Лариса Воробьева
Использование элементов ТРИЗ-технологии в развитии речи у детей дошкольного возраста
«Мы должны вводить детей
в сокровищницу нашего богатейшего языка,
но для этого мы сами должны уметь
пользоваться ее сокровищами»
Тихеева Е. И.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени –дошкольному образованию.
Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования - воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.
Публикация «Использование элементов ТРИЗ-технологии в развитии речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Чем внятнее и выразительнее его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т. е. его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.
В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.
Такими средствами являются инновационные технологии, используемые в дошкольном образовании.
Группы инновационных технологий:
Технологии развивающего обучения;
Технологии проблемного обучения (игра «Что делать, если);
Игровые технологии;
Компьютерные технологии;
Здоровьесберегающие технологии;
Альтернативные технологии: метод наглядного моделирования (мнемотехника, карты Проппа, проектная деятельность, технология Синквейна, технология ТРИЗ и др.
Одним из современных способов взаимодействия воспитателя с детьми является ТРИЗ-технология.
ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем.
ТРИЗ–педагогика в России развивается с начала 80-х годов 20 века. Основателем этой технологии является советский ученый Генрих Саулович Альтшуллер.
ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом “Творчество во всем!”.
Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
Основными задачами ТРИЗ-технологии для дошкольников являются : формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для познавательной, продуктивной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование творческой личности.
Используя в работе элементы ТРИЗ по развитию речи с дошкольниками, важно учитывать следующие дидактические принципы:
Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Данный принцип предполагает необходимость воспитания ребёнка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, т. е. учёт возрастного и индивидуального подходов.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.
Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта. Например: мяч- как можно использовать предмет?
Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Например: «Хорошо-плохо».
Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.
На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.
Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т. д.
На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.
В работе по тризовским технологиям используем различные методы и приемы.
Один из методов - синектика, то есть, аналогия. Личностная аналогия (эмпатия)предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Например, предлагаю взять образ цветочка на клумбе, которую забыли полить и рассказать, о чем он думает в данной ситуации. Дети быстро поняли смысл игры и представляли очень интересные варианты ответов.
Прямая аналогия – основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний. Например, игровое задание
«Добавь словечко»
Яркое, теплое (Что)– солнце
Снег, мороженое (Что делают) – тают
Звенит, бежит (Что) — ручей
Затем познакомили детей с методом фокальных объектов, суть которого в переносе признаков одного или несколько предметов на выбранный нами объект. К определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.
Очень интересно проходит игра «Цепочка слов» - Трава какая? – Зеленая, мягкая? А что еще бывает мягкое? – Подушка. А подушка еще какая? – Прямоугольная и т. д.
Еще один метод - мозговой штурм. Он предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения. Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерям.
В работе с детьми элементы ТРИЗ-технологии можно использовать как в организованной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей, стимулируя их речь.
Во время прогулок можно использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т. д. Например, воспитатель обращается к детям: «Давайте оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? и т. д. Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?»
Работа педагога–тризовца предполагает беседы с детьми на исторические темы: «Путешествие в прошлое одежды», «Посуда рассказывает о своем рождении», «История карандаша» и т. п. Рассматривание объекта в его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Дети начинают понимать, что изобретать – это значит решать противоречие.
Главная задача взрослого — создать такую эмоциональную обстановку принятия решения, чтобы дети не боялись в творческих заданиях делать не так, «как положено».
Важно также четко провести границу: есть дидактические задания, где всегда есть правильный ответ, где вкладыш обязан соответствовать по форме и размеру отверстию, а герой — своей сказке. А есть — творческие задания, где принципиально НЕТ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ, где есть только разные возможности, которые каждый автор — и взрослый, и ребенок — использует так, КАК ХОЧЕТ. С первых же своих творческих шагов дети должны почувствовать, что в СВОЕЙ СКАЗКЕ они могут делать все, что захотят, что они — АВТОРЫ созданных новых работ, новой реальности и АВТОРАМ в ТВОРЧЕСТВЕ МОЖНО ВСЁ!
Игры и упражнения по методике ТРИЗ :
Игра «Черное-белое», «Хорошо – плохо», «Да – нет», «Что умеет делать», «Складушки – вычиталки», «Составление и отгадывание загадок», «Загадки – узнавалки», «По кругу», «Волшебный мешок», «Узнавание», «Наоборот», «Эхо», «Волшебная дорожка», «Что лишнее?», «Что вначале, что потом», «Логический поезд» и др.
Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками с помощью специальных методик.
Метод “Каталог”
Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Его суть в применении к синтезу сказок: построение связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т. д.). Метод создан для снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего.
Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный,имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.
Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки). Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.
Правила поиска ответа на вопрос:
- Задается вопрос детям. Например: «Жил-был кто?»
- Воспитатель открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальчиком на любое слово ( например: «Жил-был. карандаш!») Значит, история будет про карандаш, который попал в беду.
- Следующий «ответ» на вопрос ищется на любой другой странице.
- Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи,либо найти другое на этой же строчке.
Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта необходимо:
- «Собирать» сюжет в быстром темпе.
- Эмоционально реагировать на каждый «найденный» ответ (удивление, радость, ужас и др.).
- Использовать приемы драматизации.
- Прекратить искать «ответы» в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя элементы “мозгового штурма”.
Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и «читает» на них ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера. Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и сами дети.
Коллаж из сказок
Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. «Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание…»Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.
Знакомые герои в новых обстоятельствах
Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными. Например: Сказка “Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк. Или Сказка от стишка: - Не знахарка, не ведьма, не ворожка, но обо всем, что в Миске, знает Ложка. Ранним утром ложка из обыкновенной превратилась в волшебную и стала невидимкой.
Спасательные ситуации в сказках
Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств. «Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть.» Предложите свои варианты спасения котенка.
Сказки по-новому
Этот метод помогает по–новому взглянуть на знакомые сюжеты. Старая сказка – «Крошечка-Хаврошечка». Сказка по–новому – «Хаврошечка злая и ленивая».
Сказки о «живых» каплях и кляксах
Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что напоминает?». Далее можно перейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы «живых» капель, клякс помогают сочинить сказку.
Моделирование сказок
Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно–схематической модели. Например, показать какой–то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.
Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого–то еще, а черный он, потому что тот, кто живет в нем – злой.)
На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор, и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель.
Таким образом, хочется отметить, что использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует :
- активизации познавательной деятельности детей;
- созданию мотивационных установок на проявление творчества;
- созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
-повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами;
-формированию осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;
-развитию гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
Именно дошкольный возраст является сенситивным для развития речи детей, он уникален, ибо, как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, поэтому важно не упустить этот период для раскрытия потенциала каждого ребёнка. Речевая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая речь.
Эта технология очень интересна и увлекательна - стоит только поглубже с ней познакомиться.
Удачи Вам, коллеги!