Получи документы

Использование технологии ТРИЗ в работе с младшими дошкольниками

Елена Матвейлер
Использование технологии ТРИЗ в работе с младшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Хочу вам рассказать об использовании технологии ТРИЗ в работе с младшими дошкольниками. ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах. Автором этой технологии является Генрих Саулович Альтшуллер

На третьем году жизни у ребёнка активно развиваются все познавательные процессы, в том числе и мышление, которое имеет наглядно-действенный характер. А на четвёртом году жизни, как утверждают ведущие деятели ТРИЗ технологии, ребёнок начинает фантазировать в «уме», при этом происходят попытки использовать предметы-заместители в процессе игровой деятельности.

Поэтому именно игровая деятельность предоставляет огромные возможности для развития у детей младшего дошкольного возраста умения сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинную зависимость, что в дальнейшем послужит основой для развития детского воображения и творчества. У детей в процессе игровой деятельности отмечается мыслительная активность, совершенствуется речь, дети становятся более раскованными, уверенными в себе.

Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие мышления, гибкости, подвижности, системности, поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы.

ТРИЗ технология - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями.

По ТРИЗ технологии я работаю не первый год. Сначала меня привлекли игры. Заметила, что активизируется творческая и мыслительная активность у детей. Стала применять их в совместной деятельности и в индивидуальной работе. Игры полюбились не только мне, но и моим детям. Не могу сказать, что весь день дети живут в этой системе. ТРИЗ технологию использую во время непосредственно образовательной деятельности, в сюжетно – ролевых играх, дидактических играх и театрализованной деятельности. Каждое занятие с детьми – это проблемы, поиски, цепочки вопросов:

- Как?

- Откуда?

- Зачем?

- Для чего?

- Чем можно заменить?

- Чем хорош? Чем плох?

- Чем полезен? Чем неудобен?

- Что делать?

- Где можно использовать?

Всё это и есть работа с элементами ТРИЗ.

Занятия с применением элементов ТРИЗ не только развивают речь, творческое мышление, воображение, поисковую активность, расширяют кругозор и словарный запас, но и развивают такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Каждый день работы с детьми – это поиск.

Основной формой обучения по технологии ТРИЗ является система творческих заданий, реализация которых позволяет достаточно быстро научить ребёнка создавать какой-либо речевой творческий продукт.

Играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи. Методы ТРИЗ высокоэффективны, имеют чёткий алгоритм к действию, которое всегда переходит в ожидаемый результат. Эти методы универсальны и применимы в любой области педагогики.

В работе с младшими дошкольниками используются такие методы ТРИЗ технологии как:

№ п. /п. Название метода Автор метода

1. Мозговой штурм А. Осборн (США)

2. Круги Луллия Р. Луллия (о. Майолика)

3. Морфологический анализ Ф. Цвикки (Швейцария)

4. Синектика (прямая аналогия, эмпатия – личная аналогия) У. Гордон (США)

5. Типовые приёмы фантазирования (увеличение-уменьшение, деление-объединение, оживление) Г. С. Альтшуллер

6. Системный анализ Г. С. Альтшуллер

Рассмотрим некоторые из них.

Метод «Мозговой штурм» (МШ): предложен американским учёным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей, который помогает решать задачи по формированию умения обсуждать проблемы и находить пути выхода из проблемных ситуаций, создавая при этом условия для развития мыслительной деятельности.

C младшими дошкольниками используется упрощенный вариант «Мозгового штурма».

Например: называется любой объект или явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.

Например:

Собака – это хорошо. Почему?

Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, сторожит дом, с ней можно поиграть.

Собака – это плохо. Почему?

Дети: Потому что она может укусить, она не дружит с кошкой.

Давайте теперь с вами порассуждаем. Дождь – это хорошо. Почему? Дождь – это плохо. Почему?

Следующий метод ТРИЗ технологии:

Круги Луллия, придуманные Раймондом Луллия. Используются при проведении игровых обучающих ситуаций и в процессе совместной игровой деятельности, где необходимо получить ответы на имеющиеся вопросы. Используются 2 круга разного диаметра. Количество секторов может быть разным. Начиная от 2 секторов до 6.

Суть метода: раскрутить круги и прочитать ответ на вопрос, зафиксированный в секторах. Каждый сектор имеет своё обозначение - рисунок. Использование данного метода в работе с детьми позволяет в процессе игровой деятельности:

- уточнять знания детей о различных предметах и объектах животного и растительного мира;

- развивать вариативность воображаемых образов;

- развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи, развивать словообразование, а также решать воспитательные задачи.

Именно с этого метода у меня и началась дружба с ТРИЗом.

С использованием кругов Луллия провожу следующие серии игр:

1. «Помоги детёнышу найти свою маму» (Объект - объект)

Большой круг – картинки с изображением взрослых животных;

Малый круг – картинки с изображением детёнышей.

Ставится перед детьми задача: найти маму детёнышу.

2. «Кто, что ест?» (Объект – предмет)

Большой круг: заяц, собака, обезьяна, белка, мышка, ёж

Маленький круг: косточка, морковь, бананы, гриб, сыр, яблоко

3. «Кто, где живет?» (Объект-место)

Большой круг: муравейник, лес, огород, дом, озеро, дерево

Маленький круг: муравей, медведь, морковь, ребенок, рыба, яблоня

4. «Что из чего сделано?» (Объект-материал)

Большой круг: дерево, бумага, стекло, ткань, нитки

Маленький круг: пирамидка, лампочка, книга, платье, носки.

5. «Определи форму» (Объект-форма)

Большой круг: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник

Маленький круг: мяч, платок, косынка, дом

6. «Предмет и его части» (Объект- часть)

Большой круг: кукла, машина, чашка, заяц, кастрюля, птица, ствол

Маленький круг: платье, колесо, ручка, уши, крыша, крыло, дерево

В своей работе я использую мнемотехнику.

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

В работе с младшими дошкольниками лучше использовать мнемоквадраты и мнемодорожки. Рисунки на них нужно изображать так, чтобы было понятно детям. Для детей младшего дошкольного возраста необходимы цветные мнемоквадраты и мнемодорожки, так как у детей остаются в памяти отдельные образы.

Я использую мнемоквадрат и мнемодорожку в области речевого развития. Сначала дети, опираясь на мнемодорожку, пересказывали знакомые сказки. Например, сказку «Теремок». Затем я усложнила задачу. Предложила поменять героев сказки. К сказке с новыми героями я так же сделала мнемодорожку. Начала сказку сама.

- Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. Летит мимо муха. Показываю первую картинку мнемодорожки. Здесь я предлагаю детям придумать мухе имя. Одна девочка предложила назвать её Повитуха. Спрашиваю, почему? Отвечает: Потому что муха по веткам ползает. Хорошо. Муха – повитуха. Дальше опять рассказываю сказку сама до появления нового героя, который появляется на следующей картинке мнемодорожки. Это муравей. И так далее, придумываем всем героям имена. После чего дети пытаются рассказать сказку самостоятельно. Я лишь немного помогаю, если возникают какие-то затруднения.

По мнемоквадрату мы сочиняем мини – рассказы. Сначала его внимательно рассматриваем, говорим, что на нём изображено, а затем сочиняем рассказ, состоящий из 3-х – 4-х предложений. Дети сочиняют, друг друга дополняют, исправляют. Так развивается мышление, память, речь.

Данный метод может применяться при проведении НОД, в ходе игровых обучающих ситуаций в любой образовательной области, в ходе режимных моментов, при организации прогулок. С помощью мнемоквадрата мы отгадываем загадки, а также их придумываем.

(Предлагаю вместе составить рассказ по мнемоквадратам, а затем по мнемодорожкам).

Как вы, наверное, заметили, что по мнемоквадрату, как и по мнемодорожке можно придумать несколько предложений – целый рассказ.

Пробуем сочинять свои сказки. Для этого я беру в руки какую-нибудь игрушку и предлагаю сочинить про неё сказку. Так дети начинают сами рассуждать, высказывать свои мысли. У детей поднимается настроение.

Всем известна русская народная сказка «Колобок» с её печальным концом. По ТРИЗу считается это жестоко, съесть Колобка, хоть он и был для этого испечен. Ведь он же был такой румяный, душистый, пел песни, знакомился с животными. Предлагаю сочинить счастливый конец сказки, где колобка никто не съедает. Дети придумывают, фантазируют, делают так, чтобы Лиса не съела Колобка:

- Посыпают его перцем, солью,

- Бросают его в речку и он уплывает,

- Колобок поёт песню, а потом сам говорит: «Лиса, Лиса, я тебя съем!» Лиса пугается и убегает,

- Или Колобок превращается в ёжика.

Фантазия детей безгранична.

Считаю, что применение ТРИЗ технологии снимает у детей чувство скованности, преодолевая застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, речь, воображение, проявляется своя индивидуальность.

Именно поэтому мы с детьми применяем на занятиях и в свободной деятельности ТРИЗ - технологии.

Конечно, работа ведётся в тесном контакте с родителями. Знакомлю родителей с ТРИЗ технологией. Желательно влюбить их в ТРИЗ. С этой целью провожу родительские собрания, индивидуальные консультации, беседы, предлагаю игры, задаю творческие домашние задания.

Наряду с положительными сторонами данной технологии есть и трудности. Трудности возникают в подборе материала. Готовых игр нет, а на составление картотеки, подбор иллюстрированного материала требуется длительное время. Поэтому обращаемся к родителям за помощью. Они помогают в изготовлении пособий, дидактических игр и материалов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ачаирский»

Использование технологии ТРИЗ

в работе с младшими дошкольниками

Подготовила:

Воспитатель Матвейлер Е. С.

Публикации по теме:

Использование приемов ТРИЗ в работе с дошкольниками Я работаю с детьми 14 лет. Великое счастье для педагога, однажды встретившись с детьми, с малышами, провести их через всё дошкольное детство,.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование технологии ТРИЗ в работе с младшими дошкольниками
Опубликовано: 23 ноября 2024 в 14:10
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии ТРИЗ в работе с младшими дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Елена Матвейлер в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД