Алина Юрина
Использование технологии «Лента времени» в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование технологии "Лента времени" в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
«Лента времени» - технология, направленная на расширение кругозора старших дошкольников посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу освоения представлений о социальном мире на освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему и будущему); развитие целостного восприятия мира, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Технология строится на следующих принципах:
• Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.
• Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.
• Принцип эмоционального восприятия информации -
позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.
Впервые эта технология предложена Н. А. Коротковой в работе «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». У автора эта технология называется «Река времени». Термин «Река времени» придуман не Н. А. Коротковой, она позаимствовала его у английского писателя Дональда Биссета, придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так».
Цель данной формы работы: систематизировать и углубить знания детей об окружающем мире, на основе сравнения по временным отрезкам по типу «Древность, старина, современность», а также научить детей устанавливать пространственно- временные связи. Технология «Лента времени» немного отличается от «Реки времени» и направлена на освоение временных отношений от прошлого через настоящее к будущему. Она развивает целостное восприятие мира, логическое мышление, устанавливает причинно-следственные связи, последовательность развития мира по каждому направлению.
Дидактическое пособие «Лента времени»
Центральным звеном данной технологии является дидактическое пособие «Лента времени», которое символизирует линейное движение исторического времени. Вдоль нее намечены остановки с интуитивно понятными детям названиями: «Прошлое», «Настоящее», «Будущее».
Цель: развитие личности дошкольника через представление о времени: глубина, неразрывность, быстротечность; накопление опыта взаимодействия с окружающим миром посредством углубления и систематизации знаний на основе сравнения и установления пространственно – временной связи, используя технологию «Лента времени».
Лента времени помогает дать детям первичные представления о развитии, движении, изменении мира, осознание того, что у каждого предмета есть прошлое, настоящее и будущее.
Главное – создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества, дать понять дошкольникам, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменялся со временем от простого к сложному, что мир продолжает меняться с помощью современных технологий. Намеченные условные «остановки» как раз позволяют ребенку почувствовать эти существенные различия.
Методы работы с дидактическим пособием «Лента времени»:
Словесный метод.
Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование аудиозаписей.
Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.
Наглядный метод.
Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций, видеофильмов. Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.
Практический метод
Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.
Игровой метод
Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.
Примерный алгоритм проведения путешествия по «Ленте времени»:
1. Обсуждение реального или вымышленного события;
2. Постановка цели исследования (узнать);
3. Анализ – сравнение, активное обсуждение демонстрационного, иллюстративного или предметного материала;
4. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление иллюстраций на панно «Лента времени»;
5. Сборка общей таблицы «Лента времени», сопоставление результатов исследования;
6. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности (рисование, аппликация, ручной труд).
На первом игровом мероприятии детям демонстрируется заранее заготовленное панно с первоначальными «метками» остановок и предлагается попутешествовать по «Ленте времени». Начинается работа с самого доступного для понимания дошкольника понятия «жилище» («дом») и дальнейшего обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше в — в «древности/ старину». Представляем, какие дома будут в будущем.
Из множества небольших иллюстраций-вырезок взрослый и дети выбирают подходящие и прикрепляют на соответствующих «остановках», дополняя первые лаконичные «метки». Таким образом, у детей формируется понимание работы с панно «Лента времени».
В следующих «путешествиях» переходим к истории быта, транспорта, профессий, письменности и т. д., используя красочные книги познавательного характера, музыкальное сопровождение, обращаясь для введения в тему к подходящим художественным и справочным текстам, привлекая для этого и родителей. Это позволяет сделать образовательную деятельность доступной, содержательной и познавательной.
Остановки на «Ленте времени» «обживаются» - заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ воспитателя и обсуждение подкрепляются не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, пробовать в действии (например, утюг с углем, утюг современный; определить удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером, перьевой ручкой и чернильницей). Очень важно, чтобы каждый ребенок смог опробовать возможности исследуемого материала.
Так же иллюстративный материал, предлагаемый для исследования, представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких, которые рассматриваются всеми участниками передавая из рук в руки. При такой работе с иллюстративным материалом возможно активное обсуждение, нахождение связей и зависимостей.
Тематика исследований может быть разнообразной. Например, «Путешествие в прошлое ложки», «История обычного стула», «Чудеса на колесах – от телеги до современных машин и машин будущего», «От семечка до взрослого растения», «Мой родной город», «Как растет ребенок» (на примере воспитателя, родителей, своих детских фотографий). По такому принципу можно знакомить детей с прошлым, настоящим и фантазировать будущее.
Для проведения игр – путешествий с использованием панно «Лента времени» в течение года используется время, отведенное на образовательную деятельность в режимных моментах, чаще всего во вторую половину дня. Так же проводится практическая деятельность, которая предполагает высокую познавательную активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания. Дети экспериментируют, рисуют, изготовляют поделки.
Дидактическое пособие «Лента времени» предназначено как для совместной работы педагога с детьми, так и для самостоятельной работы дошкольников во время свободной деятельности. Материал лежит в доступном месте групповой комнаты.
Систематическое и целенаправленное использование технологии «Лента времени» способствует интеграции образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной и речевой, художественно-эстетической. В результате чего возрастает познавательная активность детей, что оказывает положительно влияние на их интеллектуальное развитие.
Интеграция образовательных областей при работе с «Лентой времени» хорошо вписывается в проектный метод, который является одним из ведущих методов в работе с детьми.
Таким образом, технология отвечает образовательным запросам современных детей и их родителей и помогает приобрести дошкольникам на этапе завершения дошкольного образования необходимые предпосылки к учебной деятельности и обеспечить полноценный переход на следующий уровень системы непрерывного образования.