Наталья Басина
Конспект мастер-класса для педагогов «Использование тряпичной куклы в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Участие в ярмарке методических идей "Инновационный подход к воспитанию и обчению дошкольников"
Использование тряпичной куклы в работе с детьми дошкольного возраста
мастер – класс для педагогов
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов „Использование тряпичной куклы в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение народного творчества в работе с детьми.
Задачи:
- Расширить знания педагогов об истории тряпичной куклы;
- Познакомить с технологией изготовления тряпичной куклы на примере куклы «Колокольчик»;
- раскрыть творческий потенциал педагогов.
Материалы и оборудование:
- Три квадратных лоскута разноцветной ткани. Из них вырезаем три круга, диаметрами 25, 20, и 15 см.
- Квадрат со стороной примерно 20 см белой ткани для лица.
- Небольшой кусочек красивой тесьмы для очелья (вокруг головки) .
- Цветной лоскутик треугольной формы для платочка.
- Нитки для обвязывания.
- Вата для головки.
- Компьютерная презентация, компьютер, интерактивная доска.
План проведения мастер-класса.
I этап. Приветствие. Вводное слово педагога-мастера. Вхождение в тему.
II этап. Обоснование основных идей в работе с тряпичной куклой, актуальность их использования в работе педагога ДОО.
III этап. Практический. Изготовление тряпичной куклы «Колокольчик»
IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход мастер-класс.
I этап. Приветствие. Вводное слово педагога.
Слайд № 1
- Добрый день, уважаемые коллеги!
- Меня зовут, Наталья Сергеевна. Я работаю в детском саду № 4, поселка Новокумского.
- Для проведения мастер-класса мне нужны помощники - 4(5) человек.
Обращаю внимание на слайд № 2
- Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шафнер
- Как часто наша память услужливо рисует нам те мгновения, которые нам особенно дороги! И, как правило – это наше детство, где все казалось ярче, безоблачней! А какими увлекательными были рассказы бабушек и дедушек о днях их молодости, какими необыкновенными казались те люди, их быт, развлечения. Как неудержимо хотелось хоть на час заглянуть в это волшебное прошлое. Думаете не возможно! Достаточно только нашего желания!
Слайд № 3
- Народное наследие содержит значимые идеи и веками проверенный опыт воспитания. Приобщая дошкольников к народному творчеству, наши педагоги стремятся прийти к значительным успехам в деле нравственно - патриотического, духовного и эстетического воспитания детей, привить им интерес и любовь к играм, фольклору. Исходя из этого одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности, является приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры через знакомство с тряпичными куклами.
Слайд № 4
- Применительно к ребенку дошкольного возраста в основе этнокультурного воспитания дошкольников лежат следующие процессы:
Слайд № 5
- приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;
- гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей;
- формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе.
- В корзину я спрятала игрушку
Девочек любимую подружку.
Можно с ней по-разному играть
Кормить, укачивать, в наряды наряжать.
Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь? (Тряпичная кукла)
- Сегодня мастер – класс посвящен теме: «Использование тряпичной куклы в работе с детьми дошкольного возраста».
- А чтоб мастер-класс был веселей
Я в музей приглашаю гостей.
Слайд № 6 (фото тряпичных кукол в музее «Горница»)
- Когда к истории хотим мы прикоснуться,
Иль в мир прекрасный охота окунуться,
В музей идем, по залам ходим,
И для себя мы много интересного находим.
- Что интересного вы увидели в музеи (ответы)
- Что такое кукла? (ответы)
II этап. Обоснование основных понятий «тряпичная кукла», актуальность и использования её в работе педагога.
Слайд № 7
- Кукла – игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие. Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Кукла как детская игрушка появилась 1000 лет назад.
С давних пор кукол делали из травы, веточек и лоскутиков, и они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе.
Слайд № 8
- Окунемся в прошлое.
Даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до 100 штук накапливалось.
Есть такая примета – когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним и в играх, и во сне.
Куклы были не только девчачьей забавой. Играли дети до 7-8 лет, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет дети сами начинали «вертеть» тряпичных кукол.
Куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и материнстве хозяйки. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими.
По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить ребенку, так как в нее могла вселиться нечистая сила. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали кукол на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.
Кукол нельзя было мастерить с помощью иголки или ножниц – это могло «поранить куклу» и повредить, а ведь в такую куклу вкладывалась материнская любовь и забота. Кукла изготавливалась только на основе разрыва ткани и нитей, скручивания и завязывания.
