Папки-передвижки

Истоки фольклора и создание минимузеев как средство развития речи детей дошкольного возраста

Наталья Сертакова
Истоки фольклора и создание минимузеев как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

3. Минимузей как средство развития речи дошкольников.

Развитие речи традиционно является основным направлением развития дошкольников. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена область по речевому развитию. В ее задачи входит: владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Для речевого развития дошкольников, во многих детских садах использую мини-музеи. Музей- учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников есте-ственной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Исходя из этого определения, можно сказать, что мини-музей - это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора ребенка, повышению его образованности, воспитанности и приобщения к вечным ценностям. В ходе знакомства с произведением искусства, погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями. Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить. В процессе музейно – образовательной деятельности вырабатывается познавательная активность, идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие связной речи. Задачей педагога является, правильно формируя предложения, доступным для понимания языком донести информацию, содержащуюся в различных экспонатах собранных вместе в мини-музее. Занимаясь таким образом с ребенком, рассматривая иллюстрации и экспонаты мини-музея необходимо предлагать ребенку пересказать запомнившиеся ему моменты рассказа педагога, с чем дети легко справляются, при этом наверняка допуская речевые ошибки. Педагог, стараясь не перебивать ребенка, должен предоставить возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец правильной речи. Проводя беседу с детьми в мини-музеи, педагог учит логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. Расширяя, таким образом, круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с различными экспонатами мини-музея, беседуя с ним на различные темы, касающиеся мини-музея, при этом близкие и доступные для понимания ребенка, педагог не только расширяет кругозор ребенка, но и способствует быстрейшему овладению им правильной речью. Перед каждым занятием требуется большая предварительная подготовка педагога для того, чтобы дать ребенку подсказку, направить его познавательный интерес в нужное русло. Это может быть и игра, и беседа, и организация небольшой выставки, подборка интересной литературы. Для того что бы педагог мог общаться с ребенком в условиях мини-музеев, к его речи предъявляются определенные требования:

Публикация «Истоки фольклора и создание минимузеев как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

- Речь должна быть абсолютно грамотна и литературна.

-Речь педагога по форме и тону должна всегда быть культурной, безупречно вежливой.

- Структуру речи следует согласовать с возрастом детей.

- Содержание речи должно строго соответствовать развитию ребёнка, запасу представлений. интересам, опираться на их опыт.

- Особого внимания к себе требуют точность, ясность, простота речи

. - Педагогу необходимо регулировать темп своей речи

. - Педагогу следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи.

- Речь должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать тот интерес, внимание, ту любовь к ребенку, наличие которой необходимо каждому педагогу.

-Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.

- Лица с ярко выраженными и неисправимыми недостатками речи не должны руководить развитием речи детей. Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Средства музейной педагогики предполагают взаимное партнёрство педагога и ребенка, сотрудничество с родителями. Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – формируется достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь и т. д.). Педагогу необходимо учитывать, что методика непосредственной образовательной деятельности по музейной педагогике имеет ряд отличительных особенностей: 1. Направленность обучения на социальную адаптацию и на развитие эмоциональной сферы ребенка. 2. Речь детей должна быть непринужденной, без специально заученных фраз. 3. Свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласиться с мнением других, в том числе взрослых. 4. Использование педагогом на первых этапах работы приема «подсказок» (на заданный детям вопрос педагогом предлагается несколько вариантов ответов). 5. Свое мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не подавая его как единственно верное. Таким образом, педагог, занимающийся с детьми в условиях мини-музея способствует более эффективному развитию речи, так как в окружении экспонатов музея, ребенок получает огромный материал об окружающем мире, который помогает расширить его кругозор и обогатить язык.

https://e-koncept.ru/2017/570045.htm

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Васильева А. Д. Роль педагога в развитии речи детей в условиях мини-музея // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 222–226. – URL : https://e-koncept.ru/2017/570045.htm.

Позднее каждый из детей попробовал себя в роли экскурсовода в созданном мини - музее. Исполняя эту роль, описывая экспозиции, выставки и вступая в диалог с посетителями «музея», ребенок встает перед необходимостью речевого общения, а значит более успешно идет развитие инициативной речи, активизация связного речевого высказывания, что гарантирует успех сбалансированного охвата всех сторон речи. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.

Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Дети загораются созданием чего то необыкновенного, чего нет ни у кого, минимузей для них – это вхождение в свою созданную именно ребенком действительность. Если хотите, сказку. В связи с созданием, по этапно, дети вместе с воспитателем и родителями начинают сбор материала, экспонатов музея. Кто то приносит совсем небольшую игрушку и хвалится ею перед сверстниками, сначала просто показывает. Затем воспитатель начинает спрашивать, откуда такая игрушка, кто ее купил или подарил. Ребенок чувствует заинтересованность не просто игрушкой, а им самим. Старается рассказать, как может о своей находке, используя тот литературный словарный запас, который имеет. В этом случае, главное, дать понять ребенку, что это интересно всем и тогда ребенок чувствует небывалый подъем настроения, он рад, что принес именно эту игрушку, обещает поискать еще что-нибудь, поспрашивать своих родителей, бабушек и дедушек. Есть дети, которым вроде все равно, что делают остальные. Они не ищут, просто наблюдают за действиями других. Здесь главное, определить, в чем бы ребенок заинтересовался, что ему ближе. Одни дети любят танцевать, другие петь, третьи рассказывать стихи. Каждому в минимузее будет чем заняться. Кто то будет открывать торжественное мероприятие, другие будут представлять экспонаты. Третьим, воспитатель донесет, что профессии кассира, вахтера, смотрителя тоже значимые во всем действии. Ведь открытие музея, это грандиозное событие, и на этом музей не закроется, можно приглашать не только своих родителей, но и детей других групп.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы:

- наглядность;

- доступность;

- динамичность;

- содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность);

- сочетание предметного мира музея с парциальной программой, ориентированной на проявление активности детей;

- последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

- гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей);

- поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии;

- активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй);

- подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Как утверждает М. Трунова, любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие — понимание — осмысливание — закрепление — применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

-заполнение музейных дневников в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;

-выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

Публикации по теме:

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста» Подготовила: Воспиатель первой квалификационной категории Локтик Н. В.

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей и развития речи детей дошкольного возраста Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Дидактическая игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, Говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, Фантазировать,.

Наглядное моделирование как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать.

Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Сказкотерапия, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Аннотация: В статье описывается метод сказкотерапии, как.

Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста 1 слайд Уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию презентацию на тему: «Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего.

Сказкотерапия, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования.

Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста I Введение Дошкольное образование не стоит на месте - наблюдаются сильнейшие прогрессивные тенденции. Безусловно, это связано с появлением.

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Введение Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Лев Семенович.

Эссе «Игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Истоки фольклора и создание минимузеев как средство развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 декабря 2018 в 00:19
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Истоки фольклора и создание минимузеев как средство развития речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сертакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД