Римма Кустубаева
Использование современных средств и компьютерных технологий в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с церебральным параличом – это особая категория детей с ОВЗ. При ДЦП помимо двигательных нарушений различной степени тяжести имеются нарушения процессов чувственного познания, различных видов сенсорно-перцептивных действий, гностических процессов, коммуникативных функций, а также эмоционально-волевой сферы. Поэтому данная категория детей нуждается не только в лечении, но и в систематическом коррекционном психолого-педагогическом и социальном воздействии. При условии организации эффективной коррекционной работы для обеспечения максимальной функциональной независимости каждого ребенка можно добиться значительных результатов в решении проблемы социальной инклюзии.
Публикация «Использование современных средств и компьютерных технологий в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
Кропотливая работа с ребенком начинается с момента его первого посещения дошкольного учреждения, глубокой диагностики особенностей детей, подбора и разработки программ в соответсвии с ФГОС.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется через деятельность специалистов, ведущую роль среди которых играют учителя-дефектологи и учителя-логопеды.
Основными направлениямми коррекционной работы являются :
• диагностическое;
• коррекционно-развивающее;
• консультативно-просветительское;
• научно-методическая работа;
• профилактическое.
Специфична и многогранна коррекционно-развивающая деятельность специалиста учителя -дефектолога, работающего с детьми, имеющими церебральные параличи. Целью этой работы является масимальное развитие познавательных способностей детей, всех видов восприятия, воображения, внимания, памяти для обеспечения максимальной адаптации детей- инвалидов.
При детском церебральном параличе работа учителя-логопеда также имеет свою специфику. Преобладающими нарушениями речи у детей выступают различные формы дизартрии (анартрия, как самая тяжелая форма дизартрии, алалия, дисграфия, дислексия, заикание, общее недоразвитие речи, системное недоразвитие речи, ринолалия. Специалистам, работающим с детьми с ДЦП, важно подобрать такие средства обучения, которые бы стимулировали интерес к познанию, способствовали повышению мотивации к деятельности.
В наше высокотехнологичное время для стимулирования всех психических процессов у детей с ОВЗ используют различные методы и программы: АВА-терапия, метод Томатиса, мнемотехники, логоритмика, ДЭНС-терапия, интерактивные игры и пособия Мерсибо, логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры», программное обеспечение БОСЛАБ ЛОГО и мн. др.
В базе интерактивных игр Мерсибо имеется программно- дидактический комплекс «Логомер 2», который является принципиально новым продуктом на российском образовательном рынке. Его содержание польностью отвечает требованиям времени, условиям, в которых работают современные логопеды и дефектологи. Большинство кабинетов логопедов и дефектологов оборудовано компьютерами или ноутбуками, но при этом в них часто нет интернета, а также специализированных программ, позволяющих оперативно подбирать и использовать материалы для обследования детей и проведения занятий. В соответсвии с положением ФГОС (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») развитию речи и познавательных процессов детей придается особое значение.
Интерактивные игры Мерсибо позволяют решать коррекционные задачи наиболее эффективным для ребенка способом – в игре. ФГОС подчеркивает статус ребенка как «человека играющего», то есть акцентирует внимание педагогов на необходимости больше уделять внимания процессу игры. Все игры и упражнения комплекса «Логомер 2» обеспечивают специалисту возможность выбора: применять игры на этапе знакомства с ребенком, в процессе диагностики или использовать их на индивидуальных, фронтальных занятиях, повышая мотивацию детей к учебно-игровой деятельности.
Отвечая требованиям времени, а также ФГОС, интерактивные игры Мерсибо:
• является элементом компьютерной среды, которая касается ребенка;
• требуют участия взрослого, совместной деятельности;
• несут грамотное эстетическое оформление и наполнение;
• формируют навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;
• стимулируют познавательно и речевое развитие детей».
Дефектологи и логопеды используют интерактивные игры «Логомер» для проведения диагностики, а также для индивидуальных и групповых занятий по развитию: дыхания, фонематического слуха, звуко-буквенного анализа, неречевого слуха, звукоподражания, грамматического строя речи, звукопроизношения, моторики, памяти, внимания и мн. др… Интерактивная артикуляционная гимнастика с набором анимированных картинок с озвученными стихами позволяет коррегировать определенные звуки.
