Марина Леонидовна Стаценко
Использование специально организованной игровой среды в работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование специально организованной игровой среды в работе педагога- психолога при осуществлении психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в МБДОУ»
Марина Леонидовна Стаценко
г. Норильск Красноярского края
МБДОУ № 97 «Детский сад «Светлица»
педагог-психолог, высшая квалификационная категория
Публикация «Использование специально организованной игровой среды в работе педагога-психолога» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями ставится задача поиска внутренних источников развития, перехода к рациональному использованию всех имеющихся ресурсов с целью повышения качества образовательных услуг.
Данные современной науки и практики свидетельствуют о том, что игра уходит из жизни детей. Причин тому много: отсутствие понимания взрослыми (в первую очередь родителями) значимости игровой деятельности для дошкольника, неумение правильно руководить игровой деятельностью и подбирать игрушки и игровые материалы. Все это делает актуальным вопрос о создании специально оборудованного игрового пространства в ДОУ, а также помощи педагогам в организации работы в данном пространстве.
В нашем дошкольном учреждении МБДОУ № 97 «Детский сад «Светлица» оборудовано отдельное помещение «Игротека».
Основное ее назначение — служить системообразующим звеном игровой деятельности. Универсальность «Игротеки» позволяет найти в ней занятие детям всех возрастов — от младшего до старшего дошкольного. Она обогащает игры, вносит существенное разнообразие в жизнь детей и взрослых.
Пространство «Игротеки» используется как для детей, посещающих ДОУ, так и не посещающих, тем самым, расширяя границы взаимодействия детского сада и социума. Сюда могут прийти воспитанники из групп, ее могут посетить дошкольники и родители, пришедшие в консультационный пункт, будущие воспитанники ДОУ. В игротеках также организована работа специалистов ДОУ.
В «Игротеке» выделены специальные игровые зоны, оснащенные материалами для детей разного возраста - это позволило расширить жизненное, игровое пространство детей.
В каждой из таких игровых зон могут решаться как общие, так и специальные воспитательно-образовательные задачи.
Приведу некоторые примеры. При организации работы с детьми в игровой зоне "Умники и умницы", основной целью которой является целенаправленное развитие конструктивной и познавательной деятельности дошкольников, мы ставим общие (расширение представлений о разных сторонах действительности, обогащение кругозора и пр.) и специальные задачи (формирование познавательного интереса, умственной активности и пр., развитие регуляторных способностей.
Работая с детьми в пространстве игротеки "Космос", «Морское царство» я, как педагог-психолог, использую приемы, развивающие творческое воображение, познавательную активность детей.
Пространство «Спортотеки» позволяет обогатить физкультурно- оздоровительную среду для расширения организованных и самостоятельно- игровых форм двигательной активности детей дошкольного возраста, что является актуальным в рамках реализации здоровьесберегающей технологии в ДОУ.
Для каждой зоны в «Игротеке» характерно свое наполнение. В зоне "Умники и умницы" представлено большое количество конструкторов разной степени сложности, интеллектуальных, настольно-печатных игр, шнуровок, интерактивных развивающих центров, напольных и настольных дидактических игр, игрушки-тренажеры, мольберт.
В космической зоне представлены макеты солнечной системы, космического корабля, атрибуты для космонавтов, телескоп и др. Зона отделена от основного пространства легкой прозрачной тканью, что позволяет ее использовать в качестве зоны уединения. Для того, чтобы попасть в Морское царство детям необходимо построить корабль, найти на карте правильный курс и отправиться за морскими приключениями (все необходимое оборудование, включая морские клады и пиратские атрибуты имеются в данной зоне).
Оборудование «Игротеки» мобильно. В зависимости от целей и задач занятия специалист или воспитатель группы за короткое время способен подготовить помещение к занятию.
Цель работы «Игротеки»
• Создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка
• Развитие и гармонизация детско-родительских отношений
• Содействие в решении психологических проблем семьям, имеющим детей с ОВЗ.
• Помощь детям в адаптации к условиям МБДОУ.
Задачи деятельности «Игротеки»
• Оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности
• Разработка индивидуальных маршрутов игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка
• Обучение родителей и специалистов ДОУ способам применения различных видов игровых средств обучения; организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми
• Консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формирование оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора
• Ознакомление родителей и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств обучения.
Педагог - психолог в «Игротеке»
• Осуществляет профессиональную работу, направленную на сохранение психического, соматического и социального развития ребенка в ДОУ и семье
• Принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи воспитанникам и их родителям
• Проводит групповые и индивидуальные занятия (другие мероприятия) с участием родителей воспитанников.
• Разрабатывает и реализует индивидуальные маршруты сопровождения и организует психолого-педагогическое сопровождение
• Консультирует семьи по вопросам детско-родительских отношений, повышения социально- психологической компетентности детей в окружающей жизни.
Посещать «Игротеку» имеют возможность все воспитанники детского сада, их родителя, будущие воспитанники ДОУ, педагоги.
В каждом возрасте существует проблема адаптации к новому. Для детей раннего возраста посещение «Игротеки»» позволяет приобрести и развить определенные социальные, бытовые навыки и подготовиться к посещению детского сада.
