МААМ-картинки

Использование технологии программирования в познавательном и речевом развитии детей. Опыт работы по проекту «Умная пчела»

людмила дементьева
Использование технологии программирования в познавательном и речевом развитии детей. Опыт работы по проекту «Умная пчела»
▼ Скачать + Заказать документы

О чем мечтают дети,

На всей, на всей планете?

Мечтают путешествовать,

И новый мир познать,

Простых вещей основу,

И таинства узнать!

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. Благодаря разработкам мини-роботов «Bee-Bot» на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами элементарного программирования.

Публикация «Использование технологии программирования в познавательном и речевом развитии детей, Опыт работы по проекту „Умная пчела“» размещена в разделах

Актуальность по формированию основ программирования значима так как :

- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников;

- осуществляются в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;

- поддерживают инициативу детей;

- позволяют педагогу построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- формируют познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности;

- развивают первоначальные навыки программирования;

- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Что такое программируемый мини-робот Bee-Bot «Умная пчела»?

Дизайн игрушки напоминает пчелу со сложенными крыльями, желтое тело с черными полосками. На спинке «пчелы» расположены элементы управления роботом: вперед, назад, поворот налево на 90°, поворот направо на 90°; II - Пауза продолжительностью 1 секунда; Х - Очистить память (перед тем как программировать пчелу на следующие действия, нужно очистить память); GO - Запустить программу (как только задан график передвижения пчелы нажимаем кнопку ГОУ). Игрушка обладает памятью на 40 шагов, что позволяет создавать сложные алгоритмы. Робот издает звуковые и световые сигналы, тем самым привлекая внимание ребенка и делая игу ярче.

Для работы с роботом Bee-bot «Умная пчела» используются разнообразные коврики. Есть базовые коврики («Цвета и формы», «Остров», «Город», которые идут в комплекте, а также нами был созданы комплекты картинного материала по различным лексическим темам, которые использовали на базовом коврике-«основе».

В поисках путей совершенствования коррекционно-развивающего образовательного процесса с включением в него современных технологий, нами был разработан и реализуется проект «Умная пчела» с использованием технологии программирования, в виде программируемого мини-робота Bee-Bot «Умная пчела».

Цель проекта – создать условия формирования логического мышления и познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности.

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

развивать первоначальные навыки программирования;

• учить детей действовать по определенному алгоритму и создавать алгоритмы самостоятельно;

• совершенствовать умения понимать и моделировать предметно – пространственные отношения, ориентироваться в пространстве и на плоскости по схемам;

развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, интеллектуальные способности;

• учить определять последовательность действий и контролировать их;

• формировать познавательную активность, способствовать воспитанию социально-активной личности, формировать навыки общения и сотворчества;

• поддерживать инициативу детей.

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, учитель-логопед

Актуальность проекта обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, уверенной ориентацией его в информационной среде, а также необходимостью преемственности в использовании интерактивных технологий между первыми ступенями образовательной системы – дошкольным образованием и школой.

Содержание проекта обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей, представлено в пяти образовательных областях с учетов возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОНР, специфики их образовательных интересов и потребностей.

Содержание проекта реализовывали в различных видах деятельности: НОД, совместной и самостоятельной деятельности, используя подгрупповые и индивидуальные формы работы с детьми, с учетом календарно-тематического планирования в подготовительной группе детей с ОНР.

Для реализации проекта в образовательную деятельность включены игры и задания на такие темы, как: «Космос», «Цветы», «Сказки», «Профессии», «Дорожные знаки», «Экскурсия по ферме», «Осень», «Прогулка по зоопарку», ««Пчелка-пешеход», «Овощи и фрукты», «, «Морские обитатели», «Лес и его обитатели», «Овощи и фрукты», «Съедобные и ядовитые», «Одежда», «Птицы», «Зима и зимние забавы», «Транспорт», «Весна».

Рассмотрим использование некоторых тематических полей:

Для закрепления знаний детей о домашних животных, развития умение различать и находить нужного животного, их детенышей, развития внимания, логики, памяти использовали картинный материал для тематического поля «Ферма», на котором организовывали игровые задания «Кто кричит?», «Накормим питомцев», «В гостях у бабушки», «Найди домашнее животное», «Угадай кто?», «Чей хвост», «Чей малыш», «Чья тень».

Коврик с картинным материалом «Лес» помог закрепить знания детей о диких животных, умение различать и находить животное, способствовал развитию логического мышления, коммуникативных навыков и пространственной ориентации. Использовали упражнения : «Фотограф», «Прогулка по лесу», «Чей хвост?», «Чей малыш», «Чья тень», «Кто, где живет?», «Накорми животное»

При использовании коврика «Город профессий» учили детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д., закрепляли названия инструментов, необходимых для работы людям разных профессий, формировали у детей понятия «безопасный путь», развивали у детей умения ориентироваться на плоскости, закрепляли знания правил дорожной безопасности. Используемые игры : “Кто больше знает профессий”, “Кто чем занимается”, «Кому принадлежит?», «Пчёлка-пешеход», «Пчёлка-пожарный»

Коврик «Овощи и фрукты» с заданием «Сбор урожая» помог закрепить знания детей о разнообразии овощей и фруктов, умение различать их и находить, помогал развивать умение соотносить форму, цвет.

