Щепетнова Ксения
Использование знаково-символических средств в обучении детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Знаки повсюду, главное уметь их видеть…
Я работаю воспитателем в группе для детей с задержкой психического развития. Мои воспитанники особенные. На первый план выступает несформированность познавательной деятельности, их мышление отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Большинство из них плохо говорят, некоторые с трудом понимают обращенную речь, им сложно общаться со сверстниками и взрослыми.
Как известно, в рамках реализации ФГОС, инициатива в деятельности должна исходить от ребенка. Но дети моей группы имеют сложности и в самовыражении.
Публикация «Использование знаково-символических средств в обучении детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Как же научить таких детей анализировать, сравнивать, обобщать, а также выражать свои потребности и желания.
Методом проб и ошибок я пришла к осознанию следующего. Так как мыслительные операции у моих воспитанников решаются с преобладающей ролью наглядных средств, то целесообразнее всего использовать для их развития знаково-символическую технологию, которая помогает активизировать познавательную деятельность детей в образовательной, игровой и совместной с педагогом деятельности. Именно эта технология оказалась для меня настоящей педагогической находкой.
Использование знаково-символических средств в обучении детей помогает наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать материал в доступном виде.
Такими средствами при обучении детей с ЗПР являются опорные схемы - таблицы, чертежи, рисунки. Они представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную проблему. Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. От традиционной наглядности они отличаются тем, что служат опорами мысли, действия.
Ребенок строит свой ответ, пользуясь схемой, читает ее, работает с ней.
Мои воспитанники чувствуют себя уверенными, исчезает скованность, страх перед ответом, уменьшается нагрузка на память, они усваивают материал осмысленно. Схема становится алгоритмом рассуждения и осознанием причинно-следственных связей.
Со мной согласны и психологи, которые говорят о том, что работа с символами способствует развитию у детей с ограниченными возможностями высших психических функций, облегчает работу в освоении программы, облегчает развитие навыков самообслуживания, социально-коммуникативных умений.
СИМВОЛИЗАЦИЯ - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
СИМВОЛ – то, что служит условным знаком какого - нибудь понятия, чего - нибудь отвлеченного. (С. И. Ожегов)
Символы моно использовать во всех видах деятельности и в разных его проявлениях:
• Формирование культурно-гигиенических навыков, самообслуживан - .
• Физическое развитие – пикторгаммы, алгоритмы, символы.
• Социально-коммуникативное развитие - моделирование, пиктограммы.
• Познавательное развитие – символы, схемы, кодирование, ментальные карты (майндмеппинг, интеллектуальные карты, инфоргафика.
• Конструктивная деятельность.
• Речевое развитие – мнемотаблицы.
• Художественно – эстетическое развитие - ироритай, алгоритмы, символика в росписях, аллегории.
Структура работы имеет три блока:
- замещение (использование заместителей вместо реальных предметов и ориентирование на знаки и символы);
- кодирование и схематизация (воспроизведение и использование знаково - символических средств для ориентировки в реальности);
- моделирование (исследование схемы и знаково - символических средств с целью получения новой информации).
Я выстроила следующую систему работы. В средней группе осуществляется лишь подготовка к освоению наглядного моделирования. Дети овладевают разрозненными действиями замещения и используют простейшие формы символизации. Основное средство познания - сенсорные эталоны, и именно их, как первые единицы образного познания, ребенок начинает использовать как символы. Основная форма организации на этом этапе - это наблюдение и экспериментирование.
В старшей группе умственные способности развиваются путем усвоения действий с наглядными символами. Здесь решающую роль начинают играть наглядные модели, которые передают строение объектов и отношение между ними. Появляются различные формы символизации - графические модели, планы. Постепенно используемые в работе средства расширяются, детализируются. Дети учатся сами подбирать модели для выражения своего отношения к персонажам, самому себе, жизненным ситуациям (плохое настроение - дождь; дружба - рукопожатие).
Одной и форм организации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций. Ими могут быть средства живописи, танца, выразительного движения, сказочной символики.
В подготовительной к школе группе переходим к выделению скрытых, не наглядных характеристик действительности. Начинается целенаправленное развитие различных форм символизации и включение их в решение интеллектуальных задач для последующего развития познавательных и творческих способностей. Дети овладевают способностью к построению символической модели по ситуации и по собственному замыслу.
Таким образом, знаково-символические методы упрощают и облегчают процесс изучения материала для детей с ЗПР и потому имеют веское основание для применения их во всех видах деятельности, как при изучении нового материала, так и на этапах закрепления и обобщения.
В заключении хотелось бы сказать, что мне очень важно помочь детям занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.