- Тряпичные куклы можно разделить по назначению:
Слайд № 9
- Кукла Кувадка (или Куватка).
Одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца.
Слайд № 10
- Кукла «Пеленашка».
Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т. п. - все это хранило родовую и генетическую память.
Слайд № 11
- Крупеничка самая главная кукла в доме.
Еще ее называют ласково Зерновушкой, потому что наполнена она зерном, обычно гречихой. Делали ее после уборочной страды. Наряжали и бережно хранили на видном месте до следующего сева, а весной первые горсти гречихи брали из Крупенички, с тем чтобы осенью заполнить ее новым урожаем.
Слайд № 12
- Кубышка - травница несет в дом здоровье.
Наполняется она душистыми травами: зверобоем, тысячелистником, мятой, лавандой, душицей. Ее ставят у колыбели ребенка и дают играть детям.
Слайд № 13
- Веснянка - это задорная и веселая кукла, которую делали девушки на приход весны.
Слайд № 14
- Ведучка - это образ матери, ведущей малыша, поэтому название говорит само за себя: ведущая в жизнь. Ребенок, только начинающий делать свои первые шаги, тесно связан с матерью, она его ведет, крепко держа за ручки.
III этап. Практический.
Слайд № 15
- Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
3. 1. Демонстрация приема.
- Сегодня мы сделаем тряпичную - обереговую куклу «Колокольчик».
Сделать ее может каждый. Главное – приступая к работе, думать о хорошем. Удивительно то, что обереги, сделанные с любовью, с добрыми мыслями, пожеланиями способны брать заботу о «невидимых» событиях на себя. И чем сильнее чувства заключенные в изделия, тем большую силу оно имеет, тем надежнее работает.
История ее создания тянется с Валдая – родины знаменитых валдайских колокольчиков. А славился этот край именно маленькими колокольчиками, которые крепились на каждую повозку ямщика. Весело звеня на конской дуге, они всегда предвещали благие вести, скрашивали долгий путь ямщика, оберегая его и от зверя дикого, и от скуки смертной.
Так и женщины решили, закрывая колокольный звон в ткань, привлекать в свой дом добро и хорошие вести. Кукла оберег Колокольчик стала охранять дом и его обитателей от дурных вестей и зависти, от черной магии, проклятий, порчи и сглаза. Кроме того, эта куколка стала олицетворять собой Домаху – жену домового, которая бережет семейный очаг.
3.2. Техника изготовления.
Слайд № 16, слайд № 17
1. Берём вату и скатываем в шарик.
2. Этот шарик из ваты кладём в центр большого круга и обвязываем его.
Слайд № 18
3. Получилась первая (самая нижняя) юбочка. (Из личного опыта – желательно, чтобы нижняя юбочка была из более плотной ткани, так как это опора - на ней и будет «стоять» куколка).
4. Теперь берём круг поменьше, также ровненько надеваем и обвязываем. Вот и вторая юбчонка получилась.
Слайд № 19
5. В ход идёт самый маленький кружок ткани. Расположив головку в его центре, обвязываем. Вот и готова третья юбочка.
6. Белый квадратный лоскут для лица складываем противоположными углами к центру.
Слайд № 20
7. Прикладываем сложенный таким способом белый лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1 см подгиба. При необходимости расправляем складки на лице и фиксируем ткань ниточкой на шее.
8. Для того чтобы получились ручки надо загнуть острые кончики внутрь и сделать манжеты – цветными нитками завязать на расстоянии примерно 1 см от края.
9. Надеваем на головку очелье (повойник) – цветную тесёмку вокруг головы.
Слайд № 21
10. Теперь надеваем косыночку и завязываем её под ручками.
Слайд № 22
Кукла – Колокольчик готова!
IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.
- У вас получились разные, интересные, неповторимые куклы. Как вы думаете, почему (ответы)
- Заинтересовала ли Вас данная техника?
- Изготовите ли вы с детьми данную куклу?
- Как вы считаете, актуально ли изготовление тряпичных кукол в образовательном процессе (ответы участников)
Слайд № 23
- Изготовление тряпичных кукол обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, все это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать внимание. Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение (страх, радость, грусть, веселье, удивление, восторг, злость) Пусть кукла, сделанная вашими умелыми руками, станет украшением и защитой вашему дому!
- Я желаю Вам всего хорошего!
Слайд № 24
- Спасибо за внимание!