Наталия Цыганок
Использование элементов песочной терапии на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков
▼ Скачать
Сегодня в работе учителей-логопедов дошкольных учреждений возникает целый ряд проблем, которые требуют незамедлительного, творческого, комплексного решения.
Во-первых, с каждым годом увеличивается количество дошкольников со сложными нарушениями, представленными сочетанными дефектами в речевой и коммуникативной сфере, которые, помимо этого, осложняются недостаточной развитием интеллектуально-познавательной сферы и проблемами в поведении. Дети не могут сосредоточиться, отвлекаются, быстро утомляются, не воспринимают предлагаемые задания и инструкции. У них отстаёт развитие словесно-логического мышления. Познавательная активность детей низкая, контроль за правильностью выполнения заданий отсутствует.
Публикация «Использование элементов песочной терапии на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
Перед педагогом стоит задача удержать интерес ребёнка, сконцентрировать его внимание, и при этом, решая свои коррекционные задачи, способствовать разностороннему развитию личности ребёнка.
Во-вторых, большинство детей в последние годы соматически ослаблены, им характерно отставание в развитии моторной сферы: у дошкольников выявляются нарушения координации, скорость и четкость выполнения движений общей, тонкой моторики рук, так мимической и артикуляционной. Наибольшие трудности вызывает выполнение движений по словесной инструкции.
В-третьих, сложные сочетанные дефекты у детей с нарушениями речи усложнились наличием нарушений в саморегуляции у детей и, следовательно, – их неспособностью удержать, автоматизировать и самостоятельно ввести в речь уже поставленные звуки.
В-четвёртых, реалии нашего времени таковы, что последние десять лет, дети осваивают речь, учатся ходить и познают компьютерные технологии одновременно. Пребывая в виртуальном компьютерно-телевизионном мире практически с рождения и находясь там круглосуточно, дошкольники лишены речевого общения в семье, они не видят примеров правильного поведения с людьми и не усваивают навыков межличностного общения. А, как следствие, детям сложно научиться играть в сюжетно–ролевые и коллективные игры. Они с удовольствием копируют и переносят в свою деятельность сюжеты мультфильмов и компьютерных игр, имеющих очень часто агрессивное содержание. Но придумать и организовать свою сюжетно-ролевую игру или следовать определённым правилам им очень сложно. Кроме того, современный ФГОС требует от педагогов, чтобы образовательно-воспитательный процесс носил добровольный, а не принудительный характер. Но завлечь и заинтересовать чем-то современных дошкольников становится всё сложнее. Пресыщение виртуальным миром и огромным количеством игрушек приводит
к тому, что детям не интересно на занятиях в детском саду. А предлагаемые игры, они воспринимают, как скучную обязанность или наказание.
Всё вышеперечисленное ставит перед современным педагогом задачи поиска и совершенствования дидактических приёмов, методов образовательно-коррекционной работы, которые одновременно позволяли бы решать коррекционные задачи, способствовали бы разностороннему развитию личности дошкольника, мотивировали бы его познавательную и речевую активность, превращая занятия в интересную игру. Кроме того, эти приёмы и методы должны быть общедоступны и требовать минимум материальных затрат для реализации в образовательных дошкольных учреждениях.
Специфика работы в логопедическом пункте дошкольного учреждения, а также изучение литературы по коррекционному воздействию, помогли по-новому взглянуть на проблему выбора эффективных средств оптимизации коррекционной логопедической помощи детям с речевыми нарушениями. Остановимся на одной, на наш взгляд, целесообразной, универсальной и эффективной методике, которую мы используем на индивидуальных и подгрупповых занятиях в нашем дошкольном учреждении. Это пескотерапия.
Песочная терапия – это методика близкая и знакомая детям, она сама родом из детства. Как известно, самые первые совместные игры детей друг с другом происходят в песочнице. Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит…Знакомый нам с детства песок – простой, но удивительный, таинственный и завораживающий материал. Все: и дети, и взрослые могут часами заниматься с песком; строят замки, лепят куличики, пересыпают с ладони на ладонь.
В то же время, песочная терапия как коррекционно-развивающая методика отнюдь не новое средство. Истоки терапевтической игры с песком уходят в начало двадцатого века. А отцом-основателем данной методики принято считать швейцарского психолога и философа Карла Густава Юнга.
Позднее, терапевтическая и консультативная методика была детально разработана детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд в 1939 году. А отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими. Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.
Мы используем элементы песочной терапии в качестве вспомогательного компонента в логопедической работе на индивидуальных занятиях для автоматизации звуков, развития сенсо-моторных навыков и совершенствования мелкой моторики рук наших детей. Кроме того, использование песочных игр решает проблему заинтересованности детей и повышает эффективность коррекционной работы. Дети с удовольствием идут в логопедический кабинет, потому что для них занятие - это теперь интересная игра, которая каждый раз меняется.
Для реализации коррекционной деятельности посредством песочной терапии нами были созданы специальные условия:
В качестве песочницы мы используем поднос с высокими бортиками размером 50х70х10 см.
Сухой песок мы заменили манной крупой. Это позволяет избежать многих трудностей в работе, таких, как прокаливание и замена песка на новый. К тому же, манная крупа в условиях города, особенно в зимнее время, более доступный материал.
А для упражнений с мокрым песком - мы используем сертифицированный кинетический песок. Кинетический песок-это совершенно новый и необычный материал. Он похож на мокрый песок, но он мягкий и пушистый, он просачивается сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Кинетический песок не рассыпается, как обычный песок и очень легко собирается, даже если попадет на ковер. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры.
Наблюдения и опыт использования данной методики на своих логопедических занятиях позволили сделать следующие выводы.
Песок – это уникальный материал, который:
-можно использовать на занятиях в различных областях дошкольного образования;
-возможно применять для развития всех разделов языковой и коммуникативной компетенции детей;
-позволяет стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию, создаёт психологически-комфортные условия для детей, помогает ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде; способствует развитию эмоционально - волевой сферы;
- развивает тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику, активность и творческие действия; снимает мышечную напряжённость;
- расширяет жизненный опыт и словарный запас, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме, позволяет находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
- совершенствует зрительно - пространственную ориентировку и речевые возможности; повышает речевую мотивацию, скорость запоминания речевого материала и способствует улучшению речевого продуцирования;
- позволяет изменять тематику, структуру и содержание занятий, а также, различные формы организации деятельности детей, в зависимости от доминирующей задачи и эмоционального состояния детей, их конкретных актуальных потребностей и желаний, поскольку заинтересованность и собственная инициатива ребенка выступают залогом успешности работы логопеда и воспитателя;
-помогает автоматизировать необходимые звуки, в результате запоминания большего количества речевого материала.
способствует значительному повышению интереса к занятиям и возрастанию познавательной активности.
Таким образом, активное применение элементов песочной терапии на логопедических занятиях для развития мелкой моторики, работы над
фонетической, лексической, грамматической стороной речи, над формированием фразовой речи, помогает создать положительный эмоциональный настрой и способствует установлению контакта с ребенком. А перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается потребность ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и самостоятельно изучать и действовать. Во-вторых, в песочнице развивается чувствительность кисти и пальцев, как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более слаженно и интенсивно развивается базовая основа речи (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас – сама речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице и творчески подойдя к решению коррекционных задач, учитель-логопед может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия, автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной и продуктивной.
Далее мы предлагаем игры, которые использовались нами на логопедических занятиях с применением элементов песочной терапии.
Упражнения, направленные на отработку длительного произнесения звуков (с, з, ж, ш, р) :
1. Лабиринт.
-В центр песочницы кладётся картинка или маленький домик – гараж, будка и. т. д. у ребёнка в руке машинка, жук, муха и. т. д. Ребёнок от края песочницы рисует фигуркой спиральный лабиринт (круглый или квадратный) и произносит звук длительно.
- (Вариант 2). По лабиринту ребёнок проводит пальцем, проговаривая речевой материал.
2. Полянка. На песочнице раскладываются в хаотичном порядке несколько цветов (камешки марбелс в виде цветов). Ребёнок должен по песку пальчиком перелететь с цветка на цветок.
3. Жук и комар. Дифференциация З и Ж. Песочница делится на две части (верх и низ). Верх – владение жука, низ – комара. Ребёнок рисует по песку – передвигает палец вверх и вниз, при этом издавая правильный звук. Внизу - З, вверху –Ж.
4. Игры с мельницей.
-В центр пустой песочницы ставится мельница. Из чашки сыпем в воронку песок. Ребёнок длительно произносит звук, пока сыпется песок.
- Под мельницей лежит картинка – символ звука. Также сыпем песок и произносим звук, пока картинка не спрячется.
-Под мельницей лежит буква, обозначающая звук. А в стаканчике прячем гласную. Ребёнок тянет звук, пока сыплет песок. Потом соединяет с гласным.
Игры на автоматизацию звуков и дифференциацию звуков.
5. Бильярд.
-В песочнице ребёнок проделывает лунки в произвольном порядке. Ребёнок закатывает в лунки шарик. Произносит слоги, цепочки слогов или слова. Можно сначала произнести. Потом закатить шарик. Сколько слов правильно произнёс. Столько шариков закатил.
- Произнеси слог столько раз, сколько шариков закатил.
6. Зоопарк. Ребёнок рисует клетку и сажает туда (называет) животное с данным звуком.
Забор. Рисует забор и называет домашних животных со звуком.
Рисует дороги. Называет транспорт со звуком.
Рисует клумбы (круги). Сажает туда цветы.
Если ребёнку сложно придумать или вспомнить слова, можно выбрать из предложенных картинок со звуком.
7. Фигуры. Ребёнок рисует чередующиеся фигуры и проговаривает слова.
8. После шторма. Рыбки – марбелс зарыты в песке. При дифференциации звуков – рыбки двух цветов.
Коробочки или одна. Море, река… Шторм выбросил всех рыбок на берег. Ты должен их найти в песке и бросить в море, но рыбка попадёт в море. Если ты правильно проговоришь слова.
9. Жуки. Найди жуков. Произнеси слово и найди жука в песке. Жук покажется, если ты правильно произнесёшь.
10. Следы. Под песком спрятаны распечатанные картинки со следами. Зима покрыла снегом полянку. Найди следы, которые под снегом. Ребёнок сдувает песок трубочкой. Называет, чей след. Можно назвать детёнышей, или ласково. Посчитать и т. д.
11. Санки. Из мокрого песка сделать горку. Ребёнок проводит рукой по горке (ладошкой, кулачком, тыльной стороной) и произносит слова. Санки съезжают. Сильно на песок не давить. Произносят слова со звуком с.
Чтобы саночки поехали. Надо придумать слова со звуком с.
13. Комары. На песке лежат картинки-комарики. Ребёнок произносит слово со звуком З. И ловит комара (прячет его в песок).
14. Луша и Лина. Дифференциация Л – Ль. Ребёнок отыскивает картинки в песке. Кладёт их к изображению Луши или Лины. Игру можно связать с лексической темой: одежда девочек. Любимые игрушки. Любимая еда и т. д.