Луценко Ольга Анатольевна
Использование стратегий критического мышления в коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
Центр развития ребенка № 167 города Тюмени
Мастер-класс на тему:
«Применение стратегий смыслового чтения на логопедических занятиях у детей подготовительной к школе группе»
выполнила: учитель-логопед
Луценко Ольга Анатольевна
Тюмень 2019
Оборудование: СЭР (мультимедийное оборудование, раздаточный материал: Лист А4, карандаши цветные, разрезные картинки для оформления карты)
Теоретико-методолгическая база:
Публикация «Использование стратегий критического мышления в коррекционной работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
• Общие педагогические вопросы влияния способов и приёмов смыслового чтения на процесс обучения и развития связной речи в целом (А. Н. Леонтьев, А. В. Брушлиский, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, З. И. Калмыкова, Н. А. Менчинская, Н. Н. Светловская, В. М. Филатов, З. И. Клычникова, И. А. Зимняя и др.)
• Теория развивающего обучения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и др.)
• Теория деятельностного подхода (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев)
• Концепция универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.)
Слайд 1. Добрый день уважаемые педагоги. Я рада встречи с вами и надеюсь на наше сотрудничество.
Протягивая вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе. Если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет – отверните их от меня.
Спасибо за поддержку.
Тема моего мастер класса «Использование приёмов критического мышления в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда».
Слайд 2. Цель: Ознакомление педагогов с использованием стратегий критического мышления в развитии связной речи детей с нарушением речи.
Задачи: Расширить знания педагогов в формировании связной речи у детей с нарушением речи.
2. Показать эффективные способы и приёмы, способствующие формированию связной речи детей.
Слайд 3 Сегодня главной проблемой является развития связной речи детей, и к сожалении не только детей имеющих логопедические нарушения, но и у детей с нормой развития. Эта проблема хорошо известна широким кругам педагогических работников : воспитателям, узким специалистам: логопедам и психологам.
Одной из современных технологий, используемых для развития речи дошкольников является технология развития критического мышления. Учитывая, что в ФГОС основным приоритетом развития сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. Задача логопедов и воспитателей заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.
Слайд 4 В работе с детьми по речевому развитию можно использовать следующие инновационные технологии: синквейн, Составим синквеин к слову солнце
Слайд 5 приём «Кластер», использование данного приёма позволяет нам закрепить лексические категории пройденных тем.
кластер к слову природа
Слайд 6 приём «Кубик Блума»,
Слайд 7 Приём «Интеллектуальная карта» Этот приём среди всех, занимает лидирующее место он настолько универсальный, что на нём остановимся подробнее
Слайд 8 Метод интеллектуальной карты в дошкольный мир пришел благодаря кандидату педагогических наук, доценту кафедры логопедии Ставропольского государственного педагогического института Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Уникальность этого метода в том, что он одновременно включает в себя работу и правого и левого полушария головного мозга, тем самым, позволяя в полной мере использовать наш потенциал.
Слайд 9 Каким образом метод интеллектуальных карт можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста, а именно в развитии речи детей? Валентина Михайловна Акименко предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей. По картам легко запоминать лексику, формировать и обогащать словарь ребёнка, придумывать предложения и рассказы.
Слайд 10 Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально. Метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.
Слайд 11 Суть ментальных карт заключается в том, что основная тема располагается в центре листа, становясь фокусом внимания. Для этого можно использовать не только слова, но и рисунки, картинки. Для создания карт используются только цветные карандаши, фломастеры, маркеры.
Каждая главная ветвь (ассоциация) имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.
Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
При работе с младшими дошкольниками необходимо использовать рисунки, картинки, достаточно использовать ветви второго порядка. Так как дети не умеют писать и читать вместо названий и понятий используем изображения (картинки).
В старшем дошкольном возрасте можно записывать слова (предпосылки грамотности).
Слайд 12 В составлении карт могут участвовать:
- педагог (он может составлять карту по теме занятия. При этом ребёнок в ходе исследования - беседы по ней будет запоминать лексику, составлять предложения, рассказ.
-педагог в совместном взаимодействии с воспитанником (как закрепление материала по определенной теме или в проектной деятельности).
- работа с родителями (составление мини-карт - дети вместе с родителями, пополнение материала к картам)
Слайд 13 В своей педагогической практике я использую метод интеллектуальных карт при работе по развитию лексики (расширение объёма и активизации словаря, уточнение значения слов, при формировании грамматических категорий. При работе по развитию связной речи (карта может выступать в качестве вербальной основы высказывания, быть планом пересказа текста).
Слайд 14 В условиях реализации ФГОС использование интеллектуальных карт позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей. Эффективность этого метода в работе с дошкольниками неоспорима, непосредственное участие воспитанников в составлении карт способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей.
В результате применения ментальных карт ребенок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.
В начале моей работы с приемами критического мышления, я провела диагностику связной речи детей, а так же после применения в течение полугода. Результаты видно в диаграмме
При использовании метода интеллектуальных карт - Дети научились самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, стали более активными при разговоре, словарный запас стал точен и разнообразен.
Слайд 15 А теперь, я бы хотела пригласить фокус-группу 4-5 человек.
Детям предлагается проблемная ситуация: Вы приехали на дачу к бабушке в начале осени. Что вы видите в огороде? Овощи. На какие две группы можно разделить овощи? (те, что растут в земле (их называют корешки) и те, что растут сверху на грядке (вершки). Назовите корешки? лук, морковь, редис, репа, свёкла, картофель. Назовите вершки: помидор, перец, баклажан, капуста, огурцы.
Придумайте блюда из овощей? (Ответы принимаем полным ответом) салаты, супы, по тушить, есть сырыми.
В какое время года собирают урожай? осенью
А теперь расскажите все, что вы знаете об овощах.
Слайд 16 В процессе применения способов и приёмов технологии смыслового чтения я отметила, не только повышения навыка развернутого ответа, но и заинтересованность в текстах: детям нравиться говорить и размышлять «вместе с писателем», чувствовать себя разведчиками и исследователями, художниками, воспринимать работу с текстом как источник новых знаний, переживаний и размышлений, игру и получения новой информации, которую они успешно принимают при взаимодействии друг с другом.
Таким образом, технология развития критического мышления даёт детям возможность размышлять, классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию, делать выводы; способствует формированию коммуникативных навыков, активности в образовательной деятельности и самое главное активно развивает речь дошкольника.
Слайд 17 Рефлексия. Метод 6 шляп.
Спасибо за внимание!
Список литературы
I Нормативная база
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. М. : Просвещение, 2010. – 31 с.
2. Примерная основная образовательная программа дошкольного общего образования. – М. :Просвещение, 2009.- 201 с
3. Примерная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи 186 с.
II. Учебная литература
4. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ]; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с.
5. Бунеева Е. В. Технология работы с текстом в начальной школе и в 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) [Текст] / Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова // Образовательные технологии. Сб. материалов. — М. :Баласс, 2008. - 186 с.
6. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически [Текст] / И. О. Загашев, С. И, Заир-Бек, И. В Муштавинская – Санкт-Петербург. : «Речь», 2003. – 298 с.
7. Куропятник И. В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей [Текст] / И. В. Куропятник - Педагогическая мастерская. Все для учителя. – М : 2012. –120 с.
8. Трифонова Е. А. «Развитие критического мышления», сборник «Учитель и ученик : возможность диалога и понимания», Москва, БОНФИ, 2002 г.