МААМ-картинки

Использование творческих семинаров с ТРИЗ в процессе преемственности с школой

Валентина Платонова
Использование творческих семинаров с ТРИЗ в процессе преемственности с школой
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые коллеги!

Работа по ТРИЗ-РТВ – одна из форм преображения деятельности дошкольника в детском саду. Тренировка детского воображения не только значительно повышает интеллект, математическую готовность, концентрацию внимания, но и крайне важна для успешного разрешения разного рода жизненных конфликтов.

Созданная Г. С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач явилась базой для новой методологии развития творческого потенциала человека, обучения приемам, избавляющим мышление от ненужных штампов. И чем раньше начнется такое обучение, тем более высокий результат будет достигнут. Причина столь яркого проявления творческих способностей объясняется высоким уровнем развития воображения в детстве, обучения приемам поиска новой и систематизации имеющейся информации, развития познавательной направленности мышления детей.

Публикация «Использование творческих семинаров с ТРИЗ в процессе преемственности с школой» размещена в разделах

Цель ТРИЗ - активизировать логику мышления ребенка, его творческий потенциал, заложить основу для фундамента диалектического мышления. Да, необходимо развивать творческий потенциал детей, но нуждается в этом развитии и творческий потенциал взрослых – педагогов: воспитателей и учителей школы.

Опыт работы показал, что взрослые более трудно обучаемы из-за инерции мышления.

Педагогов, впервые сталкивающихся с ТРИЗ (теорией решения изобретательских задач, буквально ошеломляет нетрадиционный подход к построению учебно-воспитательного процесса, возможность активизировать мышление и интеллектуальную работоспособность, раскрепостить ребенка и взрослого, спровоцировать проявление их творческих способностей.

Более того, педагог, работающий по ТРИЗ-РТВ, постепенно сам начинает чувствовать себя более уверенно в процессе решения творческих задач, проблем различного характера. Но прежде, чем педагог начнет работать по данной технологии, станет чему-то учить детей, необходимо научить его самого.

Для овладения ТРИЗ необходимо вложить много труда, как при изучении любой другой науки. Довести применение ТРИЗ до автоматизма требует еще больших усилий. Стадии овладения определенными навыками превосходно сформулировал великий русский режиссер и основатель театральной школы К. Станиславский: «Сложное сделать простым, простое сделать привычным, привычное сделать приятным». И далее он говорит о путях достижения этого: «Далеко не все имеют волю и настойчивость, чтобы добраться до настоящего искусства, только знать систему мало. Надо уметь и мочь. Для этого необходима ежедневная, постоянная тренировка, муштра в течение всей артистической карьеры». (К. С. Станиславский «Работа актера над собой» Ч I – М – Л, 1948г. с. 13).

Как же проводится работа в детском саду по воплощению теории решения изобретательских задач среди педагогов?

Вначале идет знакомство с развитием воображения, творчества, фантазии, мышления. Это важно для дальнейшей работы по теме. Затем уже непосредственно переходим к изучению групп методов. Перед ознакомлением с новой темой идет обязательное закрепление ранее изученного материала в форме вопросов, задач, практической деятельности, рассказов, игр, то есть используются семинары-тренинги. Таким образом, каждая изучаемая тема опирается, кроме консультативно – практического введения в курс, на тренинговые задания или игры, ранее изученной темы, что позволяет педагогам более активно усваивать изучаемый материал, а предлагаемая им домашняя работа способствует развитию творческого мышления, индивидуальности каждого из воспитателей.

После прохождения группы методов, основанной на определенном подходе: системном, математическом, перемене мест и т. д. обязательно проводится семинар-брифинг, который уточняет, упорядочивает знания воспитателей по этим группам методов, позволяет им не согласиться с коллегами, о чем-то поспорить, предложить свою точку зрения. Основной целью всех проводимых семинаров является формирование у участников навыков практического применения элементов ТРИЗ в педагогической деятельности.

Как вы понимаете, такая работа позволяет неоднократно касаться методов активизации мышления, что способствует их лучшему усвоению.

Но такая работа должна вестись не только в дошкольном учреждении, но и в школе.

Мы, наверное, часто слышали в школе такие фразы :

- Выучите правило!

- Примените теорему!

- Подставьте в формулу!

Да, да! Именно эти слова мы часто, слишком часто слышали в школе. И как спокойно и радостно было на душе у учителей и родителей, когда мы учили, знали: куда и что подставить и что к чему применить.

А вот теперь послушайте такие фразы:

- Что вы думаете?

- Придумайте?

- Выберите из нескольких вариантов самое приемлемое решение!

Что лучше?

Да, безусловно, учиться и приобретать знания просто необходимо. Но как же загрузить человека этими знаниями, не снизив при этом полет творчества? На этот вопрос мы пытались получить ответы на совместных творческих семинарах педагогов дошкольного учреждения и средней школы №9.

На самом первом совместном семинаре, проведенном в дошкольном образовательном учреждении, мы показали учителям начальной школы серию занятий с детьми по применению методов ТРИЗ, затем была организована дискуссия: «за» и «против» использования теории решения изобретательских задач в работе с детьми. Мнения выступавших были только положительными. Из высказываний учителей школы, педагога-психолога и завуча начальных классов было ясно: ТРИЗ они приняли и будут его продолжать в начальных классах. В дальнейшем была проведена серия семинаров-тренингов с использованием методов, предложенных С. И. Гин, А. М. Страунинг («Мир фантазии» : методическое пособие для учителя начальной школы, «Методы активизации мышления дошкольников»). В результате изучения данных пособий было выявлено, что почти все приемы вполне подходят и для детей старшего дошкольного возраста, и для детей младшего дошкольного возраста (прием «Объединение», прием «Морфологический анализ», «Метод фокальных объектов», «Оживление» и другие). Поэтому на совместных семинарах с помощью решения жизненных и литературных задач доказывалось, что можно научить детей не только логически рассуждать, выискивая и разрешая противоречия, но и приобщаться к реальной жизни, учась решать жизненные проблемы, творческие учебные задачи. А для этого необходимо развитое мышление. Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое).

Тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют «интеллектуальным», дивергентного - «креативным».

Интеллектуал готов решать задачи, даже весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологи решения, так называемые «закрытые задачи». Именно такие задачи традиционны в современной школе с ее репродуктивным обучением.

Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремясь за рамки узко поставленного условия.

Давайте представим себе такую ситуацию: Вы хотите есть. На столе перед Вами хлеб. Как быть?

Конечно, ответ очевиден, и задачи пока нет. Но вот появляется дополнительное условие: возле стола голодный лев. Он тоже, как и Вы хочет есть. И ждет, когда за хлебом явитесь Вы. Как быть?

А вот это уже изобретательская задача.

Между воспитателями детского сада и учителями начальных классов был проведен творческий семинар «Игры по РТВ для дошкольников и младших школьников». На нем было показано, что любое учебное задание может быть превращено в игру. Ведь игры – самый эффективный способ обучения детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Известно, что учебный материал почти наверняка будет принят детьми, если он изложен в игровой форме. В программе семинара были использованы игры «Хорошо - плохо», «Маленькие человечки», «Да-нетка», «Найди части», «У кого что есть», «Что из чего сделано», «Кто у кого?», «Что было «до» и другие с использованием тризовского оборудования - «Системный оператор», «Кольца Луллия», «Морфологическое панно».

В настоящее время главная цель ТРИЗ такова : каждому человеку должно быть доступно творчество самого высокого уровня. И личность воспитывается личностью, а воспитать творческую личность может только творческий педагог. Поэтому сейчас самое главное – подготовить воспитателей, учителей, истинно творческих людей, знакомых с новыми методиками воспитания. Педагогика творчества должна стимулировать направленность на Большие Цели.

«Вставайте, граф, Вас ждут великие дела!» - этими словами будил слуга Сен-Симона. И только так каждый педагог должен будить души своих детей.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ФЭМП «Веселые смешарики».Дидактическая игра по ФЭМП «Веселые смешарики». Дидактическая игра по ФЭМП «Веселые смешарики». Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию математическую игру «Веселые смешарики».

Взаимодействие психолога ДОУ с педагогами и родителями по результатам обследования готовности детей к школеВзаимодействие психолога ДОУ с педагогами и родителями по результатам обследования готовности детей к школе Психологическая готовность к школьному обучению - одна из важнейших проблем педагогической психологии. Психологическая готовность формируется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование творческих семинаров с ТРИЗ в процессе преемственности с школой
Опубликовано: 28 июня 2014 в 13:42
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование творческих семинаров с ТРИЗ в процессе преемственности с школой» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Платонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД