Мансурова Светлана Валерьевна
Использование технологии ТРИЗ в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки. В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в других областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).
Публикация «Использование технологии ТРИЗ в детском саду» размещена в разделах
Проблема воспитания – новое поколение людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями, умениями и навыками, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной ставить и творчески решать проблемы. На сегодняшний день существует много курсов, на которых взрослые учатся играть, для того чтобы научиться выходить за рамки традиционности в бизнесе. Ведь оригинальное мышление – это ключ выживания в борьбе за конкуренцию. Наше время – время экономических, нравственных кризисов, когда старая система ценностей и норм распалась, а новая еще не сложилась. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность, развивает его познавательный интерес и самостоятельность.
Дошкольный возраст уникален, ибо от того как сформируется ребенок, зависит то,какой станет его жизнь. Поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Практика показала с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, изначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия вызвала пристальный интерес в среде педагогов - практиков. Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 80 – х. годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно - мыслящих личностей, умеющих решать проблемы.
В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое воображение.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует развитие
ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей мыслить нестандартно.
ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание оказать помощь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок и зубрежки. Поэтому мы применяем на занятиях и в свободной деятельности ТРИЗ – технологии.
Основным средством работы с детьми является поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить находить её.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных занятий и игр. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий это ключ к творческому мышлению.