Анжелика Шевелько
История дошкольного образования в России
▼ Скачать + Заказать документы
История дошкольного образования в России.
Слайд 2. - Вторым в империи, но первым в Ленинграде, стал детский сад, открывшийся 27 сентября 1963 года на Васильевском острове. Его устроили в деревянном флигеле, который располагался на пересечении Большого проспекта и 9-й линии. Кстати, место в студенческом районе города было выбрано не случайно. Дело в том, что его учредительницей стала Софья Люгебиль, жена профессора Санкт-Петербургского университета.
Публикация «История дошкольного образования в России» размещена в разделах
Слайд 3. – В 1866 году, в Ковенском переулке открылся и второй детский сад по инициативе педагога Аделаиды Семеновной Симонович. Однако, скорее всего, эта умная и активная женщина увлеклась идеей немецкого педагога и решила ее реализовать.
Слайд 4. - Особое внимание уделялось тогда обучению начальной грамоте и алфавиту. В то же время в стране появляется прообраз "Азбуки" - первое издание книги "Родная речь и ее развитие". В программе детсада окончательно закрепился "тихий час".
Слайд 5. – В 1917 году была принята "Декларация по дошкольному воспитанию". Документ закреплял главные принципы: доступность и бесплатность общественного воспитания для всех дошколят. Тогда же прошел Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию и появился первый детский сад для глухонемых детей.
Слайд 6. - Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году.
В начале 60-х годов была создана комплексная программа воспитания в детском саду, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны. Над программой работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания и ведущие кафедры дошкольной педагогики. А в 1978 году, после внесения очередных изменений, программа получила название Типовой. Она просуществовала до 1984 года, когда была заменена Типовой программой воспитания и обучения в детском саду. В это же время появляется журнал "Дошкольное воспитание". По его данным, в то время в детсадах воспитывались около 2 миллионов малышей.
Утро детей начиналось с утренней зарядки. Затем шли развивающие уроки: малышей учили вырезать из бумаги, лепить из глины, рисовать. Обязательным было общение с животными. Во многих детсадах жили кошки и стояли аквариумы - дети учились взаимодействовать с живой природой. Кроме этого, малышей учили счету и даже конструированию: в каждой группе обязательно была модель самолета).
Великая отечественная война оставила многих детей без родителей. В это время возникают дошкольные интернаты и детские дома с круглосуточным пребыванием, где жили осиротевшие дети. Число мест в новых учреждениях стремительно росло. Чему их учили? В основном, патриотизму, интернационализму, любви к Советской Армии, труду и обороне. Все другие дисциплины были отодвинуты на второй план - время диктовало свои приоритеты.
Слайд 7. – В 1959 году, появились ясли, куда можно было отдать ребенка с 2 месяцев. В это же время была создана комплексная типовая программа воспитания, которая стала единым рабочим документом для всех детсадов страны. Но во многих случаях «ясли» не ограничивались такими задачами. Больше того, существовали специальные организации для воспитания подкидышей. Газеты то и дело сообщали: «29 мая, вечером на Ленской ул. к приюту для подкидышей “Ясли” неизвестно кем подкинуты три младенца женского пола – два из них не более одной недели от рождения, а третий – 3-х месяцев».
Слайд 8. - Профессиональный уровень воспитателей заметно вырос, образование движется вперед семимильными шагами. Теперь дошкольники изучают азы английского, белорусского и украинского языков, математику, родную речь и даже литературу. Дети учатся пересказывать художественные тексты. Снова стали важны физкультура и спорт. Детей тренировали и закаливали, порой кардинально: в классы ставились чаны с холодной водой и надо было по очереди купаться во всех.
Слайд 9. – в заключении хочется сказать, что если раньше детям предлагали просто знать и применять знания, то сейчас учат самостоятельно находить решения нетипичных ситуаций, и выбирать, чему же они хотят научиться.