Наталия Сокольникова
Использование закаливающих мероприятий для укрепления защитных сил организма детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в ДОУ. В нашем дошкольном учреждении особое внимание в режиме дня уделяется закаливанию организма детей.
Публикация «Использование закаливающих мероприятий для укрепления защитных сил организма детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Под закаливанием следует понимать использование естественных сил природы (воздуха, солнца, воды, для повышения устойчивости организма к простудным заболеваниям. Закаливание осуществляется при соблюдении необходимых гигиенических условий и требований:
• Предварительный осмотр ребёнка педиатром (ребёнок должен быть здоров);
• Постепенное увеличение силы закаливающего фактора (воздуха, воды, солнца);
• Закаливание проводится систематически, поскольку даже при небольших перерывах (10 дней) полностью исчезает достигнутый эффект;
• Воспитатели добиваются положительного эмоционального отношения ребёнка к закаливающим процедурам.
• Нарастание и разнообразие воздействий, т. к. организм быстро привыкает к тем или иным воздействиям и начинает воспринимать их как «норму».
Закаливание воздухом – это не только специальные процедуры, но и влажная ежедневная уборка, многократное проветривание помещения.
Важным закаливающим средством являются прогулки, т. к. потребность в кислороде у детей вдвое больше, чем у взрослых. Они проходят ежедневно в любую погоду, с оптимальным двигательным режимом общей продолжительностью в течение дня не менее 4 часов. С обязательным использованием подвижных игр, упражнений циклического характера (прыжки, бег, пробежки с предметами и др.). Во время прогулок воспитатели не допускают перегрева или переохлаждения детей, дозируя игры большой и малой подвижности, обеспечивают своевременную смену видов деятельности для каждого ребёнка. Одежда для прогулки в холодное время года должна быть тёплой и лёгкой, чтобы не стеснять движений.
Закаливание водой оказывает более сильное воздействие на организм. Поэтому начинать его желательно после короткого курса закаливания воздухом. Нами используется щадящий метод закаливания : хождение по влажным солевым дорожкам и контрастное обливание ног в комбинации с босохождением по массажным коврикам, дорожкам из гальки, ребристой доске, расположенными в разных местах группы. В результате проводимой работы у детей происходит не только закаливание кожи стоп к воздействию пониженных температур, но и осуществляется массаж стопы,стимулирующий биологически активные точки,тем самым улучшая кровообращение и повышая устойчивость всего организма, а также помогает избежать плоскостопия.
В летний период босохождение используется во время прогулок в отведённых местах на детских площадках при соблюдении температурного и временного режима соответственно возрасту. В летнее время функционирует плескательный бассейн с подключённой холодной и горячей водой. Это дало возможность поддерживать необходимую температуру воды для разных групп детей и явилось прекрасным средством не только для закаливания, но и поддержания эмоционально – положительного тонуса и оздоровления в целом.
Кроме того, в нашем дошкольном учреждении проводится работа по закаливанию носоглотки - полоскание полости рта и горла кипячёной водой комнатной температуры (только детям со здоровыми миндалинами). Это способствует закаливанию носоглотки, предупреждает разрастание миндалин и аденоидов. Кроме того, полоскание оказывает массирующее действие на слизистую оболочку полости рта, миндалин и задней стенки глотки. Для детей с заболеваниями носоглотки проводят полоскание горла настоями трав или раствором соли и питьевой соды (по рекомендации врача). После сна под руководством воспитателя дети в постели выполняют дыхательную и звуковую гимнастику по А. Стрельниковой в игровой форме. А в осеннее – весенний период – элементы упражнения хатха-йога, психогимнастику по методике М. Чистяковой и точечный массаж под руководством воспитателя и старшей медсестры. В комплексе с закаливанием носоглотки нами проводится такой вид закаливания, как ванночки для ног. Он представлен в виде игры «Холодные и тёплые озёра». Для этого берутся два таза, и в них наливается вода разной температуры – разница составляет 5 – 10 градусов. Ноги малыша погружают в таз с горячей водой на 1 – 2 минуты, то в таз с холодной на 10 – 20 секунд. Смена температурных режимов – 3 – 8 раз за одну процедуру, общая продолжительность которой – не более 10 минут. Необходимо соблюдать правило: нельзя обливать холодные ноги холодной водой, сначала их нужно согреть.
Во время вспышки ОРВИ и гриппа используется аэрофитотерапия : пары пихтового и эвкалиптового масел, чеснок, лук, можжевельник. Они помогают очищать воздух и убивать вирусы, микробы. Также нами применяется ультрафиолетовое облучение по традиционной методике и аэроионизация воздуха, которая оказывает стимулирующее воздействие на здоровье детей. Она включается в течение месяца ежедневно на 30 минут перед дневным сном и на 30 минут в игровом помещении. «Гимнастика» для носика приносит тоже немалую пользу. Наряду с этим используется нетрадиционная фитотерапия – воспитатели совместно с родителями изготовили подушечки из трав душицы, хвои, мяты, чабреца, валерианы. Это способствует более глубокому спокойному сну, очищению воздуха от микробов. Для профилактики простудных заболеваний и укрепления защитных свойств организма нами оборудован фитобар, где дети принимают фиточаи из сухих плодов рябины, черёмухи, шиповника, черники, а также коктейли противоаллергического и успокаивающего действия. Они назначаются врачом с учётом времени года и состояния здоровья каждого ребёнка.
В летнее время нами используется закаливание солнечными лучами. Лучшее время пребывания на солнце в летнее время – с 10 до 12 часов. Начинать солнечную ванну можно не ранее, чем через 1,5 часа после еды. И заканчивать не позднее, чем за 30 минут до еды. Эффективны чередующиеся инсоляции: сначала пребывание на солнце, затем нахождение в тени, потом – опять на солнце. Закаливающие действие солнца можно постепенно увеличивать,голова должна быть защищена головным убором. Солнечные ванны можно принимать и в облачную погоду, т. к. ультрафиолетовые лучи свободно проходят сквозь облака, время загорания можно «удлинить» на 50 %.
По каким признакам можно определить эффективно ли закаливание?
• Настроение жизнерадостное, спокойное.
• Самочувствие – бодрое, ребёнок всегда готов к действию, активен.
• Утомляемость – нормальная, усталость умеренная.
• Аппетит – хороший, ребёнок активно ест все предложенные блюда.
• Сон – спокойный, глубокий.
При изменении одного из перечисленных показателей, необходимо проконсультироваться с врачом и внести коррективы в закаливающие процедуры.
Вся работа по укреплению организма детей и проведению закаливающих мероприятий проводится в тесном контакте с родителями. Воспитатели проводят анкетирование родителей, собеседования, совместные обсуждения проблем (родительские собрания в виде диспутов, деловых игр, с учётом требований и пожеланий. Осуществляют открытые показы оздоровительных занятий, совместные мероприятия (вечера семейного отдыха, знакомство с опытом активного семейного отдыха и т. п.) Оказывают индивидуальную консультативную помощь (по запросам родителей, готовят информационные стенды, ширмы, папки-передвижки и т. п. по теме.
В результате проведённой оздоровительной работы в течение года было отмечено снижение процента часто болеющих детей с 2,5% до 2,2%, уменьшение общего количества заболеваний с 53,8% до33,8%,улучшение в целом эмоционально – психологической ситуации.
Таким образом, целенаправленная оздоровительная работа и закаливающие мероприятия, проводимые персоналом ДОУ совместно с родителями, опираясь на современные педагогические технологии, дают возможность успешно решать задачи по формированию, укреплению и сохранению здоровья детей – а значит, будущего здоровья