Ирина Арслан
Использование техники «симметричных рисунков» в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Арслан Ирина - учитель-логопед МАДОУ д\с комбинированного вида №1 «Ласточка» г. Бор Нижегородской области.
Уже около 5-ти лет в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи я использую современные кинезиологические методики, которые направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности детей и корректировать проблемы в различных областях психики.
Публикация «Использование техники „симметричных рисунков“ в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Темочки
Техника «симметричных рисунков» - это одно из упражнений гимнастики для развития умственных способностей Пола Деннисона, которое заключается в рисовании обеими руками. Выполняя упражнение, ребёнок двигает руками одновременно, то навстречу друг другу, то вверх и вниз, то разводя их в стороны. «Симметричные рисунки» тренируют навыки, необходимые для облегчения латеральных (слева направо и наоборот) движений, пересекающих среднюю линию тела.
Пол деннисон: |
Развитие латеральных навыков чрезвычайно важно для становления личности ребенка, его растущей самостоятельности, оно является необходимым условием для развития координации всего тела и облегчения процесса учения, связанного с работой в ближнем поле зрения (письмо и чтение). Движения средней линии способствуют интеграции бинокулярного зрения, двустороннего слуха и правой и левой половины мозга и всего тела. |
На подгрупповых логопедических занятиях я использую «симметричное рисование», изображения объекты, соответствующие изучаемой лексической теме. В свободной деятельности дети рисуют двумя руками мелом на доске, на асфальте, на песке, выкладывают двумя руками крупу, мелкие камешки на симметричный рисунок.
Лексическая тема - возможные симметричные рисунки :
«Осень», «Деревья» - листья, тучи и дождь, зонт, грибы.
«Дикие\домашние животные» - морды животных, лес.
«Посуда» - тарелки, кастрюли с узорами.
«Зима» - снежинки, снеговик, узоры на окне.
Советы педагогам и родителям
Для начала лучше всего проделывать это упражнение с участием больших мышц плеча и предплечья. Взрослый должен встать сзади ребенка и, держа его за руки, выполнить вместе с ним несколько простых движений. Необходимо научить ребенка ориентироваться в направлении относительно своей физической средней линии; комментировать движения («от себя», «вверх», «к себе», «вниз»). Когда ребёнок будет в состоянии легко делать зеркально-симметричные движения обеими руками можно предоставить ему возможность делать упражнение самостоятельно.
• Прежде всего, разрешите изображать какие угодно каракули обеими руками одновременно.
• Акцентируйте внимание на самом процессе, а не на конечном продукте. Избегайте оценочных слов, как положительных, так и отрицательных.
• Имейте при себе образцы симметричных рисунков, сделанных ранее другими учениками, картотеку симметричных рисунков.
• Поощряйте новизну и экспериментирование.
• Пусть симметричное рисование каких-либо реальных форм будет необязательным требованием, а одной их возможных целей.
Варианты упражнения
• Переходите к рисованию на листе бумаги меньшего размера, прикрепленного к столу или мольберту.
• Предлагайте различные средства (мел, краски, карандаши, маркеры, фломастеры, восковые мелки).
• Выполняйте рисунки, прижимая разные пальцы к большому пальцу (чтобы ослабить мышечное напряжение между большим и указательным пальцем).
• Выполняйте воображаемые симметричные рисунки плечами, локтями, запястьями, коленями, стопами и т. д. для ослабления напряжения. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки.
Список литературы.
1. Деннисон П. Е., Ф. Д. и Г. Деннисон. Брэйн Джим. Гимнастика для развития умственных способностей. М., 1993.
2. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2001.
3. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997.
4. Стоукс Г., Уайтсайд Д. Коррекция дислексических нарушений способности к обучению и интеграции головного мозга. М., 1994.