Получи документы

«Кабинет БОС — логотерапевтический». Использование современной компьютерной технологии в работе с детьми с ТНР

ЕКАТЕРИНА МИРИДОНОВА
«Кабинет БОС — логотерапевтический». Использование современной компьютерной технологии в работе с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Биологическая обратная связь (БОС) – это медицинская технология, основанная на применении современной электронной аппаратуры, включающей увлекательные игровые компьютерные тренажёры.

Суть метода БОС заключается в обучении человека самостоятельно нормализовать деятельность своего организма, либо совершенствовать его, если речь идёт о практически здоровом человеке.

Метод БОС полностью безболезненный и безвредный. Абсолютных противопоказаний к применению метода БОС нет. Аппаратура БОС не оказывает какого-либо воздействия на организм пациента, она является лишь регистрирующей (регистрируются физиологические параметры, а пациент получает возможность видеть и слышать, насколько меняется какая-либо функция и выполнять упражнение наилучшим образом, тем самым корректируя течение процессов в собственном организме).

Публикация «„Кабинет БОС — логотерапевтический“, Использование современной компьютерной технологии в работе с детьми с ТНР» размещена в разделах

Отечественный и зарубежный опыт доказал высокую эффективность метода БОС. Его применение сокращает сроки реабилитационного лечения в 2-2,5 раза, снижает приём лекарств в 1,5-2 раза, эффективно включает резервы человеческого организма и совершенствует механизмы саморегуляции. Метод БОС успешно применяется во многих областях медицины, как за рубежом, так и в отечественной практике.

В последние годы как у нас в стране, так и за рубежом, получил распространение метод биологической обратной связи (БОС) по дыхательной аритмии сердца – ДАС-БОС (в качестве регистрируемого и управляемого параметра используется дыхательная аритмия сердца (ДАС) – разница между пульсом на вдохе и выдохе)

На основании метода ДАС-БОС разработана методика коррекции речи и функционального состояния человека, которая осуществляется поэтапно. Под контролем ДАС-БОС у пациентов формируется диафрагмально-релаксационный тип дыхания (ДРД) с удлинённым равномерным плавным выдохом («дыхание по Сметанкину»). На фазе удлинённого плавного выдоха пациента обучают новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи, речевого поведения, формируя тем самым новый речевой и поведенческий стереотип.

Показаниями к применению метода

• заикание, логоневрозы;

• нарушения темпа речи;

• алалии;

• афазии;

• дизартрии;

• дислалии;

• ринолалии;

• ринофонии;

• расстройства фонации на почве парезов и параличей гортани;

• функциональные нарушения голоса;

• дисграфии;

• дислексии;

• профилактика нарушений голоса и речи;

• подготовка детей к школе;

• обучение технике чтения и технике речи;

• оздоровление организма в целом.

Абсолютные противопоказания отсутствуют.

Относительные противопоказания:

• повышенная судорожная готовность головного мозга;

• выраженное органическое поражение головного мозга;

• грубые нарушения волевой сферы, интеллекта;

• тяжелые формы психических расстройств;

• сопутствующие соматические заболевания в фазе обострения;

• выраженные эндокринные нарушения;

• наличие диафрагмальной грыжи;

• тяжелые нарушения ритма и проводимости сердца;

• возраст пациента менее четырех с половиной лет.

Коррекция речи осуществляется в два этапа:

1) у пациента формируют диафрагмально-релаксационный тип дыхания по методу БОС с максимальной ДАС (новый дыхательный стереотип).

2) в фазу равномерного выдоха под контролем максимальной ДАС и физиологической длительности выдоха пациента обучают новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи и поведения, формируя новый речевой и поведенческий стереотип и новое функциональное состояние организма в целом.

В комплексе с методом БОС могут использоваться такие виды лечебно-коррекционной работы, как:

• логопедическая ритмика;

• массаж;

• физиотерапия;

• общеукрепляющая и симптоматическая фармакотерапия;

• аутотренинг;

• психотерапия;

• водные и закаливающие процедуры;

• лечебная физкультура.

Коррекционные задачи, решаемые с помощью метода

Условно коррекционные задачи можно разделить на две группы:

а) общие – те, которые могут решаться при любом из речевых нарушений;

б) частные (специфические) – решаемые только при конкретном речевом нарушении.

Общие коррекционные задачи:

• Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма.

• Обеспечение оптимального гомеостаза организма.

• Оптимизация работы кардиореспираторной системы.

• Улучшение мозгового и периферического кровоснабжения.

• Включение резервных возможностей организма.

• Улучшению кровообращения (в том числе в коре головного мозга).

• Обучение адекватному использованию физиологических функций (энергетических затрат организма) вне речи и во время неё.

• Коррекция и нормализация дыхания вне речи (увеличение объема дыхания, налаживание его ритма, тренировка носового дыхания).

• Коррекция речевого дыхания (увеличение выдоха, налаживание плавности и ритмичности).

• Устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время речи.

• Нормализация, коррекция и тренировка вегетативных функций.

• Устранение тревожных, стрессовых и невротических состояний (общеневротических и логоневротических).

• Налаживание речевого синергизма (координация работы речеобразующего аппарата: дыхания, артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе).

• Развитие высших психических функций: мыслительных процессов, восприятия, концентрации внимания, увеличение объема памяти.

• Развитие слухового внимания (слуховых установок и дифференцировок).

• Развитие оптико-пространственных, временных представлений, причинно-следственных связей, зрительного гнозиса.

• Подготовка глаз к чтению и письму.

• Формирование речи с одновременным воздействием на сенсорно-интеллектуальную и аффективно-волевую сферу пациента.

• Коррекция звукопроизношения.

• Работа над просодическими компонентами речи (темпом, ритмом, паузацией, интонацией, логическим и интонационным ударением, динамикой).

• Развитие логоритмических элементов (звукослоговой структуры слова).

• Развитие связной речи поэтапно, с постепенным усложнением.

• Автоматизация речевых навыков.

• Активное участие пациента в реабилитационном процессе и процессе саморегуляции.

• Развитие волевых качеств личности: активности, сознательности, целеустремленности, усидчивости.

• Формирование нового речевого и поведенческого стереотипов.

• Социальная адаптация пациента.

• Оздоровление организма в целом.

• Профилактика речевых и других нарушений.

Частные коррекционные задачи:

При заикании, логоневрозах, нарушениях темпо-ритмической организации речи:

• Купирование речевых судорог, нежелательных вспомогательных сопутствующих движений во время речи.

• Устранение тревожных состояний, обшеневротических и логоневротических проявлений (звукофобий, логофобий, речевой тревоги, речевой неуверенности, фиксации на дефекте речи).

• Формирование адекватного отношения к своему дефекту речи.

• Развитие уверенного речевого поведения.

• Функциональный тренинг.

• Социальная адаптация личности пациента.

• Профилактика рецидивов и возникновения заикания.

Критерии эффективности коррекции речи и функционального состояния человека методом биологической обратной связи по максимальной дыхательной аритмии сердца

1. Положительная динамика со стороны речи и функционального состояния обучаемого вплоть до полного клинического выздоровления.

2. Умение применять диафрагмально-релаксационный тип дыхания для коррекции и развития речи, поведения и функционального состояния в целом.

3. Обеспечение оптимальной физиологической (энергетической) цены речи, её компонентов и функционального состояния организма человека в целом.

4. Возрастание здоровой речевой активности пациента.

5. Умение пользоваться приобретенными в процессе БОС-тренинга навыками в повседневной жизни.

Общая структура организации коррекционного курса по методу

ДАС-БОС

Весь курс коррекции разделен на 5 этапов:

1 этап – диагностический (2 – 3 занятия).

2 этап – подготовительный (7 – 9 занятий).

3 этап – работа над основными компонентами речи (5-6 занятий).

4 этап – формирование навыков слитной, плавной речи (10 – 12 занятий).

5 этап – заключительный (5 – 6 занятий).

Программа включает:

• тренинговые мультимедийные сюжеты БОС для работы;

• сюжеты для отдыха пациентов в виде слайдов и рассказов;

• банк речевого материала, специально составленный для проведения занятий по методу БОС;

• статистическую обработку физиологических показателей пациента в виде графиков, таблиц, пульсограмм и кривых дыхания.

Построение программы на модульной основе позволяет свободно планировать сеанс и управлять его ходом. Различные уровни сложности настроек сюжетов дают возможность адаптировать их под свои требования.

Программа может быть ведущей и вспомогательной в зависимости от речевого диагноза.

Метод ДАС-БОС в комплексе с традиционными мероприятиями по коррекции речи очень эффективен:

• в 80-90% случаев – выраженные положительные изменения, избавление от дефектов речи;

• отрицательные результаты отсутствуют.

Курс коррекции речи составляет в среднем 35-40 сеансов.

Выявлена целесообразность и эффективность использования метода при оздоровлении организма в целом. Так, курсы оздоровления через логокомплекс показаны детям астматикам, часто болеющим детям, детям с нарушением дыхания. Гармонизируя работу дыхания и сердца методом ДАС-БОС, мы научим ребёнка справляться с психоэмоциональными нагрузками, стрессами, страхами, уменьшить тревоги, улучшить сон, общее самочувствие, а значит повысить уровень адаптации его к окружающей социальной и экологической среде. В качестве положительных моментов специалисты, работающие на логокомплексе, отмечают улучшение памяти и внимания у детей, дети становятся более коммуникабельными и уверенными в себе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Биологическая обратная связь в реабилитации пациентов с нарушениями голосовой функции. // Авторы-составители: Ю. Е. Степанова, Г. М. Степанова. – Санкт-Петербург, 2004;

2. Проблема артериальной гипертензии: современные представления, классификация и место метода биологической обратной связи в комплексной терапии. // В. Н. Марченко, Е. В. Гвоздев, Е. В. Павлова. – Санкт-Петербург, 2003;

3. Учебно-методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом биологической обратной связи. // О. Н. Вовк, Л. Н. Павлова, М. Н. Теречева, Н. И. Черемных. – Санкт-Петербург, 2004.

Публикации по теме:

Использование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психологаИспользование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психолога «Использование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психолога» «Воде была.

Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста. Воспитатели группы раннего возраста «Сказка» Синякова Оксана Николаевна Щеголькова.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Кабинет БОС — логотерапевтический». Использование современной компьютерной технологии в работе с детьми с ТНР
Опубликовано: 10 декабря 2024 в 23:57
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Кабинет БОС — логотерапевтический». Использование современной компьютерной технологии в работе с детьми с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем ЕКАТЕРИНА МИРИДОНОВА (УИ 942674) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД