Наталья Артемьева
Использование элементов психогимнастики на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Использование элементов психогимнастики на логопедических занятиях
В настоящее время нагрузки на детей растут, а возможности для отдыха, общения, эмоциональной, речевой и двигательной активности становится все меньше и меньше. На этом фоне в большинстве случаев у детей с ОНР наблюдается нестабильное психоэмоциональное состояние, которое ведёт к снижению работоспособности, речевой активности и быстрой утомляемости.
Публикация «Использование элементов психогимнастики на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
Все эти нарушения тормозят полноценное развитие речевых процессов, впоследствии мешают им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности, интеллектуальные возможности.
Поэтому поиски новых методов и приёмов в логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи по формированию речевых компонентов не утратили своей актуальности.
В настоящее время в дошкольных учреждения все больше используются приемы психологической коррекции, и, не только психологами, но и другими специалистами.
К основным, или фундаментальным, эмоциям относятся те, которые являются врожденными. Основные виды эмоций:
• Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.
• Радость – появляется как следствие или преодоление чего–то, как результат событий и стечений обстоятельств.
• Удивление – кратковременная и очень неопределенная эмоция. Внешней причиной, которой должно быть что-то внезапное, неожиданное.
• Отвращение – понижает чувство достоинства и собственной ценности, ведет к депрессии.
• Гнев – приводит к нарушению ясности мышления, «отравлению» отношений с другими людьми.
• Стыд – внутреннее переживание, сфокусированное на неприятной ситуации.
• Вина – это обязательно осуждение своего поступка и самого себя.
Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление и речевую деятельность. Дети выражают эмоции с помощью выразительных движений - мимики, жестов. У детей с ОВЗ наблюдаются:
• чрезмерная утомляемость;
• непоседливость;
• вспыльчивость;
• замкнутость.
Поэтому я использую психогимнастику в своей коррекционной работе, ведь она является доступной в применении, поскольку в ее основе лежит игра.
Психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально – личностной стороны).
Цель коррекционной работы: использование психогимнастики для эффективной работы с детьми с ЗПР по преодолению общего недоразвития речи.
Задачи:
• пробуждать у детей интерес к образовательной деятельности, к восприятию нового;
• учить детей азбуке выражения эмоций с целью преодоления барьеров в общении, развития лучшего понимания себя и других, снятия психического напряжения;
• создавать максимально благоприятные условия для развития речевых процессов, возможности для самовыражения;
• развивать у детей языковое чутьё;
• стимулировать детскую поисковую активность.
Образовательная деятельность с использованием психогимнастики ориентирована на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с учителем – логопедом. Это позволяет более успешно проводить работу по формированию речевых процессов, добиваться устойчивого внимания, поддерживать положительное эмоциональное состояние детей.
Условия: этюды и игры должны быть короткими, разнообразными и доступными по содержанию. Все компоненты взаимосвязаны. Формирование языка эмоций должно проводиться в структуре работы по коррекции общего недоразвития речи детей на логопедических занятиях и занятиях по логопедической ритмике. На данных занятиях учитывается психологический компонент : работа всегда должна заканчиваться на положительной эмоции.
Положительные эмоции, при выполнении психогимнастики, увеличивают мотивацию, улучшают настроение, запоминание, таким образом, влияют на качество обучения.