Интерактивная программа «Конструктор картинок» с множеством изображений (цифры и буквы, знаки и символы) позволяют создавать на экране любые картинки, схемы, сюжеты и игры, соответствующие педагогической задаче каждого специалиста. В «Логомере» предусмотрена возможность вести документацию на детей: заполнять диагностическую карту и записывать звуковые файлы. Диагностическая карта и записи динамики развития ребенка является наглядным материалом, необходимым дефектологам и логопедам в работе с детьми.
Игры и упражнения, используемые на занятиях.
Воздушная струя
«Ветерок и жуки». Вредные жуки облепили дерево и грызут его кору. Задача ребенка -дуть в микрофон и сдувать жучков с дерева. Задача специалиста - научить правильно дуть.
«Снежинки». Что прячется под снежным сукробом? С помощью микрофона и сильной воздушной струи ребенок узнает ответ.
«Вертолет». Для того, чтобы вертолет поднялся в воздух, надо сильно и долго дуть в микрофон. Длительность выдоха можно регулировать.
Фонаматический слух
«Бедный дракончик». Игра на соотнесение гласного звука и буквы. Звучит гласный, ребенок должен повторить его и отнести к нужной букве.
«Правильный банан». Персонажы спорят, кто из них произносит слово правильно. Хартук или фартук? Бегемот или гибемот? и др…
«Находчивая буква». Игра на определение согласного звука в слове. Выбираем букву в настройках и начитаем игру. Где находся звук: в начале, в середине или в конце слова? Выбор схемы.
«Паровозики». Дети учатся определять ударный гласный звук в слове. В паравозиках с буквами едут только те слова, в которых эта буква обозначает ударный звук.
«Сладкий дом». Дифференциация твердых и мягких звуков. Отличить их между собой помогут забавные герои.
Неречевой слух
«Домашние животные». Это интерактивная картина с изображением домашних животных на ферме. Все животные озвучены.
«Дикие животные». Дикие животные в этой игре «разговаривают». Игра отлично подходит как для обследования и расширения словарного запаса ребенка, так и для подражания звукам животных.
Загадки звуков». Дети учатся различать звуки окружающей природы и различных предметов. В этой игре можно посмотреть лексический объем словаря ребенка, а также оценить его слуховое внимание и кругозор.
«Не будить до весны». Игра с веселыми медведями развивает слуховое внимание, умение запомнить набор и последовательность звуков. Если кнопки со звуками найдены правильно, то медведь обязательно проснется.
Звукоподражание
«Пожужжим». Разные персонажи произносят «трудные» звуки. Ребенок, подражая им, пытается произнести эти звуки правильно. Намного интересней повторять такие звуки за животными и насекрмыми, чем за логопедом.
«Игрозвуки». Набор простых, веселых и эмоциональных звуков речи помогут детям научиться слушать и повторять за героями игры разные звуки.
«Грибники». Грибники заблудились в лесу. Ребенок повторяет за грибниками сочетания гласных звуков.
Грамматика
«Дискотека». Дети учатся согласовывать род имен существительных с притяжательными местоимениями «мой», «моя», «мое». Игра подходит для работы над грамматическим строем речи у детей с билингвизмом.
«Кто за кем». Составление предложений с предлогами, используя веселые сюжеты со сказочными персонажами.
«На рынке». Работа с множественным числом предметов в родительном падеже. Отработка грамматических характеристик речи, тренировка в правильном употреблении окончаний.
Слоговая структура
«Хитрые половинки». Деление слова на слоги. Выбор правильного слога и составлять его из набора букв.
«Лишний слог». Чтение слов, исключение лишнего слога в слове.
«Слоговые домики». Обучение послоговому чтению, ориентировке в пространстве, по вертикали и горизонтали.
Звукопроизношение.
«Веселые рыбаки». Дифференциация парных звуков, тренировка произношения этих звуков.
«Аленький цветочек». Составление цветочка при правильном произнеснеии слов, различение близких по звучанию согласных.
«Приключение колобка». Закрепление и автоматизация звуков в речи. Развитие пространственных представлений, внимания и памяти.
Связная речь
«Сказочная ошибка». Умение находить ошибки в предложенных сказках, испралять их, называть сказки и их героев.
Невнимательный художник». Дети учатся находить ошибки, исправлять их,составлять предложения по исправленным картинкам.
«Что сначала?».Составление рассказа по серии картинок, умение расположить их в правильном порядке.
Моторика.
«А ты так можешь?». Умение выполнять движения, сопровождая речью.
«Ручные приведенья». Умения выполнять движения пальцами рук с проговариванием стишков.
Подготовка к чтению
«Спасение Принцессы». Умение находить парные буквы, запоминать их написание.
«Волк учит буквы». Умение находить ошибки и исправлять их, закрепление образа букв.
Лексика
«Сорока-белобока». Развитие логического мышления ребенка, слухового внимания, расширение лексического запаса. Закрепление обобщающих понятий.
«Ветерок-озорник». Умение восстановить последовательность событий в определенном порядке.
«Кто лишний?». Умение исключать лишнюю картинку.
Артикуляционная гимнастика.
Комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата под музыку и в сопровождении стишков.
ДЭНС-терапия существует более 17 лет, используется специалистами в системе коррекционной работы как дополнительное средство воздействия и стимуляции всех психических процессов у детей с ОВЗ. Аппараты ДЭНАС стимулируют бузусловные рефлексы (жевания, глотания, слюнообразования, стимулирует работу мышц речевого аппарата и мимических мышц, улучшает зрительно-моторную координацию, внимание, память.
Метод безопасен в применении, не вызывает аллергических реакций, не нарушает физиологический и энергетический потенциал детского организма, удобен в применении, отвечает требованиям в организации коррекционных занятий, позволяет решать адаптационные задачи. В результате применения ДЭНС у детей в речевом развитии наблюдаются улучшения состояния мышешчного тонуса органов артикуляции, повышения мышечной активности мимческой и артикуляционной мускулатуры, увеличение объема артикуляционных движений, а также расширение объема речевого дыхания и улучшения голосообразования, что немаловажно для детей с церебральными параличами.
В зрительно-моторной кооординации наблюдаются улучшения в прослеживании объектов и узнавании предметов, увеличение объема зрительного восприятия, а также появление синхронности деятельности руки и зрительной реакции, повышается самоконтроль ребенка.
В ДЭНС- терапии прекрасной возможностью для организма является программа МЭД. Ее применение позволяет организму ребенка перейти на качественно более высокий уровень адаптации. В режиме МЭД встроенным электродом аппарата ДЭНАС идет воздействие на знаменитую точку Хэ-Гу, которая является «пусковой» точкой организма ребенка.
Решать коррекционные задачи помогают многочисленные системы соответствия организма. Использование методики ДЭНС по Су Джок терапии способствут сохранению и укреплению здоровья, развитию речи ребенка и мелкой моторики рук.
При использовании аппарата ДЭНАС обрабатываются следующие зоны:
• Речевые зоны-язык на частоте 77 Гц от 30 сек до 2,5 мин ЭД-1.
• Подчелюстная зона – на частоте 77 Гц 2 -3 мин.
• Методика «крест» вокруг рта на частоте 60 Гц по 1 мин в каждой точке.
• Виски в режиме «тест» с обработкой латентных тригерных зон на частоте 77 Гц.
• Су Джок – зона интеллекта с 4-х сторон вокруг ногтевой пластины в режиме «тест» и на частоте 77Гц по 30 сек
Таким образом, использование современных технологий в коррекционно-педагогической работе эффективны для обеспечения максимальной функциональной независимости каждого воспитанника, что приобретает особую значимость в социальной адаптации детей с ОВЗ.
Список литературы
1 Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста/под ред. Л. С. Цветковой. -Москва-Воронеж: МОДЭК, 2006 г.
2. Алферова Г. В., Симонова Т. Н. Социализация и социальная адаптация детей с церебральным параличом. Астрахань 2009.
3. Левченко И. Ю., Приходько О. Т. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. –М. : Владос, 2001.
4. Рявкин С. Ю., Власов А. А., Николаева Н. Б., Сафронов А. А., Умникова М. В. Практическое руководство по динамической электростимуляции. – Екатеринбург:Токмас-Пресс,2011.