Получи документы

Использование загадок в дидактической игре. Старший дошкольный возраст

Надежда Старостенко
Использование загадок в дидактической игре. Старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы

Для решения задач умственного воспитания старших дошкольников, их познавательного развития, подготовки к обучению в школе большое значение имеет использование загадок. В дидактических игах с загадками развивается наблюдательность, умение самостоятельно решать умственные задачи. Дошкольники учатся отгадывать : узнавать по описанию животное, растение, транспортное средство и т. д. С помощью загадок обогащаются знания детей, формируются умения анализировать предметы и явления, сравнивать, обобщать, делать умозаключения.

Публикация «Использование загадок в дидактической игре, Старший дошкольный возраст» размещена в разделах

Каждая загадка является логической задачей, содержащей вопрос и признаки загаданного предмета или явления. Загадки делятся на несколько видов:

1. Загадки только с точно названными признаками.

2. Загадки только с зашифрованными признаками.

3. Загадки с отрицательными сравнениями и точно названными признаками.

4. Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками.

5. Комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.

В загадках первого типа нет иносказаний, признаки названы: «Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло, спать ляжет в дупло». Так живет ночная птица сова.

Во втором виде загадок признаки лишь обозначены с помощью иносказаний: «В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет». (Подсолнух.) такие загадки труднее для отгадывания, так как все имеющиеся признаки нужно расшифровать. «Золотая» – желтого цвета. «Тарелка» по форме похожа на подсолнух. У него семечки («домики») растут очень близко друг от друга, без промежутков («улицы нет»).

Для отгадывания загадок с отрицательными сравнениями (третий вид) целесообразно научить дошкольников применять прием перегруппировки признаков. Ребенок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления. Так, загадка «Жидко, а не вода, бело, а не снег» (Молоко.) после перегруппировки признаков будет иметь следующий вид:

Жидко, бело.

Не вода, не снег.

В загадках четвертого вида имеются отрицания и иносказания: «Не украшение, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет». Перегруппируем признаки:

Серебряный, стадо овец пасет.

Не украшение, не пастух.

Теперь следует их расшифровать: серебряным кажется месяц, около него много звезд, т. е. в загадке говорится о месяце и звездах.

В комбинированных загадках (пятый вид) сочетаются точно названные и зашифрованные признаки. При отгадывании таких загадок рекомендуется использовать прием уточнения признаков, для чего выделяются уже имеющиеся точно названные признаки, и раскрываются иносказания. Рассмотрим для примера загадку «Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая».

1. Точно названные признаки: «посреди поля», «голубое», «зеленая».

2. Расшифрованные признаки:

Загаданное имеет ровную поверхность, в которой все отражается. (Зеркало.)

Загаданное прозрачно. (Стекло.)

Загаданное со всех сторон окружено зеленым. (Рама зеленая.)

Для правильного ответа на основе точно названных и расшифрованных признаков нужно сделать вывод о том, что на зеленом поле находится голубое озеро или пруд.

Хотя в старшем дошкольном возрасте дети обладают определенными знаниями и интеллектуальными умениями, они не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки. Приведем некоторые причины их ошибок:

• Невнимательно слушают текст загадки;

• Не запоминают полностью содержание загадки;

• Полностью или частично не понимают текст загадки;

• При отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

• Не имеют достаточных знаний о загаданном;

• Не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

Для того чтобы дети полностью выделяли и анализировали все признаки загаданных предметов и явлений, следует добиваться, чтобы каждый ребенок внимательно, выслушивал загадку и мог повторить её при отгадывании и сравнении. Даже если дан правильный ответ, следует различать случайное или целенаправленное отгадывание. Последнее характеризуется следующими признаками:

• Ребенка интересуют не только результат, но и сам процесс решения логической задачи загадки;

• В поисках ответа анализируются, сравниваются и обобщаются все признаки предметов и явлений, указанных в загадке;

• Ребенок сам охотно проверяет правильность возможных отгадок, сравнивает их признаки и связи с указанными в загадке;

Дошкольник стремится объяснить свой ответ, аргументировано доказать его правильность;

• В случае ошибки ребенок продолжает поиск верного ответа;

Дошкольник не испытывает трудностей при сравнении загадок.

Можно выделить несколько видов деятельности детей в дидактических играх с загадками.

1. Загадывание загадок.

2. Отгадывание загадок.

3. Доказательство правильности отгадок.

4. Сравнение загадок об одном и том же.

5. Сравнение загадок о разном.

Приведем пример сравнения загадок об одном и том же предмете – березе.

1. Русская красавица стоит на поляне в зеленой кофточке, в белом сарафане.

2. Белый передник, зеленая коса.

3. Стоят в поле сестрицы: платья белые, шапки зеленые.

4. Белая нога, зеленая одежда, а в ушах сережки.

Отгаданные загадки рекомендуется сравнивать попарно. Дети отвечают на вопросы: чем похожи две загадки? Чем они различаются?

