Кузнецова Оксана
История музыкальных стилей. Окончание
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжаю знакомить с темой "Стили в музыке". Если в работе с детьми (без вопросов) мы используем классическую музыку, то из современных стилей возможно только знакомство с джазом, поскольку произведения этого стиля более известны и "на слуху" в современном обществе. С произведениями остальных стилей должны быть ознакомлены в первую очередь педагоги, чтобы быть в курсе всех музыкальных стилей!
Публикация «История музыкальных стилей, Окончание» размещена в разделах
Модернизм – общее название ряда художественных течений в современном искусстве, которых объединяет стремление к новаторству, к обновлению содержания искусства, во многих случаях прослеживается отказ от традиций.
Характеристика некоторых стилей.
Экспрессионизм – направление первых десятилетий 20 века, цель которого передать духовный мир человека, его острое психическое состояние, подсознательные ощущения, одиночество личности. Яркая особенность в музыке – это отказ от тонального центра (хроматизм, от ладо-тональной системы – атональность. Большинству слушателей (и многим музыкантам и критикам) такая музыка непонятна, они воспринимают её, как хаотическое нагромождение звуков, и действительно, трудно уловить мелодию и «вести» её до конца произведения. Для этого надо быть «подготовленным» слушателем. Основатель атональности Арнольд Шёнберг не принимал этого термина, а называл её пантональность, т. е. синтез всех тональностей.
Композиторы: Арнольд Шёнберг, А. Берг, А. Веберн
Алеаторика (от лат. игральная кость, случайность) – течение, возникшее в 50-е годы 20 века в ФРГ, Франции. Основано исключительно на принципе случайности как в процессе создания произведения, так и его исполнении.
Джон Кейдж (1912-1992, его «громкое» произведение «433». Исполнитель 4 минуты и 33 секунды не прикасался к клавиатуре, как бы говоря всем слушателям: «Слушайте музыку внутри себя!»
Карлхайнц Штокхаузен (1928-2007). Его «Пьесу для фортепиано XI» во время концерта обычно исполняют несколько раз в разных вариантах. Графически партитура выглядит следующим образом: на большом нотном плакате (53х93 см) отпечатано 19 независимых друг от друга нотных групп различной продолжительности, которые композитор сопровождает комментариями для исполнителей. Музыкант должен выбрать любую из этих групп по желанию и исполнять её в любом темпе, в любой динамике и любой артикуляции.
Сериализм – направление, в котором все 12 нот располагаются в определённом порядке как по вертикали, так и по горизонтали.
Композиторы: О. Мессиан, П. Булёз, К. Штокхаузен, И. Стравинский, П. Хиндемит
Минимализм – стиль, сложившийся в 60-х годах в США. Характерно многократное повторение коротких мелодических фигур поверх основной статической гармонии, произведения сложны по ритму. Используются элементы джаза и рока.
Композиторы: Стив Райх, Ф. Гласс, Дж. Адамс
Джаз – направление, основанное на соединении африканских и европейских традиций в музыке, основными характеристиками является ритм и импровизация. В основе – спиричуэлс.
Спиричуэлс - духовные песни афроамериканцев. Как жанр оформился в последней трети 19 века в США. Источником негритянских спиричуэлс являются духовные гимны, завезённые в Америку белыми переселенцами. Тематику спиричуэлс составляли библейские ветхозаветные сюжеты, особенно связанные с темой освобождения (Моисей, Даниил). Песни приспосабливались к конкретным условиям повседневной жизни и быта афроамериканцев и подвергались фольклорной обработке.
Композиторы: Луи Армстронг, Чарли Паркер, Майлс Дэвис, Джон Колтрейн, Дюк Эллингтон