Татьяна Русяйкина
Использование загадок математического содержания для активизации умственной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
При обучении дошкольников началам математики особое внимание обращается на развитие у них самостоятельности мышления, умственных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, умения доказывать правильность тех или иных суждений. Неоценимую помощь в этом могут оказать загадки – замечательные образцы устного народного творчества.
В многообразии существующих загадок значительное место занимают загадки математического содержания. В этих загадках предмет или явление анализируется с количественной, пространственной, временной точки зрения, в них выделены простейшие математические отношения. Назначение этих загадок, как указывает З. А. Михайлова, состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные, существенные свойства, математические связи и отношения, замаскированные внешними несущественными данными, а также в создании положительного эмоционального отношения, интереса к изучаемому материалу.
Публикация «Использование загадок математического содержания для активизации умственной деятельности детей» размещена в разделах
Загадки математического содержания это своеобразная увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное эмоциональное состояние, но вместе с тем, это и своеобразное умственное состояние, упражнение в выделении количества, формы, величины, как общего признака анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей.
У нас семь братьев.
Летами все равные,
А именем разные.
Отгадай, кто мы? (Дни недели.)
Два брюшка,
Четыре ушка.
Что это такое? (Подушка.)
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины
Вам его представить рад,
А зовут его … (Квадрат)
Нет углов у меня,
А похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня. (Круг)
Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой.
Круглый, гладенький, красивый
С ножкой толстой и прямой. (Гриб.)
Возможности применения загадок широки. Их можно использовать с целью закрепления, уточнения, конкретизации математических знаний, развития у старших дошкольников умения доказывать.
Воспитатель может широко использовать загадки как на занятиях по формированию элементарных математических представлений, так и вне их – во время игр, наблюдений, бесед, чтения, успешно решая вопросы активизации умственной деятельности детей, формирования математических представлений.
Например, с помощью загадок дети могут быть включены в активную работу по составлению и сравнению различных геометрических фигур: квадрата и прямоугольника, треугольника и четырехугольника, круга и овала и т. д.
Предлагая загадку про квадрат :
Угла четыре мне даны.
И все стороны равны.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня (Квадрат)
воспитатель может предложить такие вопросы: про какую геометрическую фигуру говорится в загадке? Как догадались? Почему квадрат прямоугольнику брат? В чем сходство? Отличие? Вспомните загадку про прямоугольник. Как назвать квадрат и прямоугольник одним словом? Как назвать четырехугольник, у которого все стороны равны?
С большим интересом пишут дети необычные «письма» (слуховой диктант) сказочным героям, используя загадки : посередине листа положите желтый (загадывается загадка про квадрат). Где положили желтый квадрат? Выше и ниже квадрата положите синий и красный (загадывается загадка про треугольник). Где разместили синий треугольник? Красный? Справа от квадрата положите зеленый (загадывается загадка про круг). С какой стороны от квадрата расположили зеленый круг? Слева от квадрата положите оранжевый. (загадывается загадка про круг). С какой стороны от квадрата положили оранжевый круг? Дети «читают» письмо, определяя пространственное расположение фигур, опускают в почтовый ящик и с нетерпением ждут письмо от сказочного героя (Буратино, Незнайки, Смешариков). В ответном письме сказочный герой оценивает работу детей и предлагает им новое задание. Задания от сказочных героев всегда принимаются с большим удовольствием.
Выполнение упражнений на упорядочивание предметов по высоте, объёму предмета в целом будет более живым для детей и интересным, если предложить им следующие загадки :
Что за дивные подружки:
Все они живут друг в дружке.
А как выйдут, посмотри:
Выше, ниже малыши.
Как зовут их, назови! (Матрешки).
Ростом разные подружки
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка (Матрешка).
Дети отгадывают загадки, а для доказательства правильности ответа расставляют матрешек по росту: от самой высокой (большой) до самой низкой (маленькой). Затем можно предложить и более сложные задания: найти на глаз матрешку большого или маленького размера, чем образец; подобрать для каждой матрешки коробку соответствующего размера и другие. Решение подобных задач требует от ребенка активной мыслительной деятельности : умения сравнивать игрушки по величине, соотносить их по размеру, умения объяснять ход своих рассуждений.
Загадки математического содержания могут стать необходимым материалом для формирования многих приемов умственной деятельности, в том числе и такого сложного, каким является доказательство.
Каждая загадка это логическая задача, решая которую ребенок должен совершить сложные мыслительные операции. Воспитатель учит не только отгадывать загадки, но и доказывать, используя разные способы доказательств. Любое доказательство это сложное мыслительное действие, в котором объясняются анализ, абстрагирование, выделение существенного, сопоставление. Например, для доказательства загадки :
Три вершинки,
Три угла,
Три сторонки.
Вот и я! (Треугольник)
можно задать вопросы: Про что эта загадка? Почему так думаешь? Посмотри внимательно на эти треугольники и скажи, про какой треугольник загадка? Красный треугольник может быть отгадкой? Почему? А синий треугольник? А вот этот маленький треугольник будет отгадкой? Почему? Так, значит, что ты можешь сказать об отгадке этой загадки?
К загадке :
Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня (Квадрат)
нет свидетельств подтверждающих, что отгадкой загадки является квадрат. Воспитатель ставит такие вопросы: Какие геометрические фигуры ты знаешь? Про какую из этих фигур говорится в загадке? Как об этом говорится? Овал может быть отгадкой? Почему? Круг? Почему? Треугольник может быть отгадкой? Прямоугольник? Так о какой геометрической фигуре говорится в этой загадке? Дети устанавливают, что овал, круг и прямоугольник не могут быть отгадкой, и приходят к выводу, что отгадка -квадрат.
Старшим дошкольникам важно показать необходимость доказательства. С этой целью воспитатель, предложив загадку, дает неправильный путь рассуждения. Например, дети слушают загадку :
Ножек четыре
Шляпок одна.
Нужен, коль станет
Обедать семья (стол)
Воспитатель задает вопросы: про что эта загадка? Почему ты думаешь, что это стол? А может эта загадка про стул? Правильно? Ведь у стула тоже четыре ножки и одна шляпка.
Одни дети могут сразу согласиться с доводами воспитателя, другие начинают искать правильный ответ и доказывать его. Воспитатель должен убедить ребят в том, что нужно не только отгадать, но и доказать свой ответ. Найдя правильный ответ и доказав его, дети радуются своей находчивости, сообразительности, умению рассуждать.
Педагог может использовать загадки и для индивидуальной работы с детьми, в процессе которой он учит ребенка выделять существенные признаки предмета (явления, действия, доказывать истинность высказанного суждения, формирует интерес к отгадыванию и доказыванию загадок математического содержания. Практика показывает, что применение загадок в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений дают положительные результаты, так как интересны детям.
Педагог не должен забывать, что загадки это богатейший познавательный материал, способствующий развитию мышления, наблюдательности, смекалки, интереса к математическим знаниям.