Сравнивая первую и вторую загадки, дети выделяют признаки их сходства и различия. Обе загадки об одном и том же дереве, поэтому они похожи. В них говорится о белом стволе и зеленых листьях березы. Загадки различаются тем, что в первой у березы белый сарафан, а во второй – белый передник. У дерева то зеленая кофточка, то зеленая коса. В первой загадке береза названа русской красавицей, она стоит на поляне, а в другой об этом не говорится.

И во второй паре загадок сказано о белом стволе и зеленых листьях. В третьей загадке у березы есть белое платье и зеленая шляпка, а в четвертой у нее белая нога и зеленая одежда. В одной загадке березы стоят в поле и зовут их сестрицами, в другой упомянуты сережки на ветвях дерева. Дошкольники отвечают и на вопрос: почему различны эти загадки?

В игре «Отгадай и сравни загадки о животных» отгадываются и сравниваются разные загадки о зайце :

Так смеялся, что губа треснула.

Зимой белый, летом серый.

Эти загадки различаются тем, что в первой говорится о раздвоенной заячьей губе, а во второй – об изменении цвета его меха зимой и летом. Загадки похожи тем, что в них сказано об одном и том же животном.

Для самого процесса обучения, загадки и есть тот опорный пункт, на котором сосредотачивается внимание, вокруг которого формируется полное представление об изучаемом предмете или явлении. Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым.

Загадка : это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но по содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания. Таким образом, загадка - это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении и умении доказывать.

Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников.

Рассмотрим некоторые дидактические игры с загадками.

Игра «Отгадай и сравни загадки о животных».

Дидактические задачи. Обратить внимание детей на домашних и диких животных, вызвать интерес к их внешнему виду, повадкам. Развивать умение применять ранее умение применять ранее усвоенные знания о животных в загадывании, отгадывании и сравнении загадок. Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Подготовка к игре. Наблюдение за животными во время прогулок, экскурсий, посещения зоопарка. Беседа о животных.

Материал и оборудование. Игрушечные животные, рисунки животных, о которых говорится в загадках.

Правила игры. Дошкольник называет отгаданное животное, говорит, является ли оно домашним или диким.

Перед сравнением двух отгаданных загадок об одном и том же животном ребенок повторяет их. За правильное сравнение дается фишка.

Описание игры.

Напомнить детям о различиях между дикими и домашними животными, затем загадать загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или рисунок ставится рядом с изображениями тигра или лошади, символизирующими диких и домашних животных.

Ребенок загадывает и отгадывает загадки, доказывает правильность ответов. Затем сравнивает пары загадок о белке, зайце, собаке и др.

Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)

С усами родится, о на усатых охотится. (Кошка.)

Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)

Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

Игра «Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах»

Дидактические задачи. Закрепить знания детей о фруктах и овощах, учить узнавать их по описанию. Развивать наблюдательность, формировать умения анализировать, сравнивать.

Подготовка к игре. Выращивание овощей на огороде, фруктов в саду. Беседа о фруктах и овощах.

Материал и оборудование. Фрукты и овощи или их муляжи, рисунки.

Правила игры. Дошкольники делятся на «продавцов» и «покупателей» : первые загадывают загадки, вторые отгадывают их.

Перед сравнением загадок ребенок их повторяет.

Описание игры.

Предложить детям поиграть в необычный магазин «Фрукты и овощи», где для покупки нужны не деньги, а загадки.

Ребенок загадывает и отгадывает загадки, используя известные и придумывая свои.

Затем дети сравнивают загадки об одном и том же фрукте или овоще:

На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)

Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.)

Аленькая. Маленькая, с косточкой и тросточкой. (Вишня.)

В кисло-сладкой, круглой, красной – шарик спрятался прекрасно. (Вишня.)

Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.)

Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь. (Арбуз.)

Заплатка на заплатке, а иголки не видела. (Капуста.)

Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста.)

Игра «Отгадай и сравни загадки о транспорте»

Дидактические задачи. Закрепить знания дошкольников о транспортных средствах. Формировать умение сравнивать и группировать различные виды транспорта по строению, среде передвижения, назначению.

Подготовка к игре. Наблюдения за различными машинами во время прогулок, экскурсий. Рассматривание картинок, игрушек. Беседа о средствах передвижения.

Материал и оборудование. Игрушечные автомобили, самолеты, корабли или их рисунки. Картинки с изображением дороги, моря и неба.

Правила игры. Отгадывающий должен назвать вид транспорта и сказать, является ли он наземным, водным или воздушным; пассажирским, грузовым или специальным.

Нужно повторить отгаданные загадки перед их сравнением. За правильное сравнение дошкольник получает фишку.

Описание игры.

Предложите ребенку отгадать загадки о различных средствах передвижения. В случае правильного ответа ребенок берет соответствующую игрушку или рисунок и ставят их рядом с изображением дороги, моря или неба, обозначающего среду передвижения указанного транспорта.

Дети задают и отгадывают загадки о транспортных средствах, доказывают правильность своих ответов. Затем сравнивают пары отгаданных загадок об одном и том же средстве передвижения:

Держусь я только на хорду, а если встану – упаду. (Велосипед.)

По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед.)

В железных сапогах по городу бежит, за веревку держится. (Трамвай.)

Громко звонит, по стальной дорожке бежит. (Трамвай.)

Крыльями не машет, а выше облаков летит. (Самолет.)

Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не конь. (Самолет.)

Игра «Отгадай и сравни загадки о «двух братцах»

Дидактические задачи. Формировать умение детей понимать, что одинаковые слова и выражения в загадках могут обозначать разные вещи. Приучать не торопится с ответом, тщательно анализировать все признаки, сравнивать, делать выводы, доказывать.

Подготовка к игре. Ознакомление дошкольников с загаданными предметами и явлениями.

Материал и оборудование. Рисунки, «волшебная коробка» с двумя одинаковыми нарисованными человечками и надписью «Два братца».

Правила игры. Отгадывающий, отмечает, что в загадке говорится о внешнем виде, местонахождении, действиях «Двух братцев». Правильность отгадки должна быть доказана. Перед сравнением загадки повторяются.

Описание игры.

Объяснить, что в загадках могут встречаться одинаковые слова и выражения, например «два братца». В каждой загадке братцев двое, причем они могут быть и похожи и совершенно различны. Детям предлагается внимательно рассмотреть и подробно описать картинки, на которых показаны разные «братцы». После этого рисунки убираются в «волшебную коробку». При правильном ответе из коробки достается соответствующий рисунок.

Дети загадывают и отгадывают загадки о «двух братцах», доказывают правильность своих ответов. Затем попарно сравнивают загадки о разных «братцах» :

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (Берега.)

Два близнеца, два братца верхом на нос садятся. (Очки).

Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза).

Два братца спереди бегут, два братца сзади догоняют. (Автомобиль).

Два братца всегда вместе бегут, один спереди, другой сзади. (Велосипед).

Два братца: один светит днем, а другой ночью. (Солнце и луна).

Два братца: одного все видят, но не слышат, другого всякий слышит, но не видит. (Гром и молния).

При сравнении таких загадок нужно быть очень внимательным, чтобы правильно выделить признаки их сходства и различия.

Чтобы старшие дошкольники успешно сравнивали загадки, важно соблюдать следующие условия:

1. До сравнения загадки целенаправленно отгаданы детьми.

2. Дети наблюдали загаданное в сравниваемых загадках.

3. Дети хорошо запомнили содержание загадок и могут повторить их перед сравнением.

4. Дети обладают достаточными знаниями о загаданном в сравниваемых загадках.

5. Одновременно сравнивается не более двух загадок.

6. Четко объяснить, что именно нужно сравнивать в загадках.

7. Дети знают, на какие вопросы нужно ответить при сравнении загадок.

Для самого процесса обучения, загадки и есть тот опорный пункт, на котором сосредотачивается внимание, вокруг которого формируется полное представление об изучаемом предмете или явлении. Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым.

Загадка : это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но по содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания. Таким образом, загадка - это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении и умении доказывать.

Публикации по теме:

Презентация дидактической игры по социально-коммуникативному развитию «Загадки про школу» (старший дошкольный возраст) ГБДОУ детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Красногвардейского.

Использование загадок в игре и обучении Использование загадок в игре и обучении Загадки являются любимым времяпрепровождением детей любого возраста. Они не только носят развлекательный.

Капустные посиделки (старший дошкольный возраст) 1реб: Осень постучалась к нам золотым дождем, И скупым, неласковым солнечным лучом. Затянул печальную песню листопад И под эту песенку засыпает.

Комплексы утренней гимнастики (старший дошкольный возраст) Старшая группа. Комплекс №1. «Части тела». Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, руки в стороны, на пятках, руки за голову. Бег.

Конспект проведения дидактической игры по математике «Страна математики» (старший дошкольный возраст)Конспект проведения дидактической игры по математике «Страна математики» (старший дошкольный возраст) Крылосова Наталья, Корнилова Юлия. Конспект проведения дидактической игры по математике «Страна математики» Мотивация к занятию: за день.

Математика в игре «да-нет». Старший дошкольный возрастМатематика в игре «да-нет». Старший дошкольный возраст Ленинградская область Кировский район МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №35»Линейная игра «да-нет», как средство развития мышления.

Проект «Книжкин дом» старший дошкольный возраст Паспорт проектаДетская литература, - одно из важнейших и мощнейших воспитательных средств. Чтение несет в жизни культурного человека сразу.

Сценарий «Осенняя корзина» старший дошкольный возраст Праздник осени в детском саду. Сценарий «Осенняя корзинка». Старший дошкольный возраст Зал украшен как осенний лес. Вход детей. Танец с.

Утренник «8 Марта» (старший дошкольный возраст) Утренник «8 марта» (старшая группа) Ведущий: Что такое счастье? Таким простым вопросом Пожалуй, задавался не один философ. А на самом.

Викторина «Птицы» Старший дошкольный возраст ВИКТОРИНА «ПТИЦЫ» Ведущий: – Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас с вами праздник, посвящённый дню птиц. Я знаю, что вы любите природу,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование загадок в дидактической игре. Старший дошкольный возраст
Опубликовано: 20 марта 2018 в 12:53
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование загадок в дидактической игре. Старший дошкольный возраст» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Старостенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД