Евгения Булычева
Использование виртуальных экскурсий в работе инструктора по физической культуре
▼ Скачать +Заказ
Одним из пяти направлений развития и образования детей в ДОО является образовательная область «Физическое развитие».
Содержание данной образовательной области включает в себя несколько направлений (ФГОС ДО п. 2.6.):
Публикация «Использование виртуальных экскурсий в работе инструктора по физической культуре» размещена в разделах
- приобретение детьми двигательного опыта, связанного с выполнением упражнений, направленных на развитие координации и гибкости; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
На последнем направлении хотелось бы остановиться более подробно.
В детском саду № 16 "Колокольчик" (корпус 2) г. Шадринска имеются группы оздоровительной и коррекционной направленности, поэтому вопросы сохранения и укрепления здоровья детей являются приоритетной задачей и стоят в центре деятельности каждого педагога, в том числе и инструктора по физической культуре.
В связи с этим особую актуальность приобретает организация в ДОУ секции физкультурно-оздоровительной направленности «Азбука здоровья», в рамках которой для воспитанников подготовительной группы разработан цикл познавательных и практических мероприятий по ознакомлению с доступными для детей сведениями из истории олимпийского движения, с играми разных времён и народов, разными видами спорта.
Одной из эффективных форм данной деятельности являются обзорные тематические экскурсии и прогулки-походы по спортивным объектам города.
Экскурсия (в переводе с латинского) означает вылазка, набег, вторжение. Это посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения.
В ходе экскурсий по спортивному Шадринску дети знакомятся с разными видами спорта, разнообразным спортивным оборудованием и снарядами, устройством спортивных залов и стадионов.
Разработано 10 экскурсионных маршрутов:
* стадион «Дружба» (МБОУ «Лицей № 1);
* ДЮСШ;
* легкоатлетический манеж;
* ДЮСШ «Ермак»;
*спортивный зал (МБОУ «Лицей № 1);
*спортивный клуб «Дружба» (МБОУ «Лицей № 1);
*скалодром (фитнес-центр «ЦЕХ»);
*стадион и спортивный зал «Торпедо»;
* УСК «Олимп»;
* ФОК «Парус».
На базе спортивных объектов проводятся как познавательные, так и практические оздоровительные мероприятия.
Не всегда есть возможность организовать в ДОУ с детьми экскурсии и походы, встречи с интересными людьми. И здесь на помощь приходят электронные средства обучения и информационно-коммуникационные технологии, которые все больше и больше входят в жизнь детского сада. Не остаемся в стороне и мы – инструкторы по физической культуре.
Конечно, ничто не заменит ребенку живое общение, но все же виртуальные экскурсии и беседы, видеоконференции помогают организовать интересные и информативные мероприятия для дошкольников.
Что же такое виртуальная экскурсия? Это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально-существующих объектов. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс.
Виртуальная экскурсия имеет целый ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями.
• Доступность. У виртуальных экскурсий нет границ. Не покидая здания детского сада, мы можем посетить и познакомиться с объектами, расположенными далеко за его пределами, получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства.
• Наглядность - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Достоинство данных экскурсий в том, что педагог сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.
• Возможность просмотра в любое время.
• Возможность повторного просмотра экскурсии и предлагаемой информации.
• При необходимости возможность сделать стоп-кадр.
• Наличие интерактивных заданий (проблемные вопросы, отгадывание загадок, творческие задания).
По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть нескольких видов:
– фотопутешествие. Оформляется в виде электронных презентаций или слайд-шоу.
– видеоэкскурсия. Это могут быть видеозаписи, видеоролики, которые сопровождаются комментариями экскурсовода.
Этапы создания виртуальной экскурсии:
– выбор темы;
– постановка цели и задач экскурсии;
– отбор и изучение экскурсионных объектов;
– изучение литературы по данному вопросу;
– подбор фото и иллюстраций, музыкального сопровождения;
– составление плана ведения экскурсии - маршрута экскурсии на основе видеоряда;
– подготовка речи экскурсовода. Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо обратить внимание на то, чтобы он соответствовал возрастным особенностям воспитанников и полностью раскрывал тему. Текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода».
– определение техники ведения виртуальной экскурсии;
– необходимо также помнить, что занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся. А продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет – 5-7 минут (СП 2.4.3648-20 п. 2.10.2);
– показ экскурсии. Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с детьми, в ходе которой педагог определяет цели и задачи экскурсии. Заканчиваем виртуальную экскурсию итоговой беседой - вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.
Нами разработаны восемь видео экскурсий по спортивному Шадринску. Часть материалов была представлена в сети интернет в группах ВК: для детей и родителей воспитанников в группе «Колокольчик», на муниципальном уровне - для инструкторов по физической культуре г. Шадринска в группе «МО инструкторов по ФК г. Шадринск»; на федеральном уровне - в группе «Физинструктор. ru».
Решающее значение в повышении интереса у детей к физической культуре, занятиям спортом имеет личный пример людей, которые профессионально этим занимаются и добиваются значительных успехов в этой области. Встреча с такими людьми дает возможность понять, что спортсменом или, по крайней мере, физически развитым может стать каждый человек, стоит лишь приложить старание и упорство. Организовав виртуальную экскурсию в спортивный клуб «Дружба», мы рассказали экскурсантам о его руководителе, знаменитом спортсмене по пауэрлифтингу - Степаненко Сергее Александровиче - мастере спорта России по силовому троеборью, чемпионе области и России, тренере высшей категории.
Интерактивное общение с помощью программы Skype позволило расширить возможности по развитию познавательных интересов детей. Была проведена онлайн пресс-конференция с олимпийской чемпионкой по тяжелой атлетике А. И. Важениной, в ходе которой дети сами, как настоящие журналисты, представлялись, задавали интересующие их вопросы, а гостья студии отвечала на них с экрана. Таким образом были использованы две разные формы проведения виртуальных встреч с интересными людьми.
Основной результат данной деятельности - развитие у детей положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни; знакомство со знаменитыми людьми города, их высокими спортивными достижениями; закрепление знаний детей о различных видах спорта, формирование интереса к определенному виду спорта и желания заниматься в какой-либо спортивной секции.