Ирина Михайлова
Использование визуальных стимулов в процессе обучения детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Часто у детей с РАС развитие визуального восприятия опережает развитие других когнитивных способностей. Большинство людей с РАС понимают то, что они ВИДЯТ, лучше, чем то, что они СЛЫШАТ. Речь трудно уловить. Она исчезает, как только она произнесена, – слово не воробей. АУТИЧНОМУ РЕБЕНКу, труднее сосредоточиться на том что ему говорят, чем всем остальным, ребенка с РАС постоянно отвлекает что-то в окружающей обстановке. Если он не «настроен» на устную информацию, то он пропустит сказанное «мимо ушей», прежде чем поймет, что с ним вообще говорят…. С большой вероятностью эта информация будет пропущена.
Публикация «Использование визуальных стимулов в процессе обучения детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Как партнеру по коммуникации именно нам очень важно понять, что ребенок с аутизмом понимает нашу речь гораздо хуже, чем нам может казаться.
По этой причине педагогам следует интенсивно использовать визуальное расписание во время занятия. Визуальная поддержка помогает выполнить задания быстрее, повышает самостоятельность, снижает тревожность и делает распорядок дня и окружающую обстановку более конкретным и и понятными.
Организация визуального пространства
Чтобы организовать пространство ребенка, нужно провести наблюдение и обратить внимание на следующее:
- сложно ли ребенку долго находиться на одном месте?
- сложно ли ребенку переходить из одного места в другое?
- убегает ли ребенок, когда он огорчен или рассержен и куда убегает?
- отвлекают ли ребенка предметы, расположенные вокруг него, или проходящие мимо люди?
В зависимости от ваших наблюдений вы должны:
- ограничить визуальное пространство ребенка и визуально определить зоны для игры и для занятия;
-обозначить место для отдыха и уединения;
- прикрепить карточку с фотографией ребенка на стул, на котором он сидит во время группового занятия.
- организовать окружающую обстановку с помощью картинок-ярлыков.
В повседневной жизни нас окружает множество знаков-ярлыков: всем известный значок в туалете является ярлыком, надпись на обертки мороженного «клубничное» тоже ярлык. Чтобы ребенку было легче ориентироваться в пространстве, многие вещи в окружающей обстановке могут быть помечены картинкой или словом. Материалы в группе могут быть обозначены с помощью слов или картинок. Такие ярлыки помогут ребенку быть более самостоятельным, класть все свои места, а также легко найти то, что ему нужно.
Организация структуры занятия
Картинки визуального расписания говорят о том:
- что ребенок должен сделать сейчас (какое задание)
- сколько заданий ребенок должен сделать перед тем, как получит поощрение;
- какое поощрение получит после того, как окончит задание.
в расписание необходимо вставить карманчик сделано, куда складываются картинки с выполненными заданиями, сбор всех картинок свидетельствует об окончании задания.
Хорошо структурированная визуальное расписание качественно улучшает жизнь ребёнка, потому что обладает следующими преимуществами:
1. Научить аутичного ребенка быть более самостоятельным, и не зависеть от подсказок и инструкций окружающих.
2. Уменьшить нежелательное поведение и улучшить сотрудничество, т. к. визуальное расписание может включать также те задания, которые ребенок любит выполнять, и может быть организовано таким способом, чтобы ребенок смог совмещать выполнение более сложных заданий с более легким и мотивационными.
• 3. активизируются Самые сильные стороны – для развития и обучения. Визуальный канал наиболее развит у большинства детей с РАС. Расписание позволяет изучать новое и автоматизировать известное, опираясь на сильную сторону ребёнка.
• 4. Исключение лишней речи из перечня внешних раздражителей. Визуальное расписание убирает из жизни ребёнка избыток речи от взрослых и необходимость реагировать на их изменчивые слова (= удаляет ребёнка от сенсорных перегрузок)
• 5. Фиксация начала решения проблемы и результата усилий. Иллюстрации объясняют, с чего начинать любой сложный для ребёнка процесс и чем должна заканчиваться цепочка его действий.
• 6. Снижение тревожности благодаря предсказуемости будущего, в том числе в новых обстоятельствах. Расписание делает предсказуемым изученный алгоритм действий и впервые осуществляемый процесс. Это особенно ценно, когда ребёнок оказывается в новых обстоятельствах (иное помещение, другие люди и т. п.). Такая предсказуемость снижает общую тревожность от неизвестности будущего.
• 7. Развитие самостоятельности. Это автоматический плюс любой самостоятельности. С помощью визуальных подсказок путь к самостоятельности становится кратким и наиболее безопасным.
• 8. Первые посылы к обучению чтению. Когда иллюстрации следуют слева направо, расписание может стать первым шагом на пути к чтению. Когдаслово сопровождается картинкой, научиться читать существенно легче.
Сначала - потом
Некоторые дети затрудняются следовать визуальному расписанию, несмотря на все приложенные взрослыми усилия. В таких случаях, чтобы облегчить задачу и доступнее объяснить ребенку, что от него требуется, воспитатель может использовать карточку «сначала – потом». В поле Сначала прикрепляется карточка, изображающая задание, а в поле Потом прикрепляется карточка с изображением поощрения.
Визуальное напоминание.
Визуальное напоминание о правиле поведения позволяют воспитателю не прерывать занятие на объяснение ребенку, что он делает неправильно. Например, ребенок громко кричит. В этот момент говорить ему что то бесполезно, однако можно показать карточку с сомкнутыми губами и пальцем возле них, символизирующую молчание.
Следование распорядку дня по визуальному расписанию.
Мы все следуем определенному расписанию. У многих из нас есть блокноты, сотовые телефоны, календари, куда мы записываем что и когда нам необходимо делать. Такие списки помогают нам самостоятельно переходить от одного дела к другому. Точно так же составление расписания для аутичного ребенка является огромной помощью и средством развития самостоятельности. Визуальный график четко и понятно организует день, ребенок видит, что от него ожидается, например, когда он будет играть, когда кушать или когда заниматься. Многим аутичным детям свойственна тревожность, которая провоцируется непредсказуемостью событий в течении дня. Если ребенок у ребенка есть визуальное расписание, он может контролировать последовательность событий. Соответственно, он будет меньше тревожиться. Чем больше конкретной информации предоставляется аутичному ребенку, тем меньше его тревожность и выше продуктивность.
Что же представляет собой визуальное расписание? Говоря максимально просто:
• Это последовательность картинок, фотографий, слов или чисел, которые отображают этапы каких-то событий или занятий.
Если подходить к вопросу широко, то почти все люди. Наверняка, в органайзере и вашего мобильного телефона многие события и встречи сопровождаются подходящими картинками.
Однако обычным людям не нужно напоминать себе о многих бытовых моментах. Мы так привыкли к ним, что выполняем эти действия совершенно автоматически. И вот здесь существует значительное отличие обычной нервной системы от нервной системы аутичного человека:
• Во-первых, дети с РАС плохо справляются с большинством привычных процессов, когда у них нет четкой структуры перед глазами.
• Во-вторых, они гораздо более чувствительны к внешним раздражителям, которые атакуют сенсорную систему.
) В этих сложных условиях визуальное расписание способно превратить хаос в порядок, что снижает тревожность и придает уверенности маленькому человеку.