Папки-передвижки

Использование технологии развивающего обучения при знакомстве детей с нетрадиционными техниками рисования в детском саду

Наталья Иванова
Использование технологии развивающего обучения при знакомстве детей с нетрадиционными техниками рисования в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

ЖУКОВА ЕЛЕНА СТАНИСЛАВОВНА, воспитатель, ИВАНОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА, учитель –логопед МДОУ д. с №6, г. Шуя Ивановская область.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ЗНАКОМСТВЕ ДЕТЕЙ С НЕТРАДИЦИОННЫМИ ТЕХНИКАМИ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования.

Публикация «Использование технологии развивающего обучения при знакомстве детей с нетрадиционными техниками рисования в детском саду» размещена в разделах

Наиболее актуальными становятся образовательные технологии, которые направлены на самостоятельное развитие детей.

Принципиально важной стороной инновационных технологий является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

Основные виды инновационных технологий в ДОУ : технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, игровые технологии, информационно – коммуникативные технологии, технология ТРИЗ (теории решения изобретательских задач, здоровьесберегающие технологии, технология проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, технология «Портфолио».

Одной из основных инновационных технологий является технология развивающего обучения.

Психологические основы развивающего обучения были основаны выдающимся отечественным психологом Л. С. Выготским. Он впервые раскрыл приоритет развития в обучении и воспитании. Л. С. Выготский ввел понятие о двух уровнях развития ребенка. Первый уровень – зона актуального развития ребенка, второй уровень – зона ближайшего развития.

Обучение создает зону ближайшего развития, которая переходит в зону актуального развития. Обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые созревают. Обучение должно идти вперед развития.

Для развивающего обучения характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, следуя которым ребенок смог бы выполнить задание. Материал задается как предмет поиска. Весь смысл обучения заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника. В своей работе мы пытаемся установить такое взаимодействие с воспитанниками, при котором происходит, под руководством педагога, создание проблемных вопросов, задач, ситуаций и активная самостоятельная деятельность детей по их разрешению.

Мы учим детей рассуждать, спорить, открывать новое, делать выводы, экспериментировать, задавать вопросы, а не просто воспроизводить знания.

Важным условием развивающего обучения является стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.

Попробуем применить технологию развивающего обучения при знакомстве детей с нетрадиционными техниками рисования.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования. Вследствие этого, первые неудачи вызывают у ребенка разочарование, даже раздражение. А рисование для ребенка должно быть радостным, вдохновенным трудом, к которому нельзя принуждать. Поэтому мы в своей работе используем нетрадиционные техники рисования.

Обучение нетрадиционным техникам рисования способствует снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах, развивает пространственное мышление, развивает умение детей действовать с разнообразным материалом, развивает мелкую моторику рук, творческие способности, воображение и полет фантазии. Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

Главное – не конечный продукт – рисунок, а развитие личности. Поэтому главная цель нашей работы - научить ребенка творчески мыслить.

При работе с детьми мы придерживаемся принципа интеграции всех образовательных областей, создаем доступную развивающую среду, учитывающую потребности ребенка, организуем работу по взаимодействию с семьей.

При работе с детьми мы используем основные стимулы : игру, которая является основным видом деятельности детей, сюрпризный момент, сказочных героев, просьбы о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, создаем проблемные ситуации, используем музыкальное сопровождение.

Часто воспитатели затрудняются, как применить технологию развивающего обучения при обучении детей, как подать материал, чтобы работа носила развивающий характер, особенно в художественном творчестве. Решением этого вопроса для нас стало создание цикла сказок с проблемным содержанием под названием «Волшебная страна Рисовандия». Вот некоторые из них.

Сказка №1.

Есть на свете необычная страна Рисовандия. В этой стране живут сказочные волшебники: по улицам разгуливают нарядные девочки – кисточки, мальчики – карандаши, бегают непоседы краски, гордо вышагивают листы бумаги. Как здесь красиво и ярко! Но однажды злой волшебник Ляпсус – Тяпсус похитил все кисточки и карандаши. Чем хотите, тем и рисуйте.

Чтобы обучение новой технике рисования носило развивающий характер, мы ставим проблему: что делать? Как мы сможем нарисовать осенний лес без карандашей и кисточек? Идет актуализация знаний детей, дети выдвигают гипотезы, проверяют свои предположения на практике: пробуют рисовать траву, облака мятой бумагой, деревья ладошками, листья пальчиками или ватными палочками. Так дети знакомятся с новыми техниками нетрадиционного рисования : «Рисование мятой бумагой», «Рисование ладошками и пальчиками».

Сказка №2.

В маленькой сказочной стране Рисовандия вместе с другими волшебниками: кисточками, карандашами, красками жила веселая семейка мыльных пузырей. Пузыри очень любили надуваться, летать, переливаясь всеми цветами радуги, и, неожиданно, лопать. А еще, мыльные пузыри мечтали научиться рисовать. Но, чтобы они не делали, у них ничего не получалось. От этого пузыри очень грустили и переживали.

Идет постановка проблемы: что же делать? Как помочь мыльным пузырям? Дети актуализируют свои знания, выдвигают гипотезы, проверяют их на практике. Пробуют вместе с воспитателем окрашивать пищевыми красителями мыльный раствор и переносить его на лист бумаги. Так через обсуждение, экспериментирование дети знакомятся с новой техникой нетрадиционного рисования «Рисование мыльными пузырями».

Сказка №3.

Однажды в страну Рисовандия пришел целый отряд ватных палочек. Они тоже заявили о своем желании стать волшебниками. Карандаши, кисточки, даже непоседы – краски засмеялись им в ответ. Бедные ватные палочки! Как же грустно и обидно им стало.

