Хачатурян Анна Георгиевна
Исторический характер возрастной периодизации
▼ Скачать + Заказать документы
Исторический характер возрастной
периодизации. Акселерация
Современное членение человеческой жизни на эпохи и периоды кажется настолько естественным и вечным, что трудно себе представить какой-либо иной вариант. Привычное трио — детство, отрочество и юность — как будто столь же незыблемо, как весна, лето, осень, зима. А на самом деле все здесь не так просто.
Зададим себе вопрос, который только на первый взгляд может показаться праздным: зачем нужно детство? Допустимо ли в наш стремительный век, когда хронически не хватает времени на освоение лавинообразного потока информации,
Публикация «Исторический характер возрастной периодизации» размещена в разделах
а тем более ее умножение и практическое использование, допустимо ли тратить
десяток первых — и не лучших ли? — лет жизни на игры, на доктора Айболита, на
палочки-считалочки?
Специальные исследования и сопоставления показали, что детство как особый
качественно своеобразный период существования живых существ — это продукт
эволюции, а человеческое детство — еще и результат исторического развития.
Чем выше стоит вид на эволюционной лестнице, тем длиннее период детства.
У низших животных практически вообще нет детства — то примитивное существование, которое им предстоит вести, не требует специальной эпохи прижизненной подготовки от каждого существа: хватает фонда наследственных приспособительных реакций. Человеческое дитя потому и является на свет самым беспомощным по сравнению со всеми остальными детенышами, что ему предстоит
освоить огромные богатства культуры, которые до его рождения накопили предыдущие поколения. Человек свободен от окостеневших инстинктивных программ поведения. Каждое поколение готово усвоить любую новую программу и
внести в нее свой вклад. Бедность «человеческого детеныша» на первых этапах
детства — это условие для его будущего богатства, это возможности, которые будут реализованы в дальнейшем.
Человеческое детство не только продукт эволюции, но и результат исторического развития. Отечественными психологами П. П. Блонским и Л. С. Выготским
еще в 1930-е гг. была высказана идея об историческом происхождении периодов
психического развития, подтвержденная в дальнейшем исследованиями Д. Б. Эльконина. По мнению отечественных психологов, в ходе исторического развития
происходило удлинение детства путем надставки новых стадий и одновременное
ускорение темпов психического развития на предшествующих, более ранних стадиях.
Говоря о росте и развитии ребенка, нельзя не отметить, что от десятилетия
к десятилетию рост детей увеличивается, половое созревание наступает в более
раннем возрасте. Это явление, обнаруженное у детей всех национальностей,
Основные закономерности психического развития ребенка
получило название «акселерация». Разнообразны теории, которые выдвигают ученые для объяснения этого явления. Тут и «радиационный гормезис», и благотворное влияние солнечной инсоляции, усиленная витаминизация детей и беременных женщин, возросшее употребление белков, урбанизация (раздражающее
воздействие темпа городской жизни, влияние радио, кино, телевидения и т. д.
В качестве важной причины акселерации указывают на возросшее число гетеролокальных браков (браков людей, живших на далеко расположенных друг от друга территориях). Единой причины акселерации не установлено. Большинство ученых склонны считать, что она вызвана всем комплексом меняющихся условий
жизни, но в разных странах и социальных группах, в различные периоды на первый план выступают то одни, то другие причины.
Ускорение физического развития сопровождается более интенсивным психическим развитием, чему способствуют прогресс современной науки и культуры,
развитие средств массовой информации, совершенствование обучения. Сказывается при этом и положительная роль родителей, образовательный и культурный
уровень которых в последнее время значительно вырос.
Наблюдаемая в настоящее время акселерация вносит определенные изменения в характеристику и возрастных границ каждого периода. Однако подвижность, динамичность возрастных особенностей тем не менее не стирают, не сводят на нет факт наличия типичных возрастных характеристик.
Учет рассмотренных закономерностей психического развития человека является необходимым при целенаправленном формировании гармонически развитой личности.