Мокровская Дарья
Использование утреннего круга для развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование утреннего круга для развития
коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста
Мокровская Дарья Дмитриевна
воспитатель ГБДОУ детского сада № 30
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Аннотация. В статье описывается опыт проведенного детско-родительского проекта по развитию коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством утреннего круга. В качестве темы для проведения опыта была предложена тема «Детский сад. Игрушки». Автором были использованы следующие методы и приемы формирования коммуникативных навыков : игра «Корреспондент журнала «Радуга», пальчиковая гимнастика «Детский сад», приветствие «Передай улыбку другу». В качестве результата проекта был создан продукт - видеофильм «Наши утренние круги».
Публикация «Использование утреннего круга для развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Утреннее приветствие, утренний круг
- Темочки
Ключевые слова. Детско-родительский проект, утренний круг, коммуникативные навыки, игра, пальчиковая гимнастика.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования в разделе «Федеральная рабочая программа воспитание» уделяет внимание вопросам воспитания и развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста и вопросам общения детей и родителей. В настоящее время родителями уделяется недостаточно внимания этой проблеме. Большинство дошкольников болезненно переживают приход в детский сад. Утренний круг — это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах игр и т. д. [1]. Использование детско-родительского проекта в данном направлении помогает развитию коммуникативных навыков среди сверстников и взрослых, развитию социально-культурных ценностей, семейных ценностей.
В ноябре 2023-2024 учебного года в ГБДОУ детском саду № 30 Василеостровского района автором был реализован детско-родительский проект «Развитие коммуникативных навыков посредством утреннего круга».
Приход в детский сад, как правило, тяжело переживают большинство дошкольников : их рано разбудили, оторвали от дома, любимых игрушек, ребенок обижен на всех. Проект был направлен на решение данных проблем.
В соответствии с темой дня подбирались минутки вхождения в день, игры, пальчиковые гимнастики, помогающие сплотить детский коллектив, способствующие формированию внимательного отношения друг к другу, снижающие раздражительность и агрессию.
Целью данного проекта явилось создание условий для положительного эмоционального настроя детей, формирования у ребенка уверенности, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.
Основные задачи проекта:
1) Создать условия взаимодействия детей с педагогом.
2) Развивать у детей коммуникативные навыки.
3) Учить детей аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения.
В проекте приняло участие 14 детей, воспитанников второй младшей группы ГБДОУ № 30 Василеостровского района Санкт-Петербурга.
Проект включал следующие этапы:
I. Подготовительный;
II. Практический;
III. Заключительный.
На подготовительном этапе автор на основе методических материалов составил паспорт проекта и картотеку утренних кругов. Также автором проведена консультация с родителями о пользе утренних кругов и беседа о начале работы и ее задачах.
Практический этап включал в себя ежедневное проведение утренних кругов, а также их видеосъемку для создания продукта проекта - видеофильма «Наши утренние круги».
В начале каждого утреннего круга воспитатель приглашает детей собраться :
1) звонит в колокольчик;
2) произносит фразу: «Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй!»
Далее идет приветствие «Передай улыбку по кругу» :
«Собрались ребята в круг слева – друг и справа – друг. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся».
После приветствия происходит сама беседа с детьми, в форме игры:
«Представьте, что я корреспондент детского журнала «Радуга» и хочу написать статью о нашем садике в газете».
В игру вводится микрофон. По очереди обращаясь к детям, автор задает им вопросы.
«Как называется наша группа? Для чего нам спальня? Раздевалка? Туалетная? Игровая? Что мы делаем в этих комнатах? Что есть в спальне и т. д.».
В конце каждого утреннего круга дети совместно с педагогом выполняют пальчиковую гимнастику «Детский сад» под веселую считалочку:
«Как живёшь? Вот так!» Показать большой палец.
«Как идёшь? Вот так!» Пошагать двумя пальцами одной руки по ладони другой.
«Как берёшь? Вот так!» Тремя пальцами.
«Как даёшь? Вот так!» Раскрытой ладонью.
«Как грозишь? Вот так!» Указательным пальцем.
«Ночью спишь? Вот так!» Все пальцы сложить «лодочкой» и положить на них голову.
«Ждёшь обед? Вот так!» Кулачок под щёку.
«А шалишь? Вот так!» Надуть щёки и ударить по ним ладошками.
На заключительном этапе данного проекта автором создан видеофильм «Наши утренние круги», который демонстрируется родителям дошкольников группы, также распространяется среди работников детского сада.
По итогам данного проекта с помощью утреннего круга было создано благоприятное воспитательное пространство взаимодействия семьи и ГБДОУ детского сада № 30 Василеостровского района по вопросам ознакомления дошкольников младшего возраста с развитием коммуникативных навыков :
дети активно отвечают на вопросы воспитателя;
проявляют интерес к общению с сверстниками;
родители имеют представление об утреннем круге, активно задают вопросы.
Детско-родительский проект показал высокую эффективность применения утренних кругов для формирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста.
В качестве развития вышеописанного проекта автором была создана картотека вечерних кругов по данной теме.
Литература:
[1]. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное, испр. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
Свирская. Лидия Васильевна. С24 Утро радостных встреч : [метод, пособие] / Лидия Свирская. — М. : Издательство «Линка-Пресс*, 2010. — 240 с. — ISBN 978-5-904346-17-1.