Воспитатель ставит проблему: Что делать? Как быть? Как помочь ватным палочкам стать волшебниками? Дети пробуют, рассуждают можно ли рисовать ватными палочками. Через решение проблемной ситуации дети знакомятся с новой техникой нетрадиционного рисования : «Рисование ватными палочками или Пуантилизм».

Сказка №4.

Однажды прилетели в страну Рисовандия разноцветные листочки. Они всегда мечтали жить в этой чудесной стране и быть такими же волшебниками, как карандаши, кисточки и краски. Но, чтобы стать волшебником, надо научиться рисовать, а листочки этого не умели. Тогда помочь им решили непоседы-краски и веселые подружки кисточки. Но, как они не старались, рисунок у них не получился.

Снова идет постановка проблемы, актуализация знаний детей, выдвижение гипотез, предположений, проверка решений на практике: дети пробуют окунуть листочек в краску и приложить его к бумаге. Введение в систему знаний: знакомство с новой техникой нетрадиционного рисования : «Отпечатки листьями».

Сказка №5.

С каждым днем жителей в стране Рисовандия становилось все больше и больше. Каждый мечтал стать волшебником. Даже чудо – свеча, которая дарила всем свет и тепло, мечтала создавать прекрасные творения. Но, увы, это у нее не получалось. Как она ни старалась, лист оставался белым.

С помощью этой сказки можно познакомить с техникой рисования «Свеча и акварель».

Так, используя технологию развивающего обучения, мы знакомим со всеми техниками нетрадиционного рисования.

Одним из условий развивающего обучения является рефлексия. Рефлексия – анализ детьми собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я» : Что я думал? Что чувствовал? В своей работе мы используем рефлексию настроения и эмоционального состояния (понравилось, не понравилось, рефлексию деятельности (получилось, не получилось) и рефлексию содержания учебного материала (усвоил, не усвоил).

В результате проделанной нами работы у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Во время работы дети получили большое эстетическое наслаждение при тактильных контактах с бумагой, краской, водой. Стали творчески всматриваться в окружающий мир. Научились думать, экспериментировать. Через постановку проблемных вопросов научились сами находить тот или иной способ изображения предмета нетрадиционным способом. Получили навыки самоконтроля и самооценки.

В будущем мы планируем и дальше развивать творческие способности детей посредством освоения новых нетрадиционных техник рисования, используя в работе инновационные технологии. Организовать более тесное взаимодействие с родителями. Создать благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду //М. : Издательство Скрипторий. -2007.

Жукова О. Г, Дьяченко И. И. Волшебные ладошки. Волшебные краски //Издательство АРКТИ. -2009.

Корнилов С. Н. Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по ИЗО искусству // Творческий центр Сфера. 1999.

Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников //М. : Классике Стиль. 2004.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. // М. : Народное образование, 1998.- С. 73.

Страунинг А. М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности

Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка // издательство Гном и Д. 2007.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Как мы знакомились с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности»Фотоотчет «Как мы знакомились с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности» Мне и детям нашей группы очень понравилось знакомиться с различными техниками художественного творчества. Ребята настолько погрузились в.

Фотоотчёт «Мастер-класс для воспитателей «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования»Фотоотчёт «Мастер-класс для воспитателей «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования» На моём мастер-классе я рассказала и показала педагогам какие бывают техники нетрадиционного рисования. Нетрадиционные техники рисования.

Использование светового стола для рисования песком в детском садуИспользование светового стола для рисования песком в детском саду Вчера сбылась моя мечта! В нашем "Семейном детском саду" появился световой стол для рисования песком! Это почти как подарок для группы от.

Коллаж с разными нетрадиционными техниками изобразительного искусства «Зима, кругом бело!»Коллаж с разными нетрадиционными техниками изобразительного искусства «Зима, кругом бело!» Коллаж с разными нетрадиционными техниками изобразительного искусства «Зима, кругом бело!». Вот как мы с ребятками делали коллаж. Раскрасили.

Мастер-класс для родителей: «Рисование нетрадиционными техниками»Мастер-класс для родителей: «Рисование нетрадиционными техниками» Вчера, в своей группе я провела мастер-класс с родителями и детьми по нетрадиционному рисованию. Пришло 10 семей, которые с удовольствием.

Рисование с детьми «21 способ рисования нетрадиционными техниками»Рисование с детьми «21 способ рисования нетрадиционными техниками» Рисование одно из самых любимых занятий детей. Рисование необычными способами вызывает у детей еще больше положительных эмоций. Используя.

НОД «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром»НОД «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром» Задачи: Образовательные: -закреплять представления детей об осени, её характерных признаках, об осенних явлениях природы; -закреплять обобщающее.

Программы и технологии коррекционно-развивающего обучения в ДОО компенсирующего вида В статье указан перечень программ и технологий для организации коррекционно-развивающей работы в ДОО компенсирующего вида. Адресная направленность:.

Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду» Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Для меня огромная честь снова выступать перед вами. Готовясь к сегодняшнему дню, я стала.

Сидим дома. Мастер-класс «Чашка и чайник» по технологии развивающего обучения «Пластилинография»Сидим дома. Мастер-класс «Чашка и чайник» по технологии развивающего обучения «Пластилинография» Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии развивающего обучения при знакомстве детей с нетрадиционными техниками рисования в детском саду
Опубликовано: 15 ноября 2020 в 16:24
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии развивающего обучения при знакомстве детей с нетрадиционными техниками рисования в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Иванова (УИ 159605) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД