Надежда Бурмистрова
Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий
в музыкальной деятельности дошкольника.
Муз. руководитель МАДОУ д/с № 36 Бурмистрова Надежда Николаевна.
Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения — это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольника» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Музыкально - оздоровительная работа – это организованный педагогический процесс, обеспечивающий каждому ребенку сохранение и укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровом образу жизни с целью формирования полноценной личности ребенка
Музыкально - оздоровительная работа решает образовательные задачи, такие как:
• развитие музыкальных и творческих способностей воспитанников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии. Исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка;
• формирование начала музыкальной культуры;
• развитие речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми;
• создание предметно - развивающей среды и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
Воспитательные задачи:
• формирование положительного отношения ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе;
• развитие у детей позитивной оценки действительности, взглядов, вкусов, проявлений одаренности в музыкальной деятельности;
• воспитание уважительного отношения к культуре страны, народа, родного города; создание основы для воспитания патриотических чувств.
Оздоровительные задачи:
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
• создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
• повышение с помощью здоровьесберегающих технологий адаптивных возможностей организма (адаптирование защитных свойств, устойчивость к заболеваниям);
• формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться на каждом музыкальном занятии, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:
Валеологические песенки-распевки.
1) поднимают настроение;
2) задают позитивный тон к восприятию окружающего мира;
3) улучшают эмоциональный климат на занятии;
4) подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика.
1) положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении;
2) способствует восстановлению центральной нервной системы;
3) улучшает дренажную функцию бронхов;
4) восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
5) исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:
• Укрепление физиологического дыхания детей (без речи);
• Тренировка силы вдоха и выдоха;
• Развитие продолжительности выдоха.
Вокалотерапия.
Волшебный мир музыки окружает нас всюду, и целительная роль пения стала общепризнанным фактом. Пение - идеальный способ лечения для детей с нарушениями речи, улучшает их артикуляцию и ритм. С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы - ведь во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов.
Голос – это своеобразный индикатор здоровья. Самое главное на занятиях это бережное отношение к голосу ребёнка. Я не занимаюсь постановкой голоса на музыкальных занятиях. Ребёнок учится петь свободно и легко, голос его развивается и укрепляется, особенно полезны для детей протяжные песни, которые развивают дыхание. Это очень полезно сказывается для детей с заболеваниями дыхательных путей.
Игровой массаж
• повышает защитные свойства верхних дыхательных путей;
• нормализует вегетососудистый тонус;
• нормализует деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз.
Пальчиковые игры.
1) развивают речь ребёнка;
2) развивают двигательные качества;
3) повышают координационные способности пальцев рук;
4)соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым
интонированием;
5) формируют образно-ассоциативное мышление.
Речевые игры.
1) эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности;
2) позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки;
Формирование речи у человека идет при формировании жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности, что эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей.
К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства.
Игротерапия.
Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Используя в педагогическом процессе народные игры, мне не только удается реализовать обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: одновременно приобщить детей к народной культуре.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства, способствующие углублению осознания сферы общения, обучают умению сосредоточится.
Применяя игротерапию различных направлений, одним из самых популярных считается сказкотерапия. Придумывая сказку, ребенок усваивает принятые в обществе морально-этические нормы и принципы
Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. Сказкотерапия используется во многих праздниках и развлечениях.
Музыкотерапия
1) способствует коррекции психофизического статуса в процессе двигательно-игровой деятельности;
2) слушание правильно подобранной музыки:
• повышает иммунитет,
• снимает напряжение и раздражительность
• уменьшает головную и мышечную боль
• восстанавливает спокойное дыхание
Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей. Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими детьми.
Улучшается речевая и сенсомоторная функция.
Танце терапия
Цель танце терапии- посредством танцевальной импровизации выразить своё настроение, состояние. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.
Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогая добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и переутомление. Музыкально-ритмические упражнения формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движения и танец, помимо того, что снимает нервно- психическое напряжение, помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект.
Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы.
Лого ритмика
Это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом, движением и музыкой, включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.
Логоритмическая деятельность проводится 1 раз в неделю музыкальным руководителем и воспитателем. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель продолжает эту работу на речевых занятиях и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.
Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Психогимнастика
Основные задачи психогимнастики:
1) Упражнять детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения;
2) Коррекция настроения и отдельных черт характера;
3) Обучение ауторелаксации.
Основная цель психогимнастики – снятие психического напряжения, преодоление барьеров в общении, развитие личностного понимания себя и других, создание возможностей для самовыражения.
Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в само расслаблении.
Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Улыбкотерапия.
Здоровье детей станет крепче и от моей улыбки, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга, а процесс обучения проходит плодотворней. А ещё у детей появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение.
Если ребёнок поёт весёлую песню и улыбается, то звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребёнка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей.
Фольклорная арт-терапия.
Народный фольклор – это целая система интегрированной арт-терапии, включающая в себя разнообразные виды музыкальной деятельности. Знакомство с культурным наследием народа, имеет врачующее начало. Диапазон песен, удобный для детей, разнообразие игр, танцев и хороводов доставляет поистине колоссальное удовольствие для детей.
Праздникотерапия.
На праздниках важно настроить детей эмоционально, увлечь за собой в мир музыки и сказки. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор единственное средство развить ум ребёнка, обучить его и сохранить детство.
Максимально допустимая нагрузка, проветривание, освещение, удобная обувь, смена деятельности всё это укрепляет здоровье детей. Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях имеет оздоровительный эффект не только для детей, но и для взрослых, которые испытывают на себе положительное влияние.
Виды музыкальной деятельности могут варьироваться с здоровьесберегающими технологиями в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности, замещать и взаимозаменять друг друга.
Активная музыкотерапия направлена на активную деятельность (воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью голоса или инструментов). Она является важной составляющей музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Активные формы (вокалотерапия и игра на музыкальных инструментах) предполагают целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и рассматриваются как средство общего гармоничного развития личности, формирования нравственно-эстетического вкуса и потребностей, а также коррекции.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшают внимание, память, психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов, имеющихся в наличии, можно изготовить и поиграть на самодельных инструментах-«шумелках» из коробочек, «стучащих» из деревянных палочек,, «шуршащих» из мятой бумаги и целлофана.
Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
Взаимодействие и просветительская работа с родителями производится посредством проведения консультаций, собраний на темы здоровьесбережения ребенка в семье, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с ребенком вне ДОУ на информационных стендах, Провожу театрализованные постановки; беседы о влиянии музыки на здоровье дошкольников. Это способствует повышению компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, установлению тесных эмоциональных контактов между детьми и родителями, а также психологическому комфорту дошкольников.
Совместная работа педагогов ДОУ.
Музыкальная деятельность с использованием технологий здоровьесбережения эффективна при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим строится планирование, направленное на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход деятельности, ее содержание и методы. Успех невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинского персонала ДОУ, воспитателя который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
Результатами этой музыкально – оздоровительной работы являются
• Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
• Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
• Повышение уровня речевого развития;
• Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями);
• Стабильность физической и умственной работоспособности.
Алгоритм проведения музыкального занятия
с использованием здоровьесберегающих технологий.
(виды деятельности варьируются в зависимости
от плана занятия и настроя детей).
1. Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад.
2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения.
3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка- пальчиковая или жестовая игра- 1 упр.
4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра-1 упр.
5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.
6. Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.
7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.
8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.
Изученная методическая литература.
• Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста).
• О. Н. Арсеневская. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель,2011.
• Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие.
• Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.
• Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. (Программа развития.)
• Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры.
• Картушина М. Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г. Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2208.