Наталья Химченко
Использование сюжетно-ролевой игры для стимуляции речевой активности детей с моторной алалией
▼ Скачать + Заказать документы
Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера.
В настоящее время количество детей с данным видом речевой патологии стремительно увеличивается, что делает проблему актуальной и требует разработки разнообразных методов и приемов для коррекции алалии. Одним из методов в коррекции моторной алалии является использование сюжетно-ролевых игр на этапе стимуляции речевой активности, а также в последующих стадиях работы.
Публикация «Использование сюжетно-ролевой игры для стимуляции речевой активности детей с моторной алалией» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Данный метод считается эффективным (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Соколова, С. П. Воронина, В. С. Чернявская, Р. Л. Бабушкина, так как он подходит детям младшего возраста. Создавая атмосферу непринужденной игры, включающей интересы конкретного ребенка, логопед может длительное время удерживать его внимание, использовав при этом все необходимые для активизации речи задания.
Также в занятиях по преодолению моторной алалии важно использовать опору на различные анализаторы – зрительный, слуховой, тактильный, так как это позволяет обеспечить более разностороннее знакомство ребенка с новым речевым материалом. Данным условиям отвечает сюжетно-ролевая игра, в процессе которой у детей есть возможность увидеть, услышать и изобразить жестом объект, что позволит более прочно закрепить в сознании ребенка связь между предметом и словом (Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская).
Поскольку сюжетно-ролевая игра создаёт коммуникативную ситуацию, в которой больше всего нуждается неговорящий ребенок младшего возраста, именно ей мы хотим уделить наибольшее внимание, продемонстрировав данный прием на примере конкретных занятий по стимуляции речевой активности. Также, поскольку значительная часть речевых навыков усваивается в повседневной деятельности, важной задачей является создание оптимальной коммуникативной среды (А. Н. Корнев)
Цель – используя эмоциональную вовлеченность параллельно с сюжетом, добиться от ребенка повторения звукоподражательных комплексов.
Задачи
Внедрять в пассивный и активный словарь звукоподражательных комплексов.
Внедрять в пассивный и активный словарь слов по темам «Лес», «Деревня», «Город».
Внедрять в пассивный и активный словарь глаголов «едет», «приехали», «бегать».
Развивать общую моторику (имитация движений медведя, черепахи и т. п.).
Особенность занятий заключается в том, что они проводится в виде сюжетно-ролевой игры, близкой интересам ребенка. Мы предлагаем игровую ситуацию, в которой героями становятся две машинки. Мы использовали её для мальчиков 3-4 лет. За одного персонажа (машинку) играет логопед, за другого – ребенок. Сами занятия построены на приключениях машин, которые путешествуют по дорогам в разных местах. Через каждые два занятия локация сменяется новой (город, лес, деревня, морские просторы). Известно, что детьми с моторной алалией новый материал усваивается с трудом, поэтому им необходимо вторичное проигрывание той или иной ситуации. Далее постепенно вводится новый речевой материал, при этом пройденный все еще сохраняется до усвоения ребенком (О. А. Захарова). На протяжении всего путешествия машин встречаются различные персонажи. Логопед вводит новые предметы в игру и озвучивает их. Также герои сталкиваются с трудностями, преодолевать которые они могут через озвучивание своих действий: «я хочу…», «тук-тук», «дай …» и т. п.
Конспект логопедического занятия по стимуляции речевой активности.
Тема «Город»
Условия проведения занятий
Речь логопеда четко артикулированной и эмоциональной.
Все гласные в словах пропеваются логопедом.
Обязательное использование большого количества междометий и указательных местоимений: «там», «тут», «туда» и т. п.
Все фразы простые и четкие, а слова несложной слоговой структуры.
Все персонажи локаций объемные.
Нельзя настаивать на повторении ребенком речевого материала во избежание логофобии.
Занятия проводятся на ковре и должны длиться не более 15–20 минут.
Оборудование: игрушка-мышка, макет дороги (дорожная разметка, пешеходные переходы, заправка, гараж, пять различных по цвету машинок, полицейская машина, игрушечные фигурки персонажей (бабушка, кошка, самолетик.
