Получи документы

Использование технологии «Цветные счетные палочки» Х. Кюизенера в формировании элементарных математических представлений (13 фото)

Немцева Анна Николаевна
Использование технологии «Цветные счетные палочки» Х. Кюизенера в формировании элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы

Использование технологии «Цветные счетные палочки» Х. Кюизенера в формировании элементарных математических представлений.

Использование технологии «Цветные счетные палочки» Х. Кюизенера в формировании элементарных математических представлений

Задача современного дошкольного образования — не просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них познавательного интереса, стремление к творческому поиску. В связи с этим в педагогическом процессе особую роль начинают играть нестандартные дидактические средства. Бельгийский математик Джордж Кюизенер в 50-е годы ХХ века разработал дидактический материал, который известен всему миру. Он предназначен для обучения математики и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада.

Фото «Цветные счетные палочки»
Использование технологии  Х. Кюизенера в формировании элементарных математических представлений - фото
Фото №1 Использование технологии Цветные счетные палочки Х

Суть цветных счетных палочек – помочь ребенку познать основы математики и сделать это познание увлекательным! Технология универсальна. Решает следующие задачи.

Задачи:

Образовательные:

• познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету);

• учить различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»;

учить находить один и несколько одинаковых предметов, понимать вопрос «Сколько?»;

• формировать понятия числа и количества, представлений об их соотношении;

• закреплять количественный и порядковый счёта;

• учить навыкам сложения, вычитания;

• познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);

• закреплять знания о геометрических фигурах (путём складывания их из элементов набора).

Развивающие:

• развивать умение видеть общий признак предметов группы;

• развивать речь, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

• развивать пространственные представления (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади (позади);

• развивать мышление, внимание, память.

Воспитательные:

• воспитывать самостоятельность;

• воспитывать усидчивость, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Фото №2 Кюизенера в формировании элементарных математических представлений Фото №3 Задача современного дошкольного образования не просто количественное накопление у детей знаний а в первую очередь развитие у них познавательного интереса стремление к творческому поиску

В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Эта комплектация — не случайность, а продуманное математическое множество: в нём каждый цвет и длина имеют соответствие определённому числу от единицы до десяти. К примеру, белая палочка — куб со сторонами 1 см — символизирует число 1, а розовая (длиной 2 см) – число 2 и т. д. Комплект имеет различные цветовые модификации. Однако брусочки, тождественные по длине, всегда имеют один цвет.

Каждая палочка соответствует определённому числу от 1 до 10.

Палочки отличаются ещё одной интересной особенностью: различные цвета можно объединить в «семейства». Так, к семейству красного (его оттенки — это сам красный, розовый, малиновый, бордовый и др.) относятся числа, которые кратны двум, — 2, 4, 8. К семейству синих относятся числа, делящиеся на 3 — это 3, 6, 9. Оттенки жёлтого делятся на 5.

В состав классического варианта набора входит 241 элемент. Однако в работе с детьми дошкольного возраста часто используют упрощённый вариант, представленный 144 деталями: 36 белых палочек плюс по 12 элементов прочих цветов.

Счётные палочки Кюизенера могут быть представлены и в плоском варианте. Воспитатель или родители могут изготовить набор своими руками из плотного картона. При этом элементы можно вырезать более крупными (начиная от палочки 2х2 см и заканчивая 2х20 см). Однако детали нельзя помечать цифрами: дошкольники должны сами соотносить размер брусочка и число. Детали набора интересны тем, что работать с ними дети могут и в горизонтальной, и в вертикальной плоскости.

Фото №4 В связи с этим в педагогическом процессе особую роль начинают играть нестандартные дидактические средства Фото №5 Бельгийский математик Джордж Кюизенер в е годы ХХ века разработал дидактический материал который известен всему миру

Комплект Кюизенера предназначен, в первую очередь, для развития у дошкольников математических представлений. Данная методика подходит как для малышей раннего возраста, так и для будущих учеников: каждому возрасту соответствует свой уровень заданий.

Формы организации работы с цветными палочками Кюизенера:

• организованная образовательная деятельность;

• совместная игровая деятельность взрослого с детьми;

• индивидуальная работа;

• самостоятельная игровая деятельность.

Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

Первый раз, как обычно, палочки приносит какой-то любимый персонаж или игрушка и оставляет детям в качестве подарка. Прежде чем начать занятие с детьми, надо дать им возможность рассмотреть их. На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором. Предлагаем палочки для игры в свободной деятельности.

На начальном этапе можно давать детям следующие задания:

• переложите палочки из одной коробки в другую;

• найдите одинаковые палочки;

• найдите палочки того же цвета, что и у героя (зайчика, мишки); выложите палочки на стол, перемешайте их, покажите по очереди красную, синюю и т. д. палочки;

• разложите палочки по длине и цвету;

• возьмите палочки в правую и левую руку – по одной и помногу;

• выберите самые длинные и самые короткие палочки;

• выложите фигуру и попросите ребенка сделать такую же.

Фото №6 Он предназначен для обучения математики и используется педагогами разных стран в работе с детьми начиная с младших групп детского сада

Вместе с детьми выкладываем на столе из палочек заборчики, квадратики, домики, лесенку. Дети строят лестницы разных размеров, что сопровождается рассматриванием палочек и изучением их особенностей. Так дети узнают, что элементы одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот. Строя лестницу, осваивают последовательную зависимость палочек по длине.

Дети составляют различные коврики, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии «столько же». Возможны различные варианты. Построить ковер как можно больше без какого-либо условия (правила). Построить ковер так, чтобы все полосы в нем были разного цвета. Построить ковер из палочек только определенного цвета.

Постепенно дети осваивают состав комплекта, цвета, соотношение палочек по размеру. Самое главное, чтобы ребенок научился свободно действовать с палочками, понимал, что они все разные, пользовался ими.

Фото №7 Суть цветных счетных палочек помочь ребенку познать основы математики и сделать это познание увлекательным Технология универсальна

Для закрепления понятий «один» и «много», умения составлять группу предметов провожу игру «Змейка». Для игры использую палочки двух цветов: красные и желтые (по 4). Детям предлагается выложить две змейки с поднятыми головами (красную и желтую, для этого три палочки кладутся горизонтально, а одна вертикально. Предлагаю сравнить змейки по длине, проводим пальчиком по палочкам и определяем, какая длиннее.

Фото №8 Решает следующие задачи

Для обучения приемам классификации и сравнению предметов по высоте подходит игра «Столбики». Детям даются по две палочки разного цвета (разной длины). Приемами наложения и приложения определяем высокий столбик и низкий.

Для обучения детей сравнению предметов по длине можно провести игру «Сушим полотенца». У детей пять желтых, пять красных палочек.

Даю задание: отложите в сторону одинаковые по длине палочки. Спрашиваю: «Какого они цвета? Что надо сделать, чтобы узнать, каких палочек больше? (Положить палочки одного цвета под палочками другого цвета). Сколько длинных (коротких) палочек? (Много, столько-сколько, поровну). Возьмите и положите коричневую палочку перед собой. Это - веревочка. Палочки желтого и красного цвета - «полотенца». Давайте повесим «полотенца» сушиться на веревочке. Сначала повесьте длинное, потом короткое, снова длинное. Какое теперь надо вешать полотенце? (Короткое) Развесьте все «полотенца». Дотрагиваясь пальцем до «полотенца», называйте его цвет: желтое, красное, желтое. Сколько желтых «полотенец»? (Много) Сколько красных «полотенец»? (Много) Какого цвета полотенец больше (меньше?

С детьми 3-4 лет провожу игры: «Заборчик», «Зоопарк», «Пирамидка», «Коврик для кошечки», «Покажи такую же», «Назови цвет», где они учатся различать цвета, сравнивать палочки по цвету, по длине.

Счётные палочки совершенствуют измерительные умения. Наглядно наблюдая, что один элемент длиннее или выше другого, малыш учится сравнивать их, усваивает понятия «короче», «длиннее», «разные», «одинаковые». Также на этом дидактическом материале можно отрабатывать понятия «правый-левый» и «масса» предмета.

Пособие Кюизенера даёт возможность наглядно показать дошкольнику числовой ряд: элементы выстраиваются в «лесенку» от 1 до 10. При этом малыши лучше понимают понятие «больше-меньше».

Набор счётных палочек — замечательный способ объяснить ребёнку состав числа, деление целого на части: дошкольник легко запомнит, что число 2 получается из сложения двух единиц (в этом отношении палочка длиной 2 см соответствует двум палочкам по 1 см).

Используя палочки Кюизенера ребенка можно почувствовать себя творцом, дорисовать картины художника. Существуют определенные схемы, по которым можно составить целый сюжетный рисунок.

Фото №9 Воспитательные воспитывать самостоятельность воспитывать усидчивость инициативу настойчивость в достижении цели Фото №10 В наборе содержатся четырехгранные палочки разных цветов и длиной от до см

Заданий может быть огромное количество, всё зависит от вашей фантазии и фантазии ваших малышей.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Использование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольниковИспользование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников «Использование тактильных игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников». Тактильные ощущения - одна из форм.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование технологии «Цветные счетные палочки» Х. Кюизенера в формировании элементарных математических представлений
Опубликовано: 14 декабря 2024 в 20:28
+231Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии «Цветные счетные палочки» Х. Кюизенера в формировании элементарных математических представлений» (включая файлы) размещена пользователем Немцева Анна Николаевна (УИ 1518486) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД