Екатерина Хрипункова
Использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса
▼ Скачать
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса в группе компенсирующей направленности».
1. В настоящее время среди детей дошкольного возраста наблюдается постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии. Самую многочисленную группу – 75-80% от всех детей 4-6 лет – составляют дошкольники с отклонениями в речевом развитии, поэтому приоритетным направлением является оздоровительная и коррекционная работа в ДОУ. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Назрела необходимость овладеть спектром инновационных образовательных технологий и применять их в своей практической профессиональной деятельности.
Публикация «Использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса» размещена в разделах
Найти актуальное и значимое, здесь и сейчас, для каждого ребёнка - вот главная, коммуникативная, задача современного педагога.
2. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален в наше время. Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Данные технологии способствуют развитию ключевых компетенций детей: исследовательских, социально–личностных, коммуникативных, организаторских, личностно–адаптивных, информационных и ключевых компетентностей, способность работать без постоянного руководства, способность брать на себя ответственность по собственной инициативе, способность осваивать какие – либо знания по собственной инициативе, умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для анализа и обобщения.
3. Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. При разработке стандарта учтены особые образовательные потребности детей, в том числе с нарушением интеллекта. В центре внимания - ребенок, его неповторимый внутренний мир.
Исходя из этого следует, что дети с нарушением речи должны быть обеспечены специальными условиями воспитания и обучения, которые необходимы для обогащения всех сторон личностного развития ребенка. Поэтому была поставлена задача: представить методы и формы организации коррекционной работы с детьми с нарушением интеллекта - педагогические технологии «Использование игровых педагогических технологий в коррекционной работе воспитателей групп компенсирующей направленности», которые оптимально соответствуют поставленной цели ФГОС ДО - развития личности.
Педагогическая технология - это совокупность методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса.
Игровые технологии являются составной частью современных педагогических технологий, способствуют реализации личностно - ориентированных технологий, тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Игровая технология - это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности. Главный признак педагогической игры в игровой технологии – чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно - познавательной направленностью.
Современная технология должна быть здоровьесберегающей.
В соответствии с ФГОС ДО игровые технологии проходят через все образовательные области : познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие. Используются в каждой возрастной группе.
Игровая технология может быть использована, как самостоятельная технология, как элемент более обширной технологии, в качестве образовательной деятельности или ее части. Мы используем в нашей работе игровые технологии, в соответствии с основными требованиями ФГОС ДО. Они направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, на социализацию, сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников.
Планируем методы и приемы, направленные на обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребенок будет отражать в игре (экскурсии, наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях). Дети знакомятся с людьми, их деятельностью, отношениями. Это с/р игры «Школа», «Салон красоты», «Моя семья». Планируем беседу о членах семьи, профессиях, чертах характера, любимых занятиях, чем заняты дома. Формы взаимодействия – это чтение художественной, познавательной литературы, д / игры «Кому-что нужно для работы», «Назови профессию».
Определяем ситуации взаимодействия людей, придумываем события, варианты их развития в соответствии с темой игры. Создаем предметно-игровую среду. Организуем совместную игровую деятельность с детьми. Подбираем вместе с детьми атрибуты необходимые для игры: школьные принадлежности, коллекции театральных или цирковых билетов, игрушек для музея, открыток. Используем реальные предметы : сумки, одежду, посуду, продукты питания. Иногда изготавливаем атрибуты вместе с детьми.
В с/р игре «Моя семья» предлагаю детям игровые ситуации: «Для чего бабушке очки?» Дети подбирают нужные картинки, с которыми бабушка занимается только в очках (вязание, книга, телевизор, письмо). У бабушки очки потерялись, она не может вязать. Звонит по телефону дочке (маме). Мама приходит с работы, помогает искать. Дети разыгрывают сюжет. Роль бабушки беру на себя. Помогаю расширять сюжет. Бабушка готовит обед. Кто еще мог прийти домой? Как заботились о бабушке? Просит сходить в магазин, купить новые очки. Задаю вопросы, даю советы, поощряю неактивных детей, чтобы каждый мог стать полноценным участником игры, мог реализовать свои позиции по отношению к семье.
Организуем самостоятельную игровую деятельность детей.
Оказываем помощь в игре советом, если возникают конфликты. Делаем вместе анализ игры. Он должен быть нацелен на практическое применение в жизни. Общение в игре происходит «на равных».
Этапы технологии.
1. Вводная часть.
Планируем игровые приемы и ситуации совместной д - ти с детьми для стимулирования детской активности. ( Например: «Попробуем стать добрыми волшебниками, будем учиться доброте и вежливости».
2. Основная часть.
Планируем игры и упражнения на основе содержания различных областей, с опорой на наглядность.
3. Заключительная часть.
Любая практическая работа. (Слепим угощение для зверей. Или предлагаю детям рассмотреть дерево желаний. Оно засохло. Надо загадать желание, чтобы его оживить. Дети загадывают. Желания надо превратить в листочки. Желания разные, и листочки разные. Надо украсить листочки - сделать узор из пластилина).
Современные технологии использую не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и при проведении режимных моментов. При обучении детей последовательности одевания, в раздевалке размещаю карточки - схемы (колготки, брюки, свитер, носки, ботинки, шапка, куртка, шарф, варежки) После рассматривания схем, проводится физ. минутка «Одевалочка». Дети имитируют процесс одевания. На последнем этапе использую игровую ситуацию «Покажем мишке, как надо правильно одеваться». Действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дети с нарушением интеллекта легче усваивают материал. Происходит развитие эмоциональной сферы возникает интерес, как позитивная эмоция, и, как следствие, ребенок выполняет роль заинтересованного участника образовательного процесса. Происходит развитие интеллектуальных, личностных качеств и психических процессов. Воспитательное значение игровой технологии в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Происходит взаимодействие воспитателя с детьми, взаимодействие детей друг с другом.
4. Таким образом, использование современных технологий помогает :
-активизировать воспитанников;
-повышает познавательный интерес;
-помогает развивать психические познавательные процессы (память, внимание, восприятие, мышление)
-вызывает эмоциональный подъём;
-способствует развитию творчества;
-максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
-позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Игровые занятия проходят живо, в эмоционально благопиятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, при отсутствии изоляции пассивных детей. Помогают детям с нарушением интеллекта раскрепоститься, появляется уверенность в себе.
5. Список литературы
1) Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность. - М. : Академия естествознания. – 2010.
2) Еркина С. Л. «Современные образовательные технологи»
3) Лучшие практики введения и реализации ФГОС общего образования : сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции / под ред. И. В. Муштавинской, О. Н. Крыловой, О. Б. Даутовой – СПб АППО