Елена Швецова
«История моей любимой буквы». Конспект занятия для воспитанников подготовительной к школе группы
▼ Скачать
История моей любимой буквы.
Конспект НОД для воспитанников подготовительной к школе группы по образовательной области «Художественное творчество» (рисование)с использованием ИКТ.
Задачи. Познакомить детей с историей создания славянского алфавита, с его
Публикация «„История моей любимой буквы“, Конспект занятия для воспитанников подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
основоположниками Кириллом и Мефодием. Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы. Сформировать у детей представления о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы. Сформировать значимость для каждого ребенка своей главной буквы имени.
Технологическая карта. «Буквица и современный алфавит» для воспитанников старшего дошкольного возраста.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественно-эстетическое развитие».
Материалы, инструменты, оборудование. Мультимедийная презентация «Они подарили нам алфавит!». Карточки с контурами славянских буквиц, шаблоны с изображением буквиц, фломастеры или цветные карандаши.
Предварительная работа. Педагог проводит занятие-беседу «Они подарили нам азбуку», рассказывает о празднике «День славянской письменности и культуры», о святых Кирилле и Мефодие, показывает детям славянскую азбуку и изображения святых.
«В IX веке в Византии, в городе Солуни, жили два мудрых и образованных брата - Кирилл и Мефодий. Никто тогда не умел писать и читать, потому что еще не было азбуки. Тогда славянский князь Ростислав попросил Кирилла и Мефодия создать славянскую азбуку. Через сорок дней азбука была придумала и называется она «Кириллица».
Педагог рассказывает детям о значении каждой буквы и предлагает подумать, из каких бук образовалось слово «АЗБУКА». (А - аз, Б – буки).
Содержание занятия.
Педагог читает стихотворение:
АЗБУКА.
Алфавит – наш лучший друг, знают все на свете!
Букв есть множество вокруг, учат их все дети.
Книжки чтобы прочитать, азбуку должны все знать!
(Дайм Смайлз)
Педагог спрашивает у детей, какие пословицы о пользе чтения книг они знают.
Не пером пишут, а умом.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Побольше грамотных, поменьше дураков.
Двигательная пауза «Буквы алфавита».
Каждому присваивается буква алфавита, с которой начинается имя ребенка. Педагог называет слово, а ребёнок, имя которого начинается с первой буквы этого слова, делает шаг вперёд. Игру можно усложнить: педагог произносит нераспространенное предложение (из двух-трех слов, а дети, которым принадлежат буквы, выстраиваются в нужном порядке.
Педагог демонстрирует на экране мультимедийную презентацию «Они подарили нам Азбуку», образец старославянского алфавита и просит вспомнить детей, как звучат буквицы и что они означают. (аз, буки, веди, глаголь, добро, живите, земля, люди, покой). Педагог напоминает детям, что названия буквиц напоминают людям о словах, которые забывать нельзя.
Педагог рассказывает детям о том, что до сих пор мы пользуемся некоторыми старославянскими буквами, произносит поговорки и объясняет их смысл:
Прописать ижицу - значит наказать.
Стоять фертом - стоять руки в бока.
Знать на ять — знать на отлично.
Самостоятельная деятельность детей.
Пальчиковая гимнастика «Покажи буквы».
Педагог читает детям краткие стихи про буквы, а дети пальчиками или телом показывают их изображение:
Говорил недавно кто-то,
П
похожа на ворота,
Возражать мне было лень, я-то знал, что
П
как пень.
Как запомнить букву
Р
? Каждый может, например,
Руку на бочок поставить и друг другу
Р
представить.
В небе таял лунный серп, он склонялся на ущерб.
И поэтому с небес нам светила буква
С.
Ф
надула свои щеки или встала - руки в боки.
Букву
Ш
я написала - три шеста и снизу шпала.
Взявшись за руки, мы встали и на
М
похожи стали.
Педагог загадывает детям загадку:
Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? (ваше имя).
Разминка «Моя главная буква».
Педагог предлагает детям встать по парам (желательно в парах должны быть дети, у которых или имя, или фамилия начинаются на одну и ту же букву) и сложить в воздухе своими телами свою любимую букву.
Педагог предлагает детям рассмотреть карточки с изображением буквиц славянской азбуки, выбрать свою главную букву и, прочитав стихотворение про свою главную букву, раскрасить ее цветными карандашами или фломастерами.
Всем известна буква
А
– буква очень славная,
Да к тому же буква
А
в алфавите - главная! (Арина)
Д
- словно домик аккуратный с высокой крышею двускатной. (Даша)
Ж
имеет столько ножек, будто буква ползать может. (Женя)
Буква
Ж
- наверняка на бумаге - тень жука.
Буква
О
- луна и солнце, в доме круглое оконце.
И часы, и колесо, и это, кажется, не всё! (Ольга)
Дети садятся за столы и раскрашивают свои буквицы по шаблонам цветами по своему выбору.
После занятия. Педагог организует выставку рисунков детей.
Взаимодействие с семьей. Педагог просит родителей оформить рисунки детей в «Книгу имен», заброшюрировав все рисунки вместе.