ЕКАТЕРИНА МИРИДОНОВА
«Кабинет БОС — логотерапевтический». Использование современной компьютерной технологии в работе с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Биологическая обратная связь (БОС) – это медицинская технология, основанная на применении современной электронной аппаратуры, включающей увлекательные игровые компьютерные тренажёры.
Суть метода БОС заключается в обучении человека самостоятельно нормализовать деятельность своего организма, либо совершенствовать его, если речь идёт о практически здоровом человеке.
Метод БОС полностью безболезненный и безвредный. Абсолютных противопоказаний к применению метода БОС нет. Аппаратура БОС не оказывает какого-либо воздействия на организм пациента, она является лишь регистрирующей (регистрируются физиологические параметры, а пациент получает возможность видеть и слышать, насколько меняется какая-либо функция и выполнять упражнение наилучшим образом, тем самым корректируя течение процессов в собственном организме).
Публикация «„Кабинет БОС — логотерапевтический“, Использование современной компьютерной технологии в работе с детьми с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Отечественный и зарубежный опыт доказал высокую эффективность метода БОС. Его применение сокращает сроки реабилитационного лечения в 2-2,5 раза, снижает приём лекарств в 1,5-2 раза, эффективно включает резервы человеческого организма и совершенствует механизмы саморегуляции. Метод БОС успешно применяется во многих областях медицины, как за рубежом, так и в отечественной практике.
В последние годы как у нас в стране, так и за рубежом, получил распространение метод биологической обратной связи (БОС) по дыхательной аритмии сердца – ДАС-БОС (в качестве регистрируемого и управляемого параметра используется дыхательная аритмия сердца (ДАС) – разница между пульсом на вдохе и выдохе)
На основании метода ДАС-БОС разработана методика коррекции речи и функционального состояния человека, которая осуществляется поэтапно. Под контролем ДАС-БОС у пациентов формируется диафрагмально-релаксационный тип дыхания (ДРД) с удлинённым равномерным плавным выдохом («дыхание по Сметанкину»). На фазе удлинённого плавного выдоха пациента обучают новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи, речевого поведения, формируя тем самым новый речевой и поведенческий стереотип.
Показаниями к применению метода
• заикание, логоневрозы;
• нарушения темпа речи;
• алалии;
• афазии;
• дизартрии;
• дислалии;
• ринолалии;
• ринофонии;
• расстройства фонации на почве парезов и параличей гортани;
• функциональные нарушения голоса;
• дисграфии;
• дислексии;
• профилактика нарушений голоса и речи;
• подготовка детей к школе;
• обучение технике чтения и технике речи;
• оздоровление организма в целом.
Абсолютные противопоказания отсутствуют.
Относительные противопоказания:
• повышенная судорожная готовность головного мозга;
• выраженное органическое поражение головного мозга;
• грубые нарушения волевой сферы, интеллекта;
• тяжелые формы психических расстройств;
• сопутствующие соматические заболевания в фазе обострения;
• выраженные эндокринные нарушения;
• наличие диафрагмальной грыжи;
• тяжелые нарушения ритма и проводимости сердца;
• возраст пациента менее четырех с половиной лет.
Коррекция речи осуществляется в два этапа:
1) у пациента формируют диафрагмально-релаксационный тип дыхания по методу БОС с максимальной ДАС (новый дыхательный стереотип).
2) в фазу равномерного выдоха под контролем максимальной ДАС и физиологической длительности выдоха пациента обучают новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи и поведения, формируя новый речевой и поведенческий стереотип и новое функциональное состояние организма в целом.
В комплексе с методом БОС могут использоваться такие виды лечебно-коррекционной работы, как:
• логопедическая ритмика;
• массаж;
• физиотерапия;
• общеукрепляющая и симптоматическая фармакотерапия;
• аутотренинг;
• психотерапия;
• водные и закаливающие процедуры;
• лечебная физкультура.
Коррекционные задачи, решаемые с помощью метода
Условно коррекционные задачи можно разделить на две группы:
а) общие – те, которые могут решаться при любом из речевых нарушений;
б) частные (специфические) – решаемые только при конкретном речевом нарушении.
Общие коррекционные задачи:
• Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма.
• Обеспечение оптимального гомеостаза организма.
• Оптимизация работы кардиореспираторной системы.
• Улучшение мозгового и периферического кровоснабжения.
• Включение резервных возможностей организма.
• Улучшению кровообращения (в том числе в коре головного мозга).
• Обучение адекватному использованию физиологических функций (энергетических затрат организма) вне речи и во время неё.
• Коррекция и нормализация дыхания вне речи (увеличение объема дыхания, налаживание его ритма, тренировка носового дыхания).
• Коррекция речевого дыхания (увеличение выдоха, налаживание плавности и ритмичности).
• Устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время речи.
• Нормализация, коррекция и тренировка вегетативных функций.
• Устранение тревожных, стрессовых и невротических состояний (общеневротических и логоневротических).
• Налаживание речевого синергизма (координация работы речеобразующего аппарата: дыхания, артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе).
