людмила дементьева
Использование технологии программирования в познавательном и речевом развитии детей. Опыт работы по проекту «Умная пчела»
▼ Скачать + Заказать документы
О чем мечтают дети,
На всей, на всей планете?
Мечтают путешествовать,
И новый мир познать,
Простых вещей основу,
И таинства узнать!
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. Благодаря разработкам мини-роботов «Bee-Bot» на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами элементарного программирования.
Публикация «Использование технологии программирования в познавательном и речевом развитии детей, Опыт работы по проекту „Умная пчела“» размещена в разделах
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Опыт работы, практика
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
Актуальность по формированию основ программирования значима так как :
- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников;
- осуществляются в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
- поддерживают инициативу детей;
- позволяют педагогу построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- формируют познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности;
- развивают первоначальные навыки программирования;
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Что такое программируемый мини-робот Bee-Bot «Умная пчела»?
Дизайн игрушки напоминает пчелу со сложенными крыльями, желтое тело с черными полосками. На спинке «пчелы» расположены элементы управления роботом: вперед, назад, поворот налево на 90°, поворот направо на 90°; II - Пауза продолжительностью 1 секунда; Х - Очистить память (перед тем как программировать пчелу на следующие действия, нужно очистить память); GO - Запустить программу (как только задан график передвижения пчелы нажимаем кнопку ГОУ). Игрушка обладает памятью на 40 шагов, что позволяет создавать сложные алгоритмы. Робот издает звуковые и световые сигналы, тем самым привлекая внимание ребенка и делая игу ярче.
Для работы с роботом Bee-bot «Умная пчела» используются разнообразные коврики. Есть базовые коврики («Цвета и формы», «Остров», «Город», которые идут в комплекте, а также нами был созданы комплекты картинного материала по различным лексическим темам, которые использовали на базовом коврике-«основе».
В поисках путей совершенствования коррекционно-развивающего образовательного процесса с включением в него современных технологий, нами был разработан и реализуется проект «Умная пчела» с использованием технологии программирования, в виде программируемого мини-робота Bee-Bot «Умная пчела».
Цель проекта – создать условия формирования логического мышления и познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
• развивать первоначальные навыки программирования;
• учить детей действовать по определенному алгоритму и создавать алгоритмы самостоятельно;
• совершенствовать умения понимать и моделировать предметно – пространственные отношения, ориентироваться в пространстве и на плоскости по схемам;
• развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, интеллектуальные способности;
• учить определять последовательность действий и контролировать их;
• формировать познавательную активность, способствовать воспитанию социально-активной личности, формировать навыки общения и сотворчества;
• поддерживать инициативу детей.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, учитель-логопед
•
Актуальность проекта обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, уверенной ориентацией его в информационной среде, а также необходимостью преемственности в использовании интерактивных технологий между первыми ступенями образовательной системы – дошкольным образованием и школой.
Содержание проекта обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей, представлено в пяти образовательных областях с учетов возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОНР, специфики их образовательных интересов и потребностей.
Содержание проекта реализовывали в различных видах деятельности: НОД, совместной и самостоятельной деятельности, используя подгрупповые и индивидуальные формы работы с детьми, с учетом календарно-тематического планирования в подготовительной группе детей с ОНР.
Для реализации проекта в образовательную деятельность включены игры и задания на такие темы, как: «Космос», «Цветы», «Сказки», «Профессии», «Дорожные знаки», «Экскурсия по ферме», «Осень», «Прогулка по зоопарку», ««Пчелка-пешеход», «Овощи и фрукты», «, «Морские обитатели», «Лес и его обитатели», «Овощи и фрукты», «Съедобные и ядовитые», «Одежда», «Птицы», «Зима и зимние забавы», «Транспорт», «Весна».
Рассмотрим использование некоторых тематических полей:
Для закрепления знаний детей о домашних животных, развития умение различать и находить нужного животного, их детенышей, развития внимания, логики, памяти использовали картинный материал для тематического поля «Ферма», на котором организовывали игровые задания «Кто кричит?», «Накормим питомцев», «В гостях у бабушки», «Найди домашнее животное», «Угадай кто?», «Чей хвост», «Чей малыш», «Чья тень».
Коврик с картинным материалом «Лес» помог закрепить знания детей о диких животных, умение различать и находить животное, способствовал развитию логического мышления, коммуникативных навыков и пространственной ориентации. Использовали упражнения : «Фотограф», «Прогулка по лесу», «Чей хвост?», «Чей малыш», «Чья тень», «Кто, где живет?», «Накорми животное»
При использовании коврика «Город профессий» учили детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д., закрепляли названия инструментов, необходимых для работы людям разных профессий, формировали у детей понятия «безопасный путь», развивали у детей умения ориентироваться на плоскости, закрепляли знания правил дорожной безопасности. Используемые игры : “Кто больше знает профессий”, “Кто чем занимается”, «Кому принадлежит?», «Пчёлка-пешеход», «Пчёлка-пожарный»
Коврик «Овощи и фрукты» с заданием «Сбор урожая» помог закрепить знания детей о разнообразии овощей и фруктов, умение различать их и находить, помогал развивать умение соотносить форму, цвет.
Коврик «Морские обитатели» закрепляет и обогащает у детей знания об обитателях морей. особо эмоциональными были квест - задания: «Искатели приключений», «Остров сокровищ» на коврике «Море», который превратился в загадочную «карту путешествий».
Использование мини-робота «Умна пчела» в воспитательно-образовательном процессе являлся одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития их творческих способностей, помогал создавть благоприятный эмоциональный фон, вызывал обширный интерес у детей, а если есть интерес, то появится желание впитать в себя и новую информацию. Систематическо еиспользование интерактивных технологий в сочетании с традиционными методами обучения повысило эффективность работы с детьми. Благодаря внедрению в деятельность данного оборудования дети активно работали на занятии, у них повысилась концентрация внимания, улучшились понимание и запоминание материала. Обучение становилось более привлекательным и захватывающим.
Комплекс заданий, стал неотъемлемой частью на занятиях по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП).
Создавая программы для робота, выполняя игровые задания, дети учились ориентироваться в окружающем пространстве, только правильно направив его «вперед», «назад», «направо» или «налево» могли достигнуть желаемый результат. «Ориентировка в пространстве» — один из разделов «Программы» по развитию у детей элементарных математических представлений. Передвижения робота на плоскости позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, «посередине» и «между», «направо – налево» («справа – слева»). Дети в игровой, увлекательной форме без затруднений смогли понять пространственные отношения, определяемые словами рядом, посередине, между, сбоку или с краю. Пчёлка помогала детям в ориентировке на местности и в пространстве, при составлении алгоритмов программирования пчелы. Создавая программы для робота, выполняя игровые задания, дети научились ориентироваться в окружающем пространстве. Можно уверенно говорить о том, что игры с «Умной пчелой» помогали развивать пространственную ориентацию.
«Умная пчела» помогла детям и в освоении счета: считали действия робота, количество «шагов» на плоскости:, считали предметы, соотносили их с цифрами, была помощницей в обследовании и анализе геометрических фигур. Занятия с роботом-челкой способствовали развитию внимания, логическое мышления, наблюдательности, развивали у детей мелкую и общую моторику, способствовали развитию у детей умения ориентировки на плоскости и ассоциативного мышления
Взаимодействие детей с программируемым напольным роботом «Умная пчела» положительно влияло на формирование речи. Этот процесс связан с пониманием и активным употреблением словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями, умением выделять и различать пространственные признаки и отношения, правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления.
Использование различных тематических ковриков (жизнь на ферме, дорожка с цифрами и животными и др.) позволили у детей расширить и систематизировать ранее полученные знания по темам игры, расширить активный и пассивный словарь.
Можно с уверенностью сказать, что внедрение мультимедийных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе, позволяя оптимизировать и индивидуализировать обучение детей, создавать в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха». Возможно, заинтересовав их до школы программируемым мини-роботом «Умная пчела», в дальнейшем мы увидим специалистов, способных воплощать в жизнь смелые и сложные инженерные идеи.
Дружественный ребенку, программируемый напольный мини-робот «Умная пчела» может выступать одним из средств приобщения маленьких детей к основам информационно-коммуникативных технологий.
Кроме этого данная игрушка обладает значительным педагогическим потенциалом. Реализация проекта «Умная пчела» помогло:
• развивать логического мышления у детей;
• развитие умения составлять алгоритмы;
• развитие пространственной ориентации ;
• закрепление умения считать в пределах десятка;
• освоение правил дорожного движения;
• формирование речи детей;
• развитие мелкой моторики;
• развитие коммуникативных навыков детей, создание дружеских взаимоотношений в группе.