Надежда Старостенко
Использование загадок в дидактической игре. Старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Для решения задач умственного воспитания старших дошкольников, их познавательного развития, подготовки к обучению в школе большое значение имеет использование загадок. В дидактических игах с загадками развивается наблюдательность, умение самостоятельно решать умственные задачи. Дошкольники учатся отгадывать : узнавать по описанию животное, растение, транспортное средство и т. д. С помощью загадок обогащаются знания детей, формируются умения анализировать предметы и явления, сравнивать, обобщать, делать умозаключения.
Публикация «Использование загадок в дидактической игре, Старший дошкольный возраст» размещена в разделах
Каждая загадка является логической задачей, содержащей вопрос и признаки загаданного предмета или явления. Загадки делятся на несколько видов:
1. Загадки только с точно названными признаками.
2. Загадки только с зашифрованными признаками.
3. Загадки с отрицательными сравнениями и точно названными признаками.
4. Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками.
5. Комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.
В загадках первого типа нет иносказаний, признаки названы: «Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло, спать ляжет в дупло». Так живет ночная птица сова.
Во втором виде загадок признаки лишь обозначены с помощью иносказаний: «В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет». (Подсолнух.) такие загадки труднее для отгадывания, так как все имеющиеся признаки нужно расшифровать. «Золотая» – желтого цвета. «Тарелка» по форме похожа на подсолнух. У него семечки («домики») растут очень близко друг от друга, без промежутков («улицы нет»).
Для отгадывания загадок с отрицательными сравнениями (третий вид) целесообразно научить дошкольников применять прием перегруппировки признаков. Ребенок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления. Так, загадка «Жидко, а не вода, бело, а не снег» (Молоко.) после перегруппировки признаков будет иметь следующий вид:
Жидко, бело.
Не вода, не снег.
В загадках четвертого вида имеются отрицания и иносказания: «Не украшение, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет». Перегруппируем признаки:
Серебряный, стадо овец пасет.
Не украшение, не пастух.
Теперь следует их расшифровать: серебряным кажется месяц, около него много звезд, т. е. в загадке говорится о месяце и звездах.
В комбинированных загадках (пятый вид) сочетаются точно названные и зашифрованные признаки. При отгадывании таких загадок рекомендуется использовать прием уточнения признаков, для чего выделяются уже имеющиеся точно названные признаки, и раскрываются иносказания. Рассмотрим для примера загадку «Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая».
1. Точно названные признаки: «посреди поля», «голубое», «зеленая».
2. Расшифрованные признаки:
Загаданное имеет ровную поверхность, в которой все отражается. (Зеркало.)
Загаданное прозрачно. (Стекло.)
Загаданное со всех сторон окружено зеленым. (Рама зеленая.)
Для правильного ответа на основе точно названных и расшифрованных признаков нужно сделать вывод о том, что на зеленом поле находится голубое озеро или пруд.
Хотя в старшем дошкольном возрасте дети обладают определенными знаниями и интеллектуальными умениями, они не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки. Приведем некоторые причины их ошибок:
• Невнимательно слушают текст загадки;
• Не запоминают полностью содержание загадки;
• Полностью или частично не понимают текст загадки;
• При отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
• Не имеют достаточных знаний о загаданном;
• Не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.
Для того чтобы дети полностью выделяли и анализировали все признаки загаданных предметов и явлений, следует добиваться, чтобы каждый ребенок внимательно, выслушивал загадку и мог повторить её при отгадывании и сравнении. Даже если дан правильный ответ, следует различать случайное или целенаправленное отгадывание. Последнее характеризуется следующими признаками:
• Ребенка интересуют не только результат, но и сам процесс решения логической задачи загадки;
• В поисках ответа анализируются, сравниваются и обобщаются все признаки предметов и явлений, указанных в загадке;
• Ребенок сам охотно проверяет правильность возможных отгадок, сравнивает их признаки и связи с указанными в загадке;
• Дошкольник стремится объяснить свой ответ, аргументировано доказать его правильность;
• В случае ошибки ребенок продолжает поиск верного ответа;
• Дошкольник не испытывает трудностей при сравнении загадок.
Можно выделить несколько видов деятельности детей в дидактических играх с загадками.
1. Загадывание загадок.
2. Отгадывание загадок.
3. Доказательство правильности отгадок.
4. Сравнение загадок об одном и том же.
5. Сравнение загадок о разном.
Приведем пример сравнения загадок об одном и том же предмете – березе.
1. Русская красавица стоит на поляне в зеленой кофточке, в белом сарафане.
2. Белый передник, зеленая коса.
3. Стоят в поле сестрицы: платья белые, шапки зеленые.
4. Белая нога, зеленая одежда, а в ушах сережки.
Отгаданные загадки рекомендуется сравнивать попарно. Дети отвечают на вопросы: чем похожи две загадки? Чем они различаются?
Сравнивая первую и вторую загадки, дети выделяют признаки их сходства и различия. Обе загадки об одном и том же дереве, поэтому они похожи. В них говорится о белом стволе и зеленых листьях березы. Загадки различаются тем, что в первой у березы белый сарафан, а во второй – белый передник. У дерева то зеленая кофточка, то зеленая коса. В первой загадке береза названа русской красавицей, она стоит на поляне, а в другой об этом не говорится.
И во второй паре загадок сказано о белом стволе и зеленых листьях. В третьей загадке у березы есть белое платье и зеленая шляпка, а в четвертой у нее белая нога и зеленая одежда. В одной загадке березы стоят в поле и зовут их сестрицами, в другой упомянуты сережки на ветвях дерева. Дошкольники отвечают и на вопрос: почему различны эти загадки?
В игре «Отгадай и сравни загадки о животных» отгадываются и сравниваются разные загадки о зайце :
Так смеялся, что губа треснула.
Зимой белый, летом серый.
Эти загадки различаются тем, что в первой говорится о раздвоенной заячьей губе, а во второй – об изменении цвета его меха зимой и летом. Загадки похожи тем, что в них сказано об одном и том же животном.
Для самого процесса обучения, загадки и есть тот опорный пункт, на котором сосредотачивается внимание, вокруг которого формируется полное представление об изучаемом предмете или явлении. Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым.
Загадка : это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но по содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания. Таким образом, загадка - это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении и умении доказывать.
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников.
Рассмотрим некоторые дидактические игры с загадками.
Игра «Отгадай и сравни загадки о животных».
Дидактические задачи. Обратить внимание детей на домашних и диких животных, вызвать интерес к их внешнему виду, повадкам. Развивать умение применять ранее умение применять ранее усвоенные знания о животных в загадывании, отгадывании и сравнении загадок. Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Подготовка к игре. Наблюдение за животными во время прогулок, экскурсий, посещения зоопарка. Беседа о животных.
Материал и оборудование. Игрушечные животные, рисунки животных, о которых говорится в загадках.
Правила игры. Дошкольник называет отгаданное животное, говорит, является ли оно домашним или диким.
Перед сравнением двух отгаданных загадок об одном и том же животном ребенок повторяет их. За правильное сравнение дается фишка.
Описание игры.
Напомнить детям о различиях между дикими и домашними животными, затем загадать загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или рисунок ставится рядом с изображениями тигра или лошади, символизирующими диких и домашних животных.
Ребенок загадывает и отгадывает загадки, доказывает правильность ответов. Затем сравнивает пары загадок о белке, зайце, собаке и др.
Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)
С усами родится, о на усатых охотится. (Кошка.)
Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)
Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)
Игра «Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах»
Дидактические задачи. Закрепить знания детей о фруктах и овощах, учить узнавать их по описанию. Развивать наблюдательность, формировать умения анализировать, сравнивать.
Подготовка к игре. Выращивание овощей на огороде, фруктов в саду. Беседа о фруктах и овощах.
Материал и оборудование. Фрукты и овощи или их муляжи, рисунки.
Правила игры. Дошкольники делятся на «продавцов» и «покупателей» : первые загадывают загадки, вторые отгадывают их.
Перед сравнением загадок ребенок их повторяет.
Описание игры.
Предложить детям поиграть в необычный магазин «Фрукты и овощи», где для покупки нужны не деньги, а загадки.
Ребенок загадывает и отгадывает загадки, используя известные и придумывая свои.
Затем дети сравнивают загадки об одном и том же фрукте или овоще:
На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)
Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.)
Аленькая. Маленькая, с косточкой и тросточкой. (Вишня.)
В кисло-сладкой, круглой, красной – шарик спрятался прекрасно. (Вишня.)
Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.)
Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь. (Арбуз.)
Заплатка на заплатке, а иголки не видела. (Капуста.)
Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста.)
Игра «Отгадай и сравни загадки о транспорте»
Дидактические задачи. Закрепить знания дошкольников о транспортных средствах. Формировать умение сравнивать и группировать различные виды транспорта по строению, среде передвижения, назначению.
Подготовка к игре. Наблюдения за различными машинами во время прогулок, экскурсий. Рассматривание картинок, игрушек. Беседа о средствах передвижения.
Материал и оборудование. Игрушечные автомобили, самолеты, корабли или их рисунки. Картинки с изображением дороги, моря и неба.
Правила игры. Отгадывающий должен назвать вид транспорта и сказать, является ли он наземным, водным или воздушным; пассажирским, грузовым или специальным.
Нужно повторить отгаданные загадки перед их сравнением. За правильное сравнение дошкольник получает фишку.
Описание игры.
Предложите ребенку отгадать загадки о различных средствах передвижения. В случае правильного ответа ребенок берет соответствующую игрушку или рисунок и ставят их рядом с изображением дороги, моря или неба, обозначающего среду передвижения указанного транспорта.
Дети задают и отгадывают загадки о транспортных средствах, доказывают правильность своих ответов. Затем сравнивают пары отгаданных загадок об одном и том же средстве передвижения:
Держусь я только на хорду, а если встану – упаду. (Велосипед.)
По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед.)
В железных сапогах по городу бежит, за веревку держится. (Трамвай.)
Громко звонит, по стальной дорожке бежит. (Трамвай.)
Крыльями не машет, а выше облаков летит. (Самолет.)
Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не конь. (Самолет.)
Игра «Отгадай и сравни загадки о «двух братцах»
Дидактические задачи. Формировать умение детей понимать, что одинаковые слова и выражения в загадках могут обозначать разные вещи. Приучать не торопится с ответом, тщательно анализировать все признаки, сравнивать, делать выводы, доказывать.
Подготовка к игре. Ознакомление дошкольников с загаданными предметами и явлениями.
Материал и оборудование. Рисунки, «волшебная коробка» с двумя одинаковыми нарисованными человечками и надписью «Два братца».
Правила игры. Отгадывающий, отмечает, что в загадке говорится о внешнем виде, местонахождении, действиях «Двух братцев». Правильность отгадки должна быть доказана. Перед сравнением загадки повторяются.
Описание игры.
Объяснить, что в загадках могут встречаться одинаковые слова и выражения, например «два братца». В каждой загадке братцев двое, причем они могут быть и похожи и совершенно различны. Детям предлагается внимательно рассмотреть и подробно описать картинки, на которых показаны разные «братцы». После этого рисунки убираются в «волшебную коробку». При правильном ответе из коробки достается соответствующий рисунок.
Дети загадывают и отгадывают загадки о «двух братцах», доказывают правильность своих ответов. Затем попарно сравнивают загадки о разных «братцах» :
Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (Берега.)
Два близнеца, два братца верхом на нос садятся. (Очки).
Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза).
Два братца спереди бегут, два братца сзади догоняют. (Автомобиль).
Два братца всегда вместе бегут, один спереди, другой сзади. (Велосипед).
Два братца: один светит днем, а другой ночью. (Солнце и луна).
Два братца: одного все видят, но не слышат, другого всякий слышит, но не видит. (Гром и молния).
При сравнении таких загадок нужно быть очень внимательным, чтобы правильно выделить признаки их сходства и различия.
Чтобы старшие дошкольники успешно сравнивали загадки, важно соблюдать следующие условия:
1. До сравнения загадки целенаправленно отгаданы детьми.
2. Дети наблюдали загаданное в сравниваемых загадках.
3. Дети хорошо запомнили содержание загадок и могут повторить их перед сравнением.
4. Дети обладают достаточными знаниями о загаданном в сравниваемых загадках.
5. Одновременно сравнивается не более двух загадок.
6. Четко объяснить, что именно нужно сравнивать в загадках.
7. Дети знают, на какие вопросы нужно ответить при сравнении загадок.
Для самого процесса обучения, загадки и есть тот опорный пункт, на котором сосредотачивается внимание, вокруг которого формируется полное представление об изучаемом предмете или явлении. Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым.
Загадка : это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но по содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания. Таким образом, загадка - это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении и умении доказывать.