Папки-передвижки

Использование технологии «Виммельбух» на занятиях по развитии речи в ДОУ

ирина савцова
Использование технологии «Виммельбух» на занятиях по развитии речи в ДОУ

Использование технологии «Виммельбух» на занятиях по развитии речи в ДОУ

Виммельбухи – это так называемые книжки-гляделки.

Придумали этот жанр детской литературы в Германии: в переводе с немецкого wimmeln – роиться, Вuch – книга. Виммельбух еще называют живой книгой, но не потому, что она с сюрпризом, а потому, что про жизнь – буквально роится героями и событиями. Этот новый на российском рынке жанр детской книги – воплощение мечты иллюстраторов.

Публикация «Использование технологии „Виммельбух“ на занятиях по развитии речи в ДОУ» размещена в разделах

Виммельбух – это очень большая книга, много картинок и деталей, без текста или очень мало текста, повторяющиеся детали, одни и те же герои.

Виммельбухи объединяют образовательные области: речевое, познавательное, социально-коммуникативное.

Добрый день, уважаемые коллеги, хочу поделиться опытом работы по технологии «виммельбух» на занятиях по развитию речи.

Что означает слово виммельбух? Сейчас более подробно вас познакомлю.

Педагоги и логопеды со всего мира рекомендуют виммельбухи, как основную книгу малыша от рождения и до школьного возраста.

Виммельбухи – это так называемые книжки-гляделки.

Придумали этот жанр детской литературы в Германии: в переводе с немецкого wimmeln – роиться, Вuch – книга. Виммельбух еще называют живой книгой, но не потому, что она с сюрпризом, а потому, что про жизнь – буквально роится героями и событиями. Этот новый на российском рынке жанр детской книги – воплощение мечты иллюстраторов.

Виммельбух – это очень большая книга, много картинок и деталей, без текста или очень мало текста, повторяющиеся детали, одни и те же герои.

Виммельбухи объединяют образовательные области: речевое, познавательное, социально-коммуникативное.

Виммельбухи соответствуют образовательной программе нашего ДОУ, т. к. эти книги тематические.

К технологии виммельбухов пришла я недавно.

Книг обычных много, с текстом для чтения, с небольшими иллюстрациями, но меня поиску данной технологии подтолкнула идея. Ведь дошкольники очень любят рисовать и рассказывать свои истории и придумывать рассказы, а читать они ещё не умеют.

Результатом поиска книг - гляделок с иллюстрациями, для сюжетных рассказов стали книги - ВИММЕЛЬБУХИ.

Виммельбух – не просто привлекательная для ребенка книга, но еще и очень полезная. Разглядывая изображения, малыш легко погружается в созданную художником атмосферу и с удовольствием впитывает новые знания. Примерно с 2-3 л. возраста дети начинают распознавать движение на картинках, узнавать в нарисованных предметах то, что уже видели в жизни. Поэтому им будут интересны люди и предметы в движении.

Главная задача для малышей – выделять из общего движения какие-то знакомые предметы: ворону, кошку. Очень похоже на то, как маленькие дети ведут себя на улице. «Что это? А это кто такой? Куда он идет?» – услышите вы от маленького исследователя.

Легко и непринужденно вы познакомите его с разнообразием животного мира, временами года, особенностями жизни в городе и деревне, деталями рыцарского замка и культурными особенностями других стран. Виммельбухи, несмотря на минимальное содержание текста, а точнее, благодаря этой особенности, замечательно развивают речь ребенка и обогащают его словарный запас.

Сюжет по иллюстрациям виммельбуха можно придумывать самим, что тренирует детское воображение, улучшает фантазию и опять же речь.

Например рассмотрим серию книг Доро Гё бель и Петера Кнорра:

«За городом», «Однажды в городе», изд-во: Мелик-Пашаев

Эти книги дают творческие знания, можно рассказать свою историю, очень полезны для развития речи, на занятиях по окружающему миру. Каждый раз эту книгу можно прочитать по новому, ребёнок тоже учится читать по - своему.

Эта книга для рассматривания. На первых порах будет ребёнок рассматривать с взрослыми. Эти книги детализированы, поэтому требуют восприятия, в каждом из них представлен 1 день, несколько сцен в этот день, герои одни и те же, можно следить за каждым из них.

