Ирина Ниязова
Использование современных подходов в художественно-эстетическом развитии младших дошкольников в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать +Заказ
Современные условия жизни в век высоких информационных технологий требуют перемен в подходах к образовательному процессу, в том числе и художественно-эстетическому воспитанию дошкольников. Происходят следующие изменения: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. Традиционные методы обучения и воспитания заменяются инновационными, направленными на активизацию познавательного развития ребенка. Поэтому педагогу дошкольного образования важно уметь ориентироваться в разнообразии интегративных подходов к развитию детей и многообразии современных технологий. Современные подходы к художественно-эстетическому развитию предполагают использование наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии ребёнка. В условиях реализации ФГОС работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.
Публикация «Использование современных подходов в художественно-эстетическом развитии младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
«Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста» (Б. Теплов). Моя задача состоит в том, чтобы вовлечь ребё нка в процесс общения с музыкой на основе различных видов музыкальной коллективной деятельности: восприятия, исполнительства, творчества. В процессе общения детей с музыкой решается главная цель раннего музыкального воспитания дошкольников – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
В своей работе я руководствуюсь важным принципом – внимание к каждому ребё нку: учёт его возрастных, поведенческих, индивидуальных музыкальных особенностей. Принцип индивидуального подхода к каждому ребё нку предполагает решение следующих задач:
1. создать условия, способствующие проявлению индивидуальных способностей каждого ребёнка в общении с музыкой;
2. способствовать творческому развитию природной музыкальности ребенка;
3. содействовать спонтанным творческим проявлениям ребёнка;
4. формировать внутренний мир и самопознание воспитанника (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).
Новые подходы к художественно-эстетическому развитию дошкольников предполагают использование наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. При выборе форм и методов музыкальной деятельности дошкольников, важно, чтобы они были направлены на развитие способности к чувственному восприятию мира и ассоциативности художественного мышления.
Реализация инновационных технологий художественно-эстетического развития дошкольников происходит в процессе коллективной деятельности, объединяющей: пение, ритмизированную речь, танец, импровизированное движение под музыку, игру на детских музыкальных инструментах, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
В своей работе я использую следующие современные технологии.
• Здоровьесберегающая технология;
• Элементарные формы музыкальной импровизации;
• Игры с инструментами.
Задачи использования здоровьесберегающей технологии:
• Развивать музыкальные и творческие способности детей, применяя здоровьесберегающую методику.
• Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
• Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, семье, сверстникам, самому себе.
• Организовать сотрудничество с родителями в вопросах здорового образа жизни, профилактики заболеваемости.
Основные методы работы в здоровьесберегающей технологии:
- песенки-распевки. Применяются для подготовки голосовых связок к подпеванию, пению;
-дыхательная гимнастика. Учит детей дышать носом для профилактики респираторных заболеваний, тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию лёгких, повышает устойчивость к гипоксии.
- пение оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее воздействие: положительно влияет на обменные процессы, способствует восстановлению центральной нервной системы, восстанавливает носовое дыхание.
- пальчиковые игры развивают мелкую моторику рук, которая влияет на развитие речи, подготавливает ребенка к рисованию, письму.
-речевые игры снимают напряжение, повышают способность к непроизвольному вниманию, обостряют наблюдательность.
- ритмопластика направлена на психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного инструмента.
-музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Слушание грамотно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает раздражительность и напряжение, восстанавливает дыхание.
Одной из инновационных форм в практике художественно-эстетического развития дошкольников являются элементарные формы музыкальной импровизации. В основе этой технологии лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. В своей работе я активно использую коммуникативные танцы. Вовлечение ребенка в музыкальную деятельность лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психологическое раскрепощение.
Коммуникативные танцы способствуют решению следующих задач:
• Развитие коммуникативных навыков;
• Работа над ощущением формы;
• Развитие двигательной координации;
• Развитие чувства ритма.
Игры с музыкальными инструментами. В работе с младшими дошкольниками считаю необходимым исследование детских музыкальных инструментов, особенно шумовых, потому что именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям. Известно, что именно шумовые инструменты очень привлекают маленьких детей из всего того, что есть в музыке. Важно понимать, что коллективное музицирование не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. Современные методы музыкального воспитания предполагают исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов.
Игры с музыкальными инструментами способствуют решению следующих задач:
• Развитие музыкальности;
• Развитие тембрового слуха;
• Формирование ассоциативного мышления.
Учитывая новые требования ФГОС к взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников, я внедряю в практику новые формы работы с родителями с целью развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста.
Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ организую в нескольких направлениях:
1) повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, консультации, мастер-классы, дистанционные мероприятия);
2) вовлечение в музыкально-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них, проектная деятельность);
3) совместная досуговая деятельность (участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей).
Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:
- дошкольники усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально – творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой;
- обучающие задачи решаются в комплексе с задачами воспитания и развития;
- музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске.
Таким образом, использование инновационных подходов в художественно-эстетическом развитии младших дошкольников способствует не только решению главной цели музыкального воспитания в детском саду – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, но помогает нам растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую (в соответствии с ФГОС ДО).
Литература:
1. 1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика - программа по ритмической пластике для детей. СПб., 2000.
2. Буренина А. «Коммуникативные танцы для детей», СПб, 2004
3. Богодяж О. «Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников»
4. Картушина М. Ю. Забавы для малышей - театрализованные развлечения. М., 2008.
5. Костина Э. П. Камертон - программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М., 2008
6. Ветлугина Н. А. Кенеман А. В «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду», М:Просвещение, 1983.
7. Радынова, О. П. «Дошкольный возраст : как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с. 3
8. Радынова О. П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания» // Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 - 30
9. Тарасова, К. В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г. - №1. – с. 10
Интернет-ресурсы
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/26/innovatsionnye-tehnologii-v-muzykalnom-vospitanii-doshkolnikov
2. https://kssovushka.ru/zhurnal/5/270-sovremennye-metodiki-i-tehnologii-muzykalnogo-vospitaniya-doshkolnikov-v-usloviyah-vnedreniya-fgos-do/
3. https://olimpiada.melodinka.ru/publications/pub_24177.html