Марина Гусинская
Использование здоровьесберегающих технологий и приёмов оздоровления детей в условиях детского санатория
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий и приёмов оздоровления детей в условиях детского санатория.
Использование мною в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий и приемов оздоровления детей в уссловиях детского санатория.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий и приёмов оздоровления детей в условиях детского санатория» размещена в разделах
Задача раннего формирования ЗОЖ актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст. 51, "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Значит главными задачами по укреплению здоровья детей являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Поэтому я и решила активно использовать в своей педагогической работе здоровье сберегающие технологии и приёмы оздоровления детей.
Здоровье сберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития и особенно при поступлении детей в санатории для оздоровления организма.
Цель здоровье сберегающих технологий в дошкольном оздоровительном учреждении
– обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека; знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения; задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Другими словами целью здоровье сберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
В период дошкольного возраста идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
Применение мной здоровье сберегающих технологий повышают результативность воспитательно-образовательного процесса, формируют у родителей и детей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, опираясь на статистический мониторинг вношу необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечиваю индивидуальный подход к каждому ребенку; формирую положительные мотивации у родителей и детей. В результате проводимой работы уровень здоровья детей повышается.
Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:
• формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;
• воспитывать навыки здорового поведения : любить двигаться, есть больше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
• помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
• вырабатывать навыки правильной осанки; способствовать профилактике плоскостопия.
• обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
Приемы оздоровления детей проводимые мною на протяжении всей оздоровительной смены в детском санатории
1 Оптимизация режима
Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима обучения, отдыха и оздоровления – ежедневно.
2 Организация двигательного режима
Физкультурные занятия 2-3 раза в неделю.
Музыкально-ритмические занятия 2 раза в неделю.
Утренняя гимнастика и Гимнастика после дневного сна ежедневно.
Прогулки с включением подвижных игр – ежедневно по два, а летом три раза.
Спортивный досуг 1-2 раза за оздоровительную смену.
Гимнастика глаз во время физ. минуток.
Пальчиковая гимнастика 2-3 раза в день.
Дыхательная гимнастика 2-3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке. После сна.
3 Оздоровление фитонцидами
Чесночно-луковые – во время обеда совместно с поваром.
Ароматизация помещений (чесночные букетики) В течение дня ежедневно на протяжении осеннее зимнего сезона.
4 Закаливание с учетом состояния ребенка
Воздушные ванны (облегченная одежда, одежда соответствует сезону года) ежедневно.
Хождение босиком по траве ежедневно при теплой летней сухой погоде.
Игры с водой о время прогулки при теплой летней погоде.
Полоскание зева кипяченой водой после каждого приема пищи.
5 Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки
На физкультурных занятиях и во время гимнастики ежедневно
6 Лечебно-оздоровительная работа
«Ревит», аскорбиновая кислота
1 раз в течение 10 дней совместно с медсёстрами - Декабрь-февраль. Кислородные коктейли и другие медицинские процедуры согласно плана.
Вывод: за отчетный период количество дней посещения в группе за оздоровительную смену остается стабильным. Действенными факторами, оказавшие влияние на снижение заболеваемости являются:
Применение здоровье сберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе;
Режим и гигиена питания, сбалансированный режим питания;
Достаточная физическая нагрузка;
Личная гигиена
Организованная и самостоятельная двигательная активность детей.
В результате проделанной работы по оздоровлению мною были получены следующие результаты:
- у детей сформировался двигательный опыт, дети освоили подражательные движения, появился интерес к двигательной деятельности, научились реализовывать двигательное творчество и импровизацию в играх, что позволяет говорить о развитии фантазии.
- у детей стали формироваться навыки здорового образа жизни. Работа конечно требует продолжения совместно с родителями и ДОУ по месту жительства.
- снизилась заболеваемость детей ОРВИ, гриппа, и верхних дыхательных путей, повысилась посещаемость детей в группе.
- итоговое обследование детей педиатрами показало, что здоровье при поступлении в санаторий и при выписке изменилось в лучшую сторону, особенно у тех детей, кто был в санатории две и более смены.
Предложенные пути физического оздоровления детей дошкольного возраста являются эффективными и позволяют существенным образом повысить уровень физического здоровья и психологической готовности к школе.