Иванова Оксана
Использование знаково-символической деятельности (моделирования) в работе по формированию речевых навыков у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для старших дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (А. Н. Леонтьев 1981 г.).
Публикация «Использование знаково-символической деятельности (моделирования) в работе по формированию речевых навыков у дошкольников» размещена в разделах
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Хализева Л. М. и др.).
Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивают умственные способности дошкольников.
Наглядное моделирование это :
Опорные картинки;
Схемы;
Мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы;
Карточки-символы;
Реальные предметы и т. д.
Актуальность использования знаково-символической деятельности или наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста состоит в том, что:
- во-первых, для детей характерна утомляемость и быстрая потеря интереса к занятию. Использование данного метода вызывает активный интерес и помогает решить эту проблему.
- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей и выделять главное, систематизировать полученные знания.
Предметные картинки;
Сюжетные картинки;
Серии сюжетных картинок.
Их используют для ознакомления с предметами, составления рассказа, составления рассказа-описания, ознакомлению с окружающим, обучению грамоте и мн. др.
Мнемотехника. Мнемотаблицы. Схемы.
Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
Развитие связной и диалогической речи.
Развитие у детей умения с помощью графической аналогии понимать и рассказывать сказки, рассказы, стихи и т. п.
Обучение детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать, выделять существенные признаки объекта.
Развитие психических процессов: память, внимание, мышление, воображение.
Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи у детей. Их используют для :
обогащения словарного запаса;
при обучении составлению рассказов;
при пересказах;
при заучивании стихов.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов. Они помогают детям выстраивать:
- план (строение) рассказа;
последовательность рассказа;
лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
МНЕМОНИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ СОСТОИТ ИЗ ЧЕТЫРЁ Х ЭТАПОВ:
кодирование в образы; запоминание (соединение двух образов); пересказ информации с опорой на символы; пересказ информации с опорой на символы; воспроизведение мнемосхемы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что знаково-символическая деятельность или метод наглядного моделирования, а конкретно мнемотехника является действенным методом в обучении детей рассказыванию, пересказыванию и заучиванию стихотворений.
Знаково-символическая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста способствует развитию у детей абстрактного мышления, ассоциативной памяти, что является немаловажным фактором и помощью при переходе детей из наглядно-образного мышления в словесно-логическое, которое характерно для детей младшего школьного возраста.
Данный метод поможет эффективнее осуществлять подготовку детей к школе, так как способствует развитию способностей к анализу и синтезу образов и графических символов, их раскодирования и воспроизведения через речь.
Развитая речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.