повлияло на изменение подходов к обучению и воспитанию. Если вести речь о воспитании эстетическом, то к названным атрибутам следует добавить занятия музыкой, пением, танцами, балы, различного рода ритуалы (парады, обрядовые мероприятия, домашние празднества.
Признаком достатка семьи было приглашение иностранного учителя для воспитания и обучения детей. Вначале это были немцы, которых постепенно вытесняют французы. Преклоняясь перед французской культурой, языком, манерами, русское дворянство часто нанимало домашними учителями, воспитателями своих детей французов, которые часто сами не имели педагогического образования.
Обязанность знатных людей бывать на приемах, балах, активное внедрение в повседневный быт европейского этикета вынуждали родителей привлекать иностранных воспитателей. Их деятельность была направлена, преимущественно, на обучение иностранным языкам, знакомство со светскими манерами, обучение танцам.
В работах многих прогрессивных деятелей этой эпохи: Е. Р. Дашковой, Х. А. Чеботарева, М. М. Снегирева и др. критикуется деятельность иностранных гувернеров, которые зачастую не имеют даже элементарного образования.
Отрицательное мнение педагогической общественности об иностранцах-гувернерах мотивировалось их некомпетентностью, грозящей пошатнуть основы национальной системы образования. Это заставило государыню Елизавету Петровну в 1755г. издать указ, согласно которому запрещалось обучать и воспитывать русских детей иностранцам, предварительно не выдержавшим экзамен в Академии наук и не представившим свидетельства о личности. Несмотря на указ, иностранцы - гувернеры надолго обосновались в России.
В то же время, осуществлялась подготовка и отечественных домашних педагогов. Государство брало под контроль их подготовку. Домашние учителя, гувернантки заканчивали курсы в пансионатах, институты благородных девиц. Но это – в лучшем случае. Чаще же всего их образование ограничивалось специальным 8-м педагогическим классом гимназии.
Государство уделяло внимание проблемам домашнего воспитания и образования : звание гувернера или гувернантки присваивалось на основе Положения 1834 года и 1870 года, оно давало право преподавать, а также воспитывать детей в качестве педагогов и гувернеров в домашних условиях. В 1862 году в Петербурге начал выходить журнал «Гувернантка», где печатались общеобразовательные статьи по теории и истории педагогики.
Отсутствие контроля за деятельностью гувернеров – иностранцев со стороны государства пошатнуло национальные корни просвещения. Гувернеры иностранцы в отличие от домашних учителей царской семьи редко соответствовали нравственным идеалам и слабо разбирались в науках. Но приглашение гувернеров иностранцев стало показателем достатка.
Иностранные учителя и гувернантки в большей степени обучали воспитанников внешнему лоску и манерам, чем поддерживали интерес к наукам.
Критерии выбора воспитателя – гувернера отсутствовали. Родители подчас и сами затруднялись четко определить, какой возраст, внешние данные и индивидуальные личностные качества должны быть у воспитателя – гувернера.
Последняя треть XVIII в. характеризуется правлением Екатерины II. Был разработан ряд крупных проектов по реформированию системы образования. Был принят проект И. И. Бецкого о создании сети закрытых учебных заведений для создания «новой породы людей». Среди новых учебных заведений выделяются Московский воспитательный дом и его филиал в Петербурге. В 1764г. в Петербурге открывается Смольный институт благородных девиц. Лишь 1782г. под давлением общественного мнения Екатерины II был подписан «Устав народным училищам Российской империи».
Существенной особенностью развития домашнего воспитания и обучения в России конца XVIII – середины XIX в. является то, что родители освобождались от воспитания детей, мало внимания уделяли им. Жизнь детей шла отдельно от жизни родителей. Дети держались с отцом и матерью подчинительно, не смели говорить им «ты». Не было и взаимодействия гувернантки с родителями по причине социального неравенства. Считалось, что воспитанием ребенка в семье должны заниматься няньки, гувернеры.
Вторая половина XIX в. характеризуется стремлением многих педагогов, мыслителей восстановить национальные черты образования рукой молодежи. В. И. Водовозова, П. Ф. Каптерев, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, и др. высказывались за необходимость разработки русской системы воспитания и образования.
Одним из путей реализации потребности в национальной системе воспитания была организация подготовки отечественных кадров гувернеров. Теоретическую базу для обучения гувернеров заложили труды многих выдающихся отечественных педагогов. Наибольший вклад был сделан В. Ф. Одоевским, Л. Лезгилье,
Подготовка домашних воспитательниц, учительниц, наставниц осуществлялась в различных учебных заведениях: учительских семинариях, в Высших женских курсах, институтах. В Женских гимназиях открывался дополнительный 8-й класс.
Таким образом, для России середины XVIII - XIX вв. характерно широкое распространение домашнего обучения и воспитания.
Важной особенностью развития гувернерства в России конца XVIII - XIX вв. является широкое распространение в дворянской среде иностранных гувернеров и гувернанток, прежде всего из Франции, Германии и Англии.
К домашним учителям предъявлялись высокие требования со стороны общества и государства. Однако в помощь гувернерам со стороны государства и общества была создана прочная учебно-методическая и законодательная база. Государство брало под контроль и образовательную подготовку домашних учителей.
К концу XIX в. в России сложилась разноуровневая система подготовки кадров для гувернерской деятельности. Русские гувернантки составили серьезную конкуренцию малообразованным иностранным боннам. Они вели обучение на русском языке, знали отечественную историю, культуру, закладывали основу научных знаний.
Существенной особенностью развития домашнего воспитания и обучения в России рассматриваемого периода следует считать также тот факт, что родители освобождались от воспитания детей, мало внимания уделяли им. Жизнь детей шла отдельно от жизни родителей. Не было и взаимодействия гувернантки с родителями по причине социального неравенства.