Галина Медведева
Использование технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
«Учите ребенка, каким — ни будь неизвестным ему пяти
словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите
двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»
Константин Дмитриевич Ушинский
Время информационных технологий, в котором мы живем образовательное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка, формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования. нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Обучение детей должно быть и словесным, и наглядным, и практическим. Таким требованиям отвечает метод использования интеллект – карт.
Публикация «Использование технологии „Интеллектуальная карта“ в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Интеллектуальная карта –это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, развивается мышление. Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном.
В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т. е. самое главное — это процесс получения новых знаний. Составление интеллект – карты можно назвать визуализацией мышления.
Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Интеллект - карты можно составлять как индивидуально, так и коллективно: группой, командой, семьёй, по разным темам.
При построении интеллект карт, идеи становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними. Метод позволяет воспринять материал как единое целое. Карты легко поддаются расширению и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти. Суть метода интеллект-карт, заключается в том, что вся информация по определенной тематике представляется в виде разноцветных рисунков и символов.
Использование интеллект карт
Первое направление
Сбор материала о предмете или объекте.
Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы.
Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Второе направление
Закрепление и обобщение материала.
Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.
Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, классификация.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Третье направление
Развитие связной речи.
Составление и распространение предложений и рассказов по интеллектуальной карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.
Составление интеллект - карты требует соблюдения определё нных правил:
Используются только цветные карандаши, маркеры и т. д
Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.
Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Рисовать их может как взрослый, так и ребенок. Например, нужно дать детям знания по теме «Космос». Сначала спрашиваем, что он сам об этом думает, приглашаем его порассуждать. И наводящими вопросами подводим к тому, что он сам находит ответ. Составление интеллект – карты. начинаем с того, что в центре располагаем центральный образ, дальше задаем вопрос «Какие ассоциация у Вас вызывает слово космос?» От центрального образа рисуем «отростки» первого уровня, которые и будут раскрывать главную идею. Главное выслушать каждого желающего. Отрицательных оценок не даем, так как это закрепощает. После детализируем отводки – каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями. В заключение наводим красоту: подрисовываем картинки, используем разные цвета ветви могут быть изогнутыми, похожими на ветви дерева. Такие беседы внешне должны быть как бы импровизацией, воспитатель идет за логикой ребенка, а не навязывает своего мнения. Каждое занятие с детьми -, поиски, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? С чем можно сравнить? – все это и есть работа с элементами интеллект – карты.
Систематическое применение интеллект- карт позволяет развивать следующие познавательные действия:
формулировка и самостоятельная постановка цели;
умение выделять и искать нужную информацию при этом применять различные методы в поиске нужной информации;
переводить чувственные формы в модель знаково- символическую и преобразовывать ее с целью выявления общих законов (кодировка, замещение, декодирование);
умение структурировать знания;
умение ставить и формулировать проблемы, а также создание алгоритма деятельности;
установление причинно- следственных связей;
анализирует и синтезирует слабые места (можно восполнить эти недостающие элементы)
Литература:
Бьюзен, Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / Тони Бьюзен; пер с англ. Ю. Константиновой. М. -М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019.
Сохина, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохина. – М. ,1984.
Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко. – М., 198