МААМ-картинки

Использование загадок математического содержания для активизации умственной деятельности детей

Татьяна Русяйкина
Использование загадок математического содержания для активизации умственной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы

При обучении дошкольников началам математики особое внимание обращается на развитие у них самостоятельности мышления, умственных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, умения доказывать правильность тех или иных суждений. Неоценимую помощь в этом могут оказать загадки – замечательные образцы устного народного творчества.

В многообразии существующих загадок значительное место занимают загадки математического содержания. В этих загадках предмет или явление анализируется с количественной, пространственной, временной точки зрения, в них выделены простейшие математические отношения. Назначение этих загадок, как указывает З. А. Михайлова, состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные, существенные свойства, математические связи и отношения, замаскированные внешними несущественными данными, а также в создании положительного эмоционального отношения, интереса к изучаемому материалу.

Публикация «Использование загадок математического содержания для активизации умственной деятельности детей» размещена в разделах

Загадки математического содержания это своеобразная увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное эмоциональное состояние, но вместе с тем, это и своеобразное умственное состояние, упражнение в выделении количества, формы, величины, как общего признака анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей.

У нас семь братьев.

Летами все равные,

А именем разные.

Отгадай, кто мы? (Дни недели.)

Два брюшка,

Четыре ушка.

Что это такое? (Подушка.)

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины

Вам его представить рад,

А зовут его … (Квадрат)

Нет углов у меня,

А похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня. (Круг)

Я родился в день дождливый

Под осинкой молодой.

Круглый, гладенький, красивый

С ножкой толстой и прямой. (Гриб.)

Возможности применения загадок широки. Их можно использовать с целью закрепления, уточнения, конкретизации математических знаний, развития у старших дошкольников умения доказывать.

Воспитатель может широко использовать загадки как на занятиях по формированию элементарных математических представлений, так и вне их – во время игр, наблюдений, бесед, чтения, успешно решая вопросы активизации умственной деятельности детей, формирования математических представлений.

Например, с помощью загадок дети могут быть включены в активную работу по составлению и сравнению различных геометрических фигур: квадрата и прямоугольника, треугольника и четырехугольника, круга и овала и т. д.

Предлагая загадку про квадрат :

Угла четыре мне даны.

И все стороны равны.

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня (Квадрат)

воспитатель может предложить такие вопросы: про какую геометрическую фигуру говорится в загадке? Как догадались? Почему квадрат прямоугольнику брат? В чем сходство? Отличие? Вспомните загадку про прямоугольник. Как назвать квадрат и прямоугольник одним словом? Как назвать четырехугольник, у которого все стороны равны?

С большим интересом пишут дети необычные «письма» (слуховой диктант) сказочным героям, используя загадки : посередине листа положите желтый (загадывается загадка про квадрат). Где положили желтый квадрат? Выше и ниже квадрата положите синий и красный (загадывается загадка про треугольник). Где разместили синий треугольник? Красный? Справа от квадрата положите зеленый (загадывается загадка про круг). С какой стороны от квадрата расположили зеленый круг? Слева от квадрата положите оранжевый. (загадывается загадка про круг). С какой стороны от квадрата положили оранжевый круг? Дети «читают» письмо, определяя пространственное расположение фигур, опускают в почтовый ящик и с нетерпением ждут письмо от сказочного героя (Буратино, Незнайки, Смешариков). В ответном письме сказочный герой оценивает работу детей и предлагает им новое задание. Задания от сказочных героев всегда принимаются с большим удовольствием.

Выполнение упражнений на упорядочивание предметов по высоте, объёму предмета в целом будет более живым для детей и интересным, если предложить им следующие загадки :

Что за дивные подружки:

Все они живут друг в дружке.

А как выйдут, посмотри:

Выше, ниже малыши.

Как зовут их, назови! (Матрешки).

Ростом разные подружки

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка (Матрешка).

Дети отгадывают загадки, а для доказательства правильности ответа расставляют матрешек по росту: от самой высокой (большой) до самой низкой (маленькой). Затем можно предложить и более сложные задания: найти на глаз матрешку большого или маленького размера, чем образец; подобрать для каждой матрешки коробку соответствующего размера и другие. Решение подобных задач требует от ребенка активной мыслительной деятельности : умения сравнивать игрушки по величине, соотносить их по размеру, умения объяснять ход своих рассуждений.

Загадки математического содержания могут стать необходимым материалом для формирования многих приемов умственной деятельности, в том числе и такого сложного, каким является доказательство.

Каждая загадка это логическая задача, решая которую ребенок должен совершить сложные мыслительные операции. Воспитатель учит не только отгадывать загадки, но и доказывать, используя разные способы доказательств. Любое доказательство это сложное мыслительное действие, в котором объясняются анализ, абстрагирование, выделение существенного, сопоставление. Например, для доказательства загадки :

Три вершинки,

Три угла,

Три сторонки.

Вот и я! (Треугольник)

можно задать вопросы: Про что эта загадка? Почему так думаешь? Посмотри внимательно на эти треугольники и скажи, про какой треугольник загадка? Красный треугольник может быть отгадкой? Почему? А синий треугольник? А вот этот маленький треугольник будет отгадкой? Почему? Так, значит, что ты можешь сказать об отгадке этой загадки?

К загадке :

Не овал я и не круг,

Треугольнику не друг.

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня (Квадрат)

нет свидетельств подтверждающих, что отгадкой загадки является квадрат. Воспитатель ставит такие вопросы: Какие геометрические фигуры ты знаешь? Про какую из этих фигур говорится в загадке? Как об этом говорится? Овал может быть отгадкой? Почему? Круг? Почему? Треугольник может быть отгадкой? Прямоугольник? Так о какой геометрической фигуре говорится в этой загадке? Дети устанавливают, что овал, круг и прямоугольник не могут быть отгадкой, и приходят к выводу, что отгадка -квадрат.

Старшим дошкольникам важно показать необходимость доказательства. С этой целью воспитатель, предложив загадку, дает неправильный путь рассуждения. Например, дети слушают загадку :

Ножек четыре

Шляпок одна.

Нужен, коль станет

Обедать семья (стол)

Воспитатель задает вопросы: про что эта загадка? Почему ты думаешь, что это стол? А может эта загадка про стул? Правильно? Ведь у стула тоже четыре ножки и одна шляпка.

Одни дети могут сразу согласиться с доводами воспитателя, другие начинают искать правильный ответ и доказывать его. Воспитатель должен убедить ребят в том, что нужно не только отгадать, но и доказать свой ответ. Найдя правильный ответ и доказав его, дети радуются своей находчивости, сообразительности, умению рассуждать.

Педагог может использовать загадки и для индивидуальной работы с детьми, в процессе которой он учит ребенка выделять существенные признаки предмета (явления, действия, доказывать истинность высказанного суждения, формирует интерес к отгадыванию и доказыванию загадок математического содержания. Практика показывает, что применение загадок в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений дают положительные результаты, так как интересны детям.

Педагог не должен забывать, что загадки это богатейший познавательный материал, способствующий развитию мышления, наблюдательности, смекалки, интереса к математическим знаниям.

Публикации по теме:

Игровая деятельность как способ активизации познавательной деятельности на уроках ОБЖ Проблема современной школы — потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Использование магнитного конструктора «Полидрон» в конструктивно-модельной деятельности детей Федеральный государственный образовательный стандарт одним из основных принципов дошкольного образования называет формирование познавательных.

Конкурс любителей загадок физико-технического и астрономического содержания в 7 классе Отгадать загадки физико-технического и астрономического содержания. 1. Летит - молчит, лежит - молчит; Когда умрет, тогда заревет. (Снег).

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Лэпбук для активизации знаний детей о сказках «В гостях у сказки»Лэпбук для активизации знаний детей о сказках «В гостях у сказки» Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная.

Мастер-класс «Технологии активизации исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек»Мастер-класс «Технологии активизации исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек» Тема «Технологии активизации поисково – исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек» Образовательная.

Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование загадок математического содержания для активизации умственной деятельности детей
Опубликовано: 19 января 2020 в 11:56
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование загадок математического содержания для активизации умственной деятельности детей» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Русяйкина (УИ 443943) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД