Светлана Хохлова
Использование социо-игровых технологий в организации музыкальной деятельности с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровых технологий в музыкальной непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками.
Задачи:
Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемые в социо-игровой технологии.
Вызвать у участников мастер-класса интерес к социо-игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.
Обучить приемам применения игровых технологий с участниками мастер-класса.
I. Теоретическая часть.
Публикация «Использование социо-игровых технологий в организации музыкальной деятельности с дошкольниками» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2020
Социо-игровая технология основана на принципе организации деятельности как игры – жизни между микрогруппами детей (малыми социумами). В микрогруппах дети либо уже связаны совместными играми, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А всё это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его. Социо-игровое направление основывается на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего разговора и общего дела. Суть его заключается в надпредметном способе организации образовательно-воспитательного процесса. Дети и слушают, и делают, и говорят. Именно эти три компонента являются главными составными собственной деятельности детей. Благодаря этому ребёнок сам формирует систему представлений об окружающем мире. Таким образом, он учится сам, а создать условия для этого – одна из главных задач педагога.
Социо - игровая технология стоит на 6 самых основных правилах и условиях:
1 правило: Работа проводится малыми группами.
Деление детей на малые группы происходит по их желанию, сходству или жизненным ситуациям, например:
по цвету волос, глаз, одежды;
чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой и др. ;
Деление на подгруппы по предметам, объединённым одним названием (признаком) :
геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию;
мелкие игрушки или картинки с изображением животных, музыкальных инструментов, которые можно объединить по названию или какому-либо признаку в одну группу и т. п.
Деление на подгруппы по разрезному материалу.
Деление на подгруппы по слову, движению, действию:
назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и др. ;
называть по цепочке 3- 4 цвета (повторяя только их, например, красный, синий, зелёный) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
Объединение в микрогруппы способствуют тому, что дети учатся взаимодействовать не только на основе дружеских предпочтений, но и по случайному принципу.
2 правило: «смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает лидер (капитан команды, которого выбирают сами дети (голосованием, по считалочке и проч.). Каждый раз, когда меняется состав группы, - меняется и лидер. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным воспитанникам и в дальнейшем также выступать в роли представителя группы.
3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен. Дети могут общаться в разных уголках группы или актового зала: за столами, на полу, на стульчиках и т. д. Смена мизансцены в ходе игрового сеанса или непосредственно образовательной деятельности помогает воспитанникам переключиться, снять эмоциональное напряжение.
4 правило: смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например, с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5 правило: социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям.
6 правило: ориентация на принцип полифонии или, как его назвали авторы, «133 зайца». Другими словами, применение технологии позволяет развивать и внимание, и память, тренирует умение сообща решать задачи, стимулирует увлеченность.
Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности (классификация) :
1. Игры для рабочего настроя.
2. Игры разминки.
3. Игры социо-игрового характера.
4. Игры творческого самоутверждения.
5. Игры вольные, требующие передвижения.
Данную технологию можно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это даёт возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением её в коллективную, где каждый ребёнок сможет почувствовать себя частью этого коллектива.
II. Практическая часть.
Игры для рабочего настроя.
А теперь я вам предлагаю представить себя детьми и поиграть в игры, которые предлагают авторы данной технологии. Поскольку в технологии предлагается определённая последовательность проведения игр, первая игра для рабочего настроя.
Игра «Приветствие»
«Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй.
Друг другу руки мы пожмем, свое имя пропоем»
У меня в руках волшебный мячик. К кому в руки он попадет, тот свое имя пропоет. Я предлагаю по очереди предавать мяч, пропевая свое имя.
Комментарий: эта игра помогает детям:
- почувствовать себя частью большого коллектива;
- преодолеть неуверенность и нерешительность.
Игра «Поиграем в оркестре».
А чтобы наша работа была слаженной, я предлагаю поиграть в игру «Поиграем в оркестре». Выберите по музыкальному инструменту. Сейчас я буду делать хлопки или топать ногой. Когда хлопну, те, кто одет в брюки играют на своих музыкальных инструментах. А когда топну играют те, кто одет в юбки или платья. Причем это нужно делать всем одновременно. (игра повторяется несколько раз, пока все играющие не сделают одновременно).
Комментарий: данная игра способствует сплочению коллектива, развивает внимание.
Игры разминки
Объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
Игра «Зеркало»
- Ребята, вы все наверняка любите своих домашних животных.
- А за что вы их любите? (Дети дают характеристики)
- А вы смогли бы их изобразить?
Я предлагаю вам выбрать для себя одно домашнее животное: кошечку, собачку или хомячка. Затем выберете себе друга, того с кем больше всего хотели бы пообщаться. И предлагаю поиграть в игру «Зеркало», где один смотрит в «Зеркало» и выполняет какое – либо движение, а другой повторяет эти движения за ним. Через некоторое время нужно поменяться местами (сопровождается соответствующей музыкой).
Комментарий: эта игра помогает детям:
- развить наблюдательность и коммуникативные способности;
- развить творческое воображение;
- способствует рабочему