• Развитие высших психических функций: мыслительных процессов, восприятия, концентрации внимания, увеличение объема памяти.
• Развитие слухового внимания (слуховых установок и дифференцировок).
• Развитие оптико-пространственных, временных представлений, причинно-следственных связей, зрительного гнозиса.
• Подготовка глаз к чтению и письму.
• Формирование речи с одновременным воздействием на сенсорно-интеллектуальную и аффективно-волевую сферу пациента.
• Коррекция звукопроизношения.
• Работа над просодическими компонентами речи (темпом, ритмом, паузацией, интонацией, логическим и интонационным ударением, динамикой).
• Развитие логоритмических элементов (звукослоговой структуры слова).
• Развитие связной речи поэтапно, с постепенным усложнением.
• Автоматизация речевых навыков.
• Активное участие пациента в реабилитационном процессе и процессе саморегуляции.
• Развитие волевых качеств личности: активности, сознательности, целеустремленности, усидчивости.
• Формирование нового речевого и поведенческого стереотипов.
• Социальная адаптация пациента.
• Оздоровление организма в целом.
• Профилактика речевых и других нарушений.
Частные коррекционные задачи:
При заикании, логоневрозах, нарушениях темпо-ритмической организации речи:
• Купирование речевых судорог, нежелательных вспомогательных сопутствующих движений во время речи.
• Устранение тревожных состояний, обшеневротических и логоневротических проявлений (звукофобий, логофобий, речевой тревоги, речевой неуверенности, фиксации на дефекте речи).
• Формирование адекватного отношения к своему дефекту речи.
• Развитие уверенного речевого поведения.
• Функциональный тренинг.
• Социальная адаптация личности пациента.
• Профилактика рецидивов и возникновения заикания.
Критерии эффективности коррекции речи и функционального состояния человека методом биологической обратной связи по максимальной дыхательной аритмии сердца
1. Положительная динамика со стороны речи и функционального состояния обучаемого вплоть до полного клинического выздоровления.
2. Умение применять диафрагмально-релаксационный тип дыхания для коррекции и развития речи, поведения и функционального состояния в целом.
3. Обеспечение оптимальной физиологической (энергетической) цены речи, её компонентов и функционального состояния организма человека в целом.
4. Возрастание здоровой речевой активности пациента.
5. Умение пользоваться приобретенными в процессе БОС-тренинга навыками в повседневной жизни.
Общая структура организации коррекционного курса по методу
ДАС-БОС
Весь курс коррекции разделен на 5 этапов:
1 этап – диагностический (2 – 3 занятия).
2 этап – подготовительный (7 – 9 занятий).
3 этап – работа над основными компонентами речи (5-6 занятий).
4 этап – формирование навыков слитной, плавной речи (10 – 12 занятий).
5 этап – заключительный (5 – 6 занятий).
Программа включает:
• тренинговые мультимедийные сюжеты БОС для работы;
• сюжеты для отдыха пациентов в виде слайдов и рассказов;
• банк речевого материала, специально составленный для проведения занятий по методу БОС;
• статистическую обработку физиологических показателей пациента в виде графиков, таблиц, пульсограмм и кривых дыхания.
Построение программы на модульной основе позволяет свободно планировать сеанс и управлять его ходом. Различные уровни сложности настроек сюжетов дают возможность адаптировать их под свои требования.
Программа может быть ведущей и вспомогательной в зависимости от речевого диагноза.
Метод ДАС-БОС в комплексе с традиционными мероприятиями по коррекции речи очень эффективен:
• в 80-90% случаев – выраженные положительные изменения, избавление от дефектов речи;
• отрицательные результаты отсутствуют.
Курс коррекции речи составляет в среднем 35-40 сеансов.
Выявлена целесообразность и эффективность использования метода при оздоровлении организма в целом. Так, курсы оздоровления через логокомплекс показаны детям астматикам, часто болеющим детям, детям с нарушением дыхания. Гармонизируя работу дыхания и сердца методом ДАС-БОС, мы научим ребёнка справляться с психоэмоциональными нагрузками, стрессами, страхами, уменьшить тревоги, улучшить сон, общее самочувствие, а значит повысить уровень адаптации его к окружающей социальной и экологической среде. В качестве положительных моментов специалисты, работающие на логокомплексе, отмечают улучшение памяти и внимания у детей, дети становятся более коммуникабельными и уверенными в себе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Биологическая обратная связь в реабилитации пациентов с нарушениями голосовой функции. // Авторы-составители: Ю. Е. Степанова, Г. М. Степанова. – Санкт-Петербург, 2004;
2. Проблема артериальной гипертензии: современные представления, классификация и место метода биологической обратной связи в комплексной терапии. // В. Н. Марченко, Е. В. Гвоздев, Е. В. Павлова. – Санкт-Петербург, 2003;
3. Учебно-методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом биологической обратной связи. // О. Н. Вовк, Л. Н. Павлова, М. Н. Теречева, Н. И. Черемных. – Санкт-Петербург, 2004.