Ход занятия
1. Организационный момент
Л о г о п е д. Егорка, привет! А наша мышка все еще живет у тебя в ванной? Пойдем скорее вместе с ней ручки мыть!
Логопед и ребенок «моют руки», используя при этом элементы логоритмики.
Мышка мылом мыла лапку Одной рукой «моют» другую.
Каждый пальчик по порядку. Указательным пальцем касаются каждого пальца.
Вот намылила Большой, «Намыливают».
Сполоснув потом водой.
Не забыла и Указку,
Смыв с него и грязь и краску.
Средний мылила усердно –
Самый грязный был, наверно.
Безымянный терла пастой –
Кожа сразу стала красной.
А Мизинчик быстро мыла – Быстро и осторожно
Очень он боялся мыла! «намыливают» мизинцы.
2. Основная часть
Л о г о п е д. Егорка, наши машинки отправятся в путешествие! Мы поедем в город.
Перед ребенком выкладывают пять машинок одного размера, но разных цветов. Логопед предлагает выбрать зеленую и красную. В случае отказа в выборе данного цвета ребенок выбирает понравившийся, при этом логопед озвучивает выбор ребенка.
Л о г о п е д. Отлично! Отправляемся в дорогу! (Садятся на макет дороги.) Егорка, чтобы завести машину, нужно её назвать. Как у нас говорит машина? (Би-би) Она поедет, если произнести её имя. Я говорю: «Би-би», и моя машинка едет. Пусть и твоя машинка скорее поедет! (Говорят громко и четко – «Би-би!») Ура! Мы завели наши машины. Поехали!
Вж-ж-ж – машины едут прямо. Вот навстречу пешеходный переход. Стоп, машинка остановилась! Идет бабушка – баба – «топ-топ-топ». Пропустили бабу, едем дальше – вж-ж-ж.
Ой! Нам навстречу новая машинка! Давай с ней поздороваемся :– «Привет, би-би!» Поздоровались, едем дальше.
Ой! Наши машинки долго ехали и проголодались. Их нужно кормить. Поехали на заправку – вж-ж-ж. Приехали – «буль-буль-буль. Ура! Едем дальше.
Ой! Кто же едет нам навстречу? Это полицейская машина – виу-виу-виу!. Поздороваемся с ней: «Привет, би-би!». Полицейская машина поехала дальше – виу-виу-виу!.
Ой! Кто это летит? Это самолет – у-у-у. Самолет улетел – у-у-у. А как у нас самолетик летает? Полетим, как самолетик? Ура! Полетели! (Имитация движения самолета.)
Ой! Стоп! Пешеходный переход. Машинки остановились. Кто это идет? Это киса. Киса – мяу-мяу-мяу. Давай пойдем, как киса (имитация движения кошки). Киса ушла. Пока, мяу-мяу!
3. Организация окончания занятия
Л о г о п е д. Ой! Наши машинки устали. Поехали в гараж – вж-ж-ж. Доехали до гаража. Машинки будут спать – Би-би, бай-бай!.
А как машинки спать ложатся? Вот так! (Ручки сложили к личику и сопим носиками – имитация сна.)
Ах! Как мы здорово поиграли! Машинки легли спать, а завтра поиграем с ними опять.
Логопед озвучивает все движения и голоса новых героев, стимулируя тем самым речь ребенка на звукоподражательном уровне, постепенно увеличивая словарный запас и создавая основу для вызова элементарной фразы.
Также важно отметить, что весь неречевой материал представлен в виде объемных предметов. Детям в младшем возрасте необходимо изучить предмет со всех его сторон, так как это вызывает у них наибольший интерес, что положительно влияет на создание мотивационной сферы. (Н. В. Нищева).
Таким образом, используя метод сюжетно-ролевой игры, можно создать атмосферу непринужденного игрового процесса с ребенком, а также коммуникативную ситуацию, необходимую в данном случае, что будет положительно влиять на детский интерес и поможет добиться активизации речи.