Для детей при переходе от одного сообщества в другое (в период закрытия групп на летний период) посещение «Игротеки» и специально организованные игры также помогут более эффективно адаптироваться к новым условиям, развить определенные навыки социализации.
Отдельное пространство со специально организованными зонами помогает ребенку реализоваться в соответствии с его интересами и наклонностями.
Использование в работе помещения «Игротеки» помогает мне осуществлять переход к современным образовательно-воспитательным технологиям, повысить статус детской игры в сознании родителей, расширяет возможности в работе с детьми и их семьями.
Игротека является дополнительным развивающим и образовательным пространством, местом для проведения коррекционных занятий и программ социализации с дошкольниками.
В «Игротеке» мною проводятся как индивидуальные, так и групповые занятия с детьми и родителями.
Индивидуальные занятия проводятся в случаях необходимости оказать адресную поддержку и помощь ребенку, семье.
Цели индивидуальных занятий:
– создание условий для ощущения ребенком своей успешности;
– создание условий для выражения ребенком своих желаний, аффектов;
– подбор наиболее адекватных игр и оптимальных параметров игрового взаимодействия с ребенком, учитывающих его психологические особенности;
– содействие гармонизации развития личности ребенка, формированию его самостоятельности и уверенности в себе, активности, доброжелательного отношения к людям.
– содействие гармонизации внутрисемейных отношений.
Цели групповых занятий:
– обучение детей коммуникативным навыкам;
– развитие эмоционально- личностной сферы;
– развитие навыков саморегуляции и самоконтроля;
– профилактика личностных расстройств;
– содействие изменению и гармонизации позиции родителей, имеющих детей с «особыми потребностями», оптимизация внутрисемейных контактов.
Формирование групп осуществляться в соответствии с возрастом и уровнем развития детей. Минимальное количество детей 3-4, максимальное 12 человек.
На территории игротеки апробирую формирование временных разновозрастных групп дошкольников, это позволяет решать ряд существенных вопросов, связанных с развитием детей. Считаю важным создать все условия для развития индивидуальности ребенка и воспитать в нем уважение к другому человеку, развить адекватные формы социального взаимодействия.
Создание психолого-педагогических условий, способствующих адаптации ребенка к ДОУ и его дальнейшему разностороннему развитию через внедрение новых форм взаимодействия с детьми и родителями - основная цель работы «Игротеки для будущих воспитанников»
Основные задачи:
– подготовка ребенка к посещению группы раннего возраста и обеспечение легкой адаптации к новым условиям;
– знакомство родителей с новыми способами взаимодействия с ребенком в процессе обучения и воспитания;
– обучение родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком в ходе общения и развивающей работы :
– расширение знаний родителей о психофизических возрастных особенностях.
Опыт работы показал, что дети, чьи родители участвовали в совместной работе «Игротеки для будущих воспитанников» легче привыкают к детскому саду. Они уже знакомы с помещениями дошкольного учреждения, со взрослыми, которые будут с ними работать, легче привыкают к режиму.
«Игротека- территория игры» об этом знают все взрослые и дети детского сада «Светлица».
В практику моей работы прочно вошли игровые занятия для педагогов дошкольного учреждения с целью ознакомления их с новыми игровыми приемами и играми для детей определенного возраста.
Занятия в «Игротеке для педагогов» проводятся 1 раз в квартал.
С целью гармонизации детско-родительских отношений и в качестве консультации проводятся игровые занятия для родителей всех групп ДОУ.
Игровые сеансы помогают выявлению качества взаимодействия членов семьи, поддержки активной позиции родителей, формированию партнерских отношений между детьми, родителями и педагогом-психологом.
Особое внимание уделяю детям с особенностями в развитии. В ДОУ функционируют 2 группы компенсирующей направленности. Как правило, все воспитанники этих групп имеют нарушения эмоционально-личностной сферы, что является следствием родовых травм, родительских ошибок, связанных с непоследовательностью в воспитании, крайности в восприятии своего ребенка, неумение общаться и играть с ребенком, конфликтами в семье, разводами.
Эти дети часто «допекают» взрослых своей эмоциональной неустойчивостью, раздражительностью, упрямством, агрессией, беспокойством и страхами.
На помощь таким детям и их родителям приходит игра под руководством педагога-психолога.
Игра преподносится ребенку как интересное времяпровождение, когда он может побыть и страшным персонажем, и героем, побеждающим зло, и самим собой, но уже без прежних страхов, скованности и неуверенности в себе. А самое главное - вместе с ним играют мамы и папы!
Одним из показателей неблагополучия эмоционально- личностной сферы является повышенная тревожность. Так на начало учебного года в 2 группах компенсирующего вида было 55% детей с высоким и очень высоким уровнем тревожности, из них 2 группу здоровья имеют 88% детей, 3 группу здоровья- 12%. На январь месяц этот показатель был в пределах 30% ,динамика составила 25%, на конец учебного года – динамика 35%. Наши дети стали более коммуникабельны, внимательны и доброжелательны к окружающим их сверстникам и взрослым. И помогла им в этом игра, игра со сверстниками и родителями.
Таким образом, использование «Игротеки» в моей психолого- педагогической деятельности направленно на развитие и социализацию детей раннего возраста, коррекцию и развитие эмоциональной сферы всех воспитанников, повышение психологической культуры педагогов и родителей.