Например: Мы выбираем одну семью и просматриваем на протяжении всех страниц или одного героя. Один общий сюжет и много маленьких сюжетов. Можете рассматривать задавать вопросы, а потом он сам будет учиться рассказывать, тренировать память. Книги долгоиграющие.

Для деток старше 3 лет: выбираем один разворот, описываем место, время года, героев и происходящее на картинке; фокусируемся на определенном участке изображения, описываем ситуацию, каждому герою даем имя, наделяем его характером и придумываем свою историю; далее каждый участок одного разворота связываем между собой в историю; ищем похожих персонажей на каждом развороте и отслеживаем сюжетную линию. Можно попросить ребенка найти героя, животное, действие или рассказать самому о каком-либо эпизоде, малышей это очень увлекает.

Серия «Первые книги малыша. Учим новые слова» изд-во: Улыбка:

Где обитают животные: «На лугу», «В лесу», «На пруду».

«Техника на ферме»

«Мы строим дом. Техника строительства дома»

Эти книги экономят место, уже с обложки начинается информация, красивые иллюстрации, по бокам животные, растения, насекомые и др.

Серия по сезонам: автор Ротраут Сузанна Беренр, изд-во: Самокат.

«Летняя книга», «Осенняя книга», «Зимняя книга», «Весенняя Книга»

Серия по сезонам находилки-развивалки : авторы: Бьянка Минте-Кёнинг, Ханс- Гюнтер Дёринг, изд-во: Питер.

«Осень», «Зима», «Весна», «Лето»

В этих книгах дополнительные картинки: растения, животные. Здесь есть текст, они посложнее. Она более энциклопедическая - названия растений, цветов, которых можно встретить в определенный период года, идеи связанные с данным временем года.

Виммельбух – не просто привлекательная для ребенка книга, но еще и очень полезная. Разглядывая изображения, малыш легко погружается в созданную художником атмосферу и с удовольствием впитывает новые знания. «Что это? А это кто такой? Куда он идет?»

Виммельбухи, несмотря на минимальное содержание текста, а точнее, благодаря этой особенности, замечательно развивают речь ребенка и обогащают его словарный запас. Развивают логику ребенка.

Сюжет по иллюстрациям виммельбуха можно придумывать самим, что тренирует детское воображение, улучшает фантазию и опять же речь.

Способов чтения виммельбухов для детей от 3-х лет великое множество. Но! Если вы предложили ребёнку такую книгу, побудьте рядом. Подбрасывайте вопросы «почему, зачем», «а что будет потом, а что было до этого момента», «есть ли что-то необычное и что чувствует тот или иной герой рассказа». Пополнятся словарный запас, причем очень интенсивно.

Учимся придумывать истории. На первом этапе это прослеживание сюжета по каждому персонажу, дальше – придумывание альтернативного финала и т. д.

«Главное в этой книге - взрослый. Если он просто называет то, что нарисовано в книге (это птица, это мусоровоз., книга будет прочитана быстро. Мы сразу начали с историй. Я рассказывала об обитателях городка, о том, как они познакомились друг с другом, об их характерах и увлечениях, о том, кого они любят, как они живут, что чувствуют в этот момент, как строится дорога и детский садик. Обсуждали плохие и хорошие поступки. Посещали выставки, проникались атмосферой этого чудесного города, где люди любят общаться и веселиться. Мы изучали праздники, профессии, хобби, цвета, считали автомобили, птиц и животных.

Мы пополняем словарный запас в бурном течении истории. Вовсе не обязательно тыкать пальцем в каждый предмет и дважды называть его. Больше того, этого делать как раз не нужно.

И конечно, книги-гляделки способствуют развитию внимания, концентрации, наблюдательности, памяти, воображения и усидчивости, что немаловажно для многих родителей. Большим достоинством виммельбуха является его способность увлечь даже очень активного ребенка. Также развивают речь и пополняют словарный запас.

Самое главное – это обсуждение увиденного. Пусть дошкольник даст волю своей фантазии и сам придумает рассказ по картинке или вы можете просто обсудить, что он нашёл интересного на картинке. Картинки можно разглядывать часами и каждый раз находить всё новые и новые детали.

Особенности книги виммельбух

-Небольшое количество разворотов – 7-10, напечатанных на плотном картоне.

-Классический виммельбух выпускается в формате А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулки.

-Невообразимое количество деталей на страницах. Книга просто пестрит изображениями. Каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории.

Отсутствие единого смыслового центра, все задействованные сюжетные линии разворачиваются единовременно.

Плюсы виммельбуха

Книжки-картинки можно рассматривать бесконечно, придумывая все новые и новые сюжетные линии, каждый раз

задействуя

разных персонажей и разные предметы.

Работа с книжкой-картинкой активно развивает многие аспекты личности ребенка: тренирует память, внимательность, усидчивость; расширяет словарный запас и кругозор; развивают мышление, воображение, понимание причинно-следственных связей; помогает освоить новые знания и понятия и т. д.

Начинать игры с

виммельбухом

можно с самого раннего возраста, их рекомендованный возраст – 0+.

Совместный досуг и

со-творение

новой истории, опирающийся на индивидуальный опыт малыша, углубляет душевную взаимосвязь родителей и ребенка.

Наблюдая за тем, как малыш представляет ситуации и общение персонажей, родители могут проникнуть во внутренний мир крохи, узнать, что его волнует, с какими ситуациями он сталкивается в жизни – в детском саду, в школе, в общении со сверстниками. Поэтому психологи очень рекомендуют занятия с

виммельбухом

.

Книжки-картинки активно используются логопедами для улучшения речи.

Виммельбухи

эффективны даже для восстановления речевых навыков у взрослых, которые перенесли инсульт и различные травмы.

Книжка-картинка способна надолго увлечь ребенка, поэтому это настоящая находка в дороге, в гостях, в очереди и дома, когда нет времени уделить малышу достаточно внимания.

Здравствуйте ребята, обратите внимание на изображение в нашей книге.

- Какое время года изображено на картинке? (Весна)

- Как вы поняли, что это весна? (На деревьях появляются первые листочки, люди

садят

на клумбы цветы)

- А как вы думаете, какое время суток изображено? Утро, день или вечер? (День)

- Почему вы так решили? (Много людей на улице)

- Скажите, ребята, как называется площадка, которая находится в центре рисунка? (Детская, игровая)

- Почему ее так называют? (Потому что там расположены турники, качели, песочницы для детей)

- Чем занимаются ребята на этой площадке? (Они играют в игры, лазают по турникам)

- А чем занимаются взрослые на этой площадке? (Общаются с другими людьми, присматривают за детьми

)

- Скажите, а чем занимаются люди у верхнего дома справа? (Грузят вещи в машину, переезжают)

- Посмотрите, в нижнем углу расположены гаражи. А на гаражах находится ребенок. Разве можно залезать на гаражи? (Нет, потому что можно упасть и разбиться)

- Чем еще заняты люди во дворе? (Сидят на скамейке, идут с покупками из магазина, выгуливают собак, сметают листву, ремонтируют машины, гуляют, катаются на велосипедах, дети идут из школы, прыгают на скакалках)

- А вам бы хотелось очутиться в этом дворе? В каком именно месте вы бы хотели очутиться?

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.

Использование кубиков историй в развитии речи воспитанников посредством инновационной технологии «Сторителлинг»Использование кубиков историй в развитии речи воспитанников посредством инновационной технологии «Сторителлинг» Проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. Перед педагогом стоит задача найти оптимальные методы, приемы,.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование приемов театрализации в развитии речи дошкольниковИспользование приемов театрализации в развитии речи дошкольников Обучение детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Это естественно для них. Театрализация – тоже игра. В обычной жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии «Виммельбух» на занятиях по развитии речи в ДОУ
Опубликовано: 2 июня 2024 в 21:16
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии «Виммельбух» на занятиях по развитии речи в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем ирина савцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.

11 августа. День строителя. Передвижка «Строительные профессии»

Ежегодно во второе воскресенье августа в России отмечают День строителя. Строительная профессия — одна из самых важных, ведь строители созидают мир вокруг нас, строят здания, мосты, дороги.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД