Елена Колоколова
Использование элементов технологии Карла Орфа в деятельности музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Элементарное музицирование по принципам Карла Орфа - это развитие творческого начала, которое, в свою очередь, важно для общего развития личности («для ребенка; с ребенком; исходя из ребенка»). Одна из общих идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания Карла Орфа : «Каждый узнает лишь то, что сам пробует делать» (Песталоцци).
Публикация «Использование элементов технологии Карла Орфа в деятельности музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Музыкальное воспитание по Орфу - это не просто приобщение детей к исполнению. «Задача учителя - облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям» (Э. Жак-Далькроз). Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку. Соответствовать данному утверждению нам помогают современные авторские методики Т. Э. Тютюнниковой, Т. А. Боровик, В. А. Жилина, основанные на системе К. Орфа.
Педагогическая технология элементарного музицировали Карла Орфа – остается одним из актуальных и неотъемлемых компонентов предметно – развивающей среды в ДОУ и действует в рамках принципов ФГОС:
1. Информированность. Знакомство детей с различными звуками (деревянные, металлические, стеклянные и др.). в процессе слушания музыки и ее озвучивании. Инструмент, сделанный из бросового материала стимулирует игровую деятельность детей, вызывает стремление сделать инструмент самому.
2. Вариативность. Объекты среды направлены на решение особых образовательных задач:
1. развитие музыкальных способностей детей;
2. совершенствование способности слушать и наблюдать, импровизировать на шумовых инструментах;
3. развитие творческого воображения и слуховой фантазии;
4. совершенствование умений и навыков в организованной игре в ансамбле и др.
Орфовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка: “Учимся, делая и творя”, поэтому в основе данной системы лежит раскрепощение индивидуально-творческих сил ребенка, развитие природной музыкальности.
Для решения данных задач применяются разные виды деятельности в рамках элементарного музицирования :
- Речевые упражнения. Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.
- Поэтическое музицирование. Оно помогает детям ощутить красоту звучания поэзии и музыки. Благодаря поэтическому музицированию дети не только незаметно, с удовольствием заучивают стихи на память, но читают их с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки. Одним из примеров решения перечисленных задач является озвучивание сказок (сказочки-шумелки).
- Музыкально-двигательные упражнения. Музыкально-двигательные упражнения. Использование двигательных упражнений позволяет подготовить ребенка к спонтанному двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью элементарного движения (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
- Музыкально – дидактические игры с использованием нестандартных инструментов, разнообразного дидактического материала, ритмических партитур, медиа материалов, способствуют развитию ритмического, тембрового и динамического слуха.
3. Полифункциональность. Объекты среды, обеспечивают все составляющие образовательного процесса. Музыкальные и шумовые инструменты используются и в организации свободной деятельности. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную. Изготовление инструментов может проходить в группе с воспитателем на занятиях по конструированию или ИЗО – деятельности, мастер классах с родителями.
4. Принцип достаточности и необходимости. Похожесть инструментов фабричных и самодельных, в то же время всегда есть возможность сделать инструмент особенным – т. о. обеспечивает самовыражение. В каждом дошкольном учреждении обязательно найдутся музыкальные инструменты, сделанные своими руками. В чем же их актуальность? Минимум материальных затрат, творчество, фантазия, простота исполнения, оригинальность, неповторимость.
5. Трансформированность. Музыкальные инструменты, сделанные своими руками легко трансформируются, переделываются: из ударных в шумящие, или наоборот. В рамках образовательной деятельности в группе могут быть дидактическим пособием для решения других образовательных задач.
Карл Орф - творец уникальной концепции музыкального образования для детей считал, что «удобрения обогащают земли и позволяют зернам прорасти, и, как и музыка, вызывает у ребенка силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели». На сегодняшний деть данная педагогическая технология приобретает новый актуальный уровень, объединяя в себе все принципы построения образовательной деятельности и образовательной среды для воспитания полноценной и творческой личности.
Использованные источники (литература) :
1. Тютюнникова, Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа – С. - П. : АСТ, 2001. – 154 с. 26.
2. Тютюнникова Т. Э. Звучащие жесты. Музыка моего тела // Музыкальная палитра. – 2011. – № 5.
3. Галянт И. Г. Палочки-стукалочки и весё лые пальчики: учебно-методическое пособие. Изд-во Челяб. Гос. Пед. Ун-та. 2013.
4. Орф К. Музыка для детей : русс. Версия: т. 1 сост. : Вячеслав Жилин, Оксана Леонтьева, Галина Хохрякова. - Челябинск 2008.
5. Сазонова П. Что такое Орф-педагогика и чем она привлекательна? статья / Педагогическое общество Карла Орфа России 1998 г.