Марина Х
Использование в образовательном процессе технологии ТРИЗ. Круги Луллия
▼ Скачать + Заказать документы
В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому педагог должен искать интересные детям и в тоже время несложные способы развития ребенка. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения непонятна. В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные приёмы и методы. Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали «Кольцами Луллия».
Публикация «Использование в образовательном процессе технологии ТРИЗ, Круги Луллия» размещена в разделах
Главной целью использования ТРИЗ-технологии (кругов Луллия) является: «Формирование представлений дошкольников об окружающем мире; развитие творческого мышления и воображения; обогащения словарного запаса; формирование элементарных математических и экологических представлений».
Задачи:
- формировать целостную картину мира;
- воспитывать интерес к поисковой деятельности, стремление разрабатывать необычные варианты составления и решения задач;
- развивать речь, память, творчество, воображение;
- развивать мышление;
- развивать художественно-эстетические навыки детей.
В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.
В современном образовательном процессе это круги с картинками, подобранные по изучаемым темам Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата.
На мой взгляд, именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг. Я считаю, что детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать световосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). А самое главное – они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать, пусть пока сказочные, но проблемы и обрести веру в свой успех.
Таким образом использовать круги Луллия можно в познавательном развитии, как на занятиях (ознакомление с окружающим, развитие речи, математика и др., так и в индивидуальной работе с детьми, представляя их детям как чудесные кольца или загадочные круги.
• Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.
• Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.
• В работе с детьми 5-го года жизни используют 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом.
• Дети 6-го года вполне справляются с заданиями, в которых используются 3-4 круга с 8 секторами на каждом.
С использованием кругов Луллия занятия превращаются в увлекательную игру-путешествие по бескрайнему миру предметов, явлений, событий.
Хотелось бы на практике рассказать об использовании колец Луллия в развитии творческого воображения детей.
В своей практике я использую следующие формы работы:
- На индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.
- В ООД по речевому, познавательному развитию (как часть занятия).
- В игровой деятельности вне занятий.
- В самостоятельной деятельности детей.
-В показе мастер-классов для педагогов и родителей с учетом ФГОС ДО.
Применяю 2 способа изготовления кругов Луллия.
1 способ:
Вырезаем два круга из пластика, картона, в середине проделываем
отверстия (можно взять две старые пластинки). По их диаметру вырезаем бумажные круги для заданий. Разделяем на 8 секторов, можно (4,6,8). Беру два прямоугольника (можно картон, пластик, ДВП). В нижнем прямоугольнике вставляем крепления (штыри). В верхнем прямоугольнике вырезаем ромб так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка свободно накрывается. Круги должны свободно вращаться за выступы.
Игра проводится в паре или подгруппой детей. Берутся круги с выбранной темой. В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания второго кольца. В этих играх обязательно картинка первого круга должна соответствовать картинке второго круга.
2 способ: На стержень нанизываем два или три круга разного диаметра по типу пирамидки. Сверху устанавливаем стрелку. Все круги разделяем на одинаковое количество секторов. На них располагаем картинки предметные, сюжетные, буквы, цифры, схемы или слова. Круги и стрелка должны свободно двигаться.
Игра проводится в паре или подгруппой детей. Например: на верхнем круге звуковая схема слов, в руках у детей картинки к этим схемам. По правилам игры к схеме нужно подобрать соответствующую картинку или к картинке подобрать соответствующую схему. Степень сложности заданий должна возрастать постепенно. Все свои действия дети сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте.
В чем отличие двух вариантов? Особых отличий и нет. Хотите придать игре эффект таинственности и неожиданности? Выбираем вариант игру с окошком: детям очень нравится появление чуда. Ставите перед собой цель научить детей обзорному видению? Берем конверты с выбранной темой и встаем в круг вокруг второго варианта.
Это пособие вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Наш детский сад «Малыш» работает над годовой задачей «Способствовать речевому развитию детей через использование современных образовательных технологий». Решая и изучая её, я поняла, что круги Луллия это тот материал, который поможет развитию логического мышления, внимания, навыков устной речи, воображения, сформирует навыки, позволяющие самостоятельно решать возникающие проблемы. Данное пособие может заменить большое количество наглядного материала и дидактических игр.
Я составила картотеку игр, необходимых для моей работы.
Игры с «Кругами Луллия» можно условно разделить на три типа:
- игры на подбор пары.
- игры с элементом случайности в установке колец.
- игры на развитие творческого воображения. .
Причём одну и ту же игру можно проиграть с детьми по двум типам.
Дидактическая игра «Посчитай-ка»
Дидактическая игра «Мамы и их детёныши»
Дидактическая игра «Кто что ест и где живет?»
Дидактическая игра «Дерево, листья и плоды»
Дидактическая игра «Придумай фантастическую историю или сказку».
Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Дидактическая игра «Кто что ест?
Дидактическая игра «Мамы и их детёныши»
Дидактическая игра «Подбери цифре количество предметов
Дидактическая игра «Цветные картинки»
Дидактическая игра «На что похоже»
Дидактическая игра «Расскажи сказку»
Дидактическая игра «Найди чья тень»
Дидактическая игра «Скажи эмоционально»
Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Дидактическая игра «Чей хвост»
Дидактическая игра «Музыкальные профессии»
Дидактическая игра «Узнай животное и подбери картинку
Дидактическая игра «Волшебная сказка»
Дидактическая игра «Времена года»
Дидактическая игра «Обозначь цифрой»
Дидактическая игра «Расскажи сказку».
Дидактическая игра «Чьи следы».
Дидактическая игра «Накорми животное».
Дидактическая игра «Найди место звука в слове».
Дидактическая игра «Сложи слово»
Дидактическая игра «Найди геометрические фигуры»
Использование современных технологии в работе с детьми - несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. В работе с кругами Луллия, я поняла, насколько они помогают реализовать все возможности детей, с учетом их психологических особенностей. Мои дети проявляют немалый интерес к новой игре, помогающей развивать их речевую активность и словотворчество. Я предполагаю, что наша дальнейшая работа улучшит результат.
Также, могу отметить что дети самостоятельно играют с «Кругами Луллия» в свободное время, где закрепляют материал, отработанный на занятиях. Дети с удовольствием заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры. Оно многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.
Я убеждена, что адаптивное использование «Кругов Луллия» в группах с воспитанниками в совместной и самостоятельной деятельности педагогов, родителей поможет детям в повышении уровня речевого развития, а так же в развитии познавательной активности, мелкой моторики рук, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.
В результате обучения с использованием элементов технологии ТРИЗ (круги Луллия) у детей повысился уровень развития творческого мышления, основными показателями и критериями которого являются: умение рассуждать и делать выводы; находчивость; внимательность и сообразительность; творческая фантазия.
Работа с творческими задачами также способствует повышению уровня речевого развития. Речь детей становится более осознанной и произвольной. У детей закрепляются и навыки самостоятельной работы. Они овладевают умением сравнивать и обобщать.
Итак, методы и приемы ТРИЗ работают, как минимум, в четырех направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера. Работа с кругами Луллия интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе дошкольного образования, дополняет ее с получением большей эффективности в результатах.
Варианты использования этой методики безграничны, детям она очень нравится. Я считаю, что данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.