Рожнева
Использование тренинговых программ в работе психолога по развитию учебной мотивации у обучающихся колледжа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель программы - развитие учебной мотивации у студентов.
Задачи:
- использовать механизм эффективного воздействия, направленного на межличностное взаимодействие (игровые упражнения, задания, рефлексия);
- развивать коммуникативные навыки, взаимодействие группы на сплочение.
- развивать интерес к профессиональной деятельности.
Темочки:
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Состав групп:
- две группы, в каждой группе по 12 студентов, средний возраст
15,4 лет;
- группы комплектовались на добровольной основе.
Занятия во второй группе идентичные с занятиями первой группы.
Условия проведения: колледж.
Форма проведения:
Групповые занятия. Частота занятий – два раза в неделю. Каждое занятие состоит из трех частей:
- вводная часть (разминка);
- основная часть (рабочая);
- завершение (релаксация).
Программа рассчитана на 7 занятий по 90 минут (общая продолжительность 10,5 часов).
Программа тренинга была разделена на блоки социальные, профессиональные и учебно-познавательные мотивы. Каждый из мотивов является составляющей учебной мотивации.
Длительность вводной части в каждой группе составляет четверть от всего времени занятия.
Вводная часть занятия включала разогрев группы, разбор эмоционального состояния учащихся. В задании каждого занятия было важно почувствовать настроение участников. В качестве разминки использовались различные упражнения, которые позволяли участникам включаться работу в группе, проявлять активность, настраиваться на дальнейшую работу.
На первом занятии большую часть времени отводилось на объяснение правил, уделялось внимание мотивации участников и объяснение в чем будет заключаться работа.
Принципы работы :
1. «Здесь и теперь». Этот принцип задает ориентир участникам тренинга на то, чтобы делать предметом анализа те процессы, которые происходят в группе в данный момент времени и мысли, актуальные на данный момент. Проекции на события прошлого и будущего запрещаются, при том могут быть исключения в виде оговоренных случаев. Этот принцип способствует глубокой рефлексии участников тренинга, акцентированию внимания на себе, своих чувствах и мыслях, развитию навыков самоанализа.
2. Искренность и открытость. Чем больше честными и откровенными будут рассказы участников о том, что их на самом деле волнует и интересует, какие чувства они испытывают по отношению к этим ситуациям, людям, тем более успешным будет процесс и результат работы группы в целом. Благодаря Искренности и открытости устанавливается качественная обратная связь, т. е. получению той информации, которая так важна для каждого участника и которая запускает механизмы не только самосознания, но и межличностного взаимодействия.
3. Принцип Я. Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа : «мы считаем…», «у нас мнение другое…» и т. п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли на аморфное «мы». Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «я чувствую…», «мне кажется…».
4. Активность. В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной. Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или предполагает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения. В случае тренингов-марафонов крайне нежелательны отсутствие кого-либо даже на одной сессии и выход из группы.
5. Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и способствует самораскрытию.
№6 «Нелюбимый предмет и рефлексия»
1. Упражнение «Эмоциональное насыщение»
Цель: выработка позитивного отношению к освоению учебной программы.
Время : 30 минут
Ресурсы: бумага, ручки.
Ход упражнения :
1. Выпишите 20 слов, которые вам больше всего нравятся, которые вызывают позитивные эмоции. 2. Запишите 15-20 прилагательных (эпитетов, которыми вы наделяете нравящиеся вам предметы (например, "чудесный", "прекрасный").
3. Запишите 10 компонентов (структурных компонентов или параметров, предмета (объекта, к которому вы хотите сформировать интерес.
4. Каждый компонент вашей деятельности (из десяти записанных) насыщайте позитивными (приятными для вас) эпитетами. Охарактеризуйте каждый элемент (структурный компонент) с позитивной стороны.
Рефлексия: Какие психологические качества у вас проявились при выполнении этого упражнения?
Что происходило с вами, вызвало ли у вас дискомфорт это упражнение?
2. Упражнение «Черно-белое карточки»
Цель: формирование позитивному отношения к учебному предмету.
Время 20 минут
Ресурсы: карточки, ручки.
Ход упражнения : Оцените по шкале о 1 до 10 на сколько не привлекателен для вас предмет. Нам потребуется 10 черных и 10 белых карточек. На черных карточках выписываем негативные определения по отношению к учебному предмету. На белых карточках пишем 10 положительных примеров чего можно достичь с помощью знания этого предмета.
Рефлексия : на сколько вам удалось увидеть посмотреть на процесс изучения предмета?
Оцените на сколько баллов предмет стал вам интереснее?
3. Упражнение «Градусник эмоций»
Цель: диагностика эмоционального состояния участников тренинга
Время: 10 минут
Ресурсы: лист бумаги с нарисованным градусником, карандаши.
Ход упражнения:
Ведущий:
«Пред вами снова на бланке изображен градусник, на котором имеется несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию. Деления на шкалах соответствуют тому или иному уровню вашего состояния. Выберите ту шкалу, которая в наибольшей степени соответствует вашему состоянию в данный момент. И пометьте любым знаком на этой шкале градусника «температуру» имеющегося в данный момент состояния.
Рефлексия: Шкалы градусника соответствуют следующим состояниям: восторженному, радостному, светлому; спокойному, уравновешенному; безразличному, скучному, дремотному; раздраженному, пресыщенному.
4. Упражнение «Последняя встреча».
Цель: совершенствование коммуникативной культуры.
Время: 20 минут.
Ход упражнения: представьте себе, что занятия уже закончились, и вы расстаетесь. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это "здесь и теперь".
5. Упражнение «Камни эмоций»
Цель: закрепление позитивного состояния
Время: 10 минут
Ресурсы: шкатулка с разноцветными камнями.
Ход упражнения:
Студентам предлагается вытащить из мешочка камушек цвета его настроения. Назвать ту эмоцию которая возникла. И оставить себе на память.
Рефлексия : Почему вы выбрали именно этот цвет? Хотите поменять цвет? В чем причина?
Спасибо за внимание!
После изучения особенности развития мотивации у обучающихся колледжа мы тем расширили представление об особенностях этого возраста.
Обобщив все полученные результаты, можно отметить, что показатели развития мотивации после проведения первичной диагностики с учащимися колледжа имели низкие показатели уровня развития мотивации. После проведения тренинговой программы на этапе формирующего эксперимента, нами было проанализировано повышение показателей развития мотивации к учебной деятельности в экспериментальной группе (см. Приложение 5).
В данной работе важными аспектами является выявление начального уровня мотивации студентов к учебной деятельности, а так же выявление их личностных интересов, которые с помощью ряда проведенных занятий, включенных в тренинговую программу, можно использовать для повышения интереса к учебной мотивации.
В соответствии с полученными результатами были разработаны рекомендации для психолога.