Коврик «Морские обитатели» закрепляет и обогащает у детей знания об обитателях морей. особо эмоциональными были квест - задания: «Искатели приключений», «Остров сокровищ» на коврике «Море», который превратился в загадочную «карту путешествий».

Использование мини-робота «Умна пчела» в воспитательно-образовательном процессе являлся одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития их творческих способностей, помогал создавть благоприятный эмоциональный фон, вызывал обширный интерес у детей, а если есть интерес, то появится желание впитать в себя и новую информацию. Систематическо еиспользование интерактивных технологий в сочетании с традиционными методами обучения повысило эффективность работы с детьми. Благодаря внедрению в деятельность данного оборудования дети активно работали на занятии, у них повысилась концентрация внимания, улучшились понимание и запоминание материала. Обучение становилось более привлекательным и захватывающим.

Комплекс заданий, стал неотъемлемой частью на занятиях по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП).

Создавая программы для робота, выполняя игровые задания, дети учились ориентироваться в окружающем пространстве, только правильно направив его «вперед», «назад», «направо» или «налево» могли достигнуть желаемый результат. «Ориентировка в пространстве» — один из разделов «Программы» по развитию у детей элементарных математических представлений. Передвижения робота на плоскости позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, «посередине» и «между», «направо – налево» («справа – слева»). Дети в игровой, увлекательной форме без затруднений смогли понять пространственные отношения, определяемые словами рядом, посередине, между, сбоку или с краю. Пчёлка помогала детям в ориентировке на местности и в пространстве, при составлении алгоритмов программирования пчелы. Создавая программы для робота, выполняя игровые задания, дети научились ориентироваться в окружающем пространстве. Можно уверенно говорить о том, что игры с «Умной пчелой» помогали развивать пространственную ориентацию.

«Умная пчела» помогла детям и в освоении счета: считали действия робота, количество «шагов» на плоскости:, считали предметы, соотносили их с цифрами, была помощницей в обследовании и анализе геометрических фигур. Занятия с роботом-челкой способствовали развитию внимания, логическое мышления, наблюдательности, развивали у детей мелкую и общую моторику, способствовали развитию у детей умения ориентировки на плоскости и ассоциативного мышления

Взаимодействие детей с программируемым напольным роботом «Умная пчела» положительно влияло на формирование речи. Этот процесс связан с пониманием и активным употреблением словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями, умением выделять и различать пространственные признаки и отношения, правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления.

Использование различных тематических ковриков (жизнь на ферме, дорожка с цифрами и животными и др.) позволили у детей расширить и систематизировать ранее полученные знания по темам игры, расширить активный и пассивный словарь.

Можно с уверенностью сказать, что внедрение мультимедийных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе, позволяя оптимизировать и индивидуализировать обучение детей, создавать в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха». Возможно, заинтересовав их до школы программируемым мини-роботом «Умная пчела», в дальнейшем мы увидим специалистов, способных воплощать в жизнь смелые и сложные инженерные идеи.

Дружественный ребенку, программируемый напольный мини-робот «Умная пчела» может выступать одним из средств приобщения маленьких детей к основам информационно-коммуникативных технологий.

Кроме этого данная игрушка обладает значительным педагогическим потенциалом. Реализация проекта «Умная пчела» помогло:

развивать логического мышления у детей;

развитие умения составлять алгоритмы;

развитие пространственной ориентации ;

• закрепление умения считать в пределах десятка;

• освоение правил дорожного движения;

• формирование речи детей;

развитие мелкой моторики;

развитие коммуникативных навыков детей, создание дружеских взаимоотношений в группе.

Публикации по теме:

Краткосрочный проект «Использование мини-робота Вее-Воt «Умная пчела» в работе с детьми дошкольного возраста»Краткосрочный проект «Использование мини-робота Вее-Воt «Умная пчела» в работе с детьми дошкольного возраста» Компьютерные информационные технологии все увереннее проникают в различные сферы жизнедеятельности человека. Воспитание и образование детей.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет Три – четыре года – это возраст, когда малыш старается освоить характеристики различных предметов (особенно их функции и целевое назначение).

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Применение технологии геймификации в речевом развитии дошкольниковПрименение технологии геймификации в речевом развитии дошкольников Геймификация - процесс использования игровых элементов в любом неигровом пространстве, для достижения реальных целей. Давайте разберемся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии программирования в познавательном и речевом развитии детей. Опыт работы по проекту «Умная пчела»
Опубликовано: 26 апреля 2022 в 13:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии программирования в познавательном и речевом развитии детей. Опыт работы по проекту «Умная пчела»» (включая файлы) размещена пользователем людмила дементьева (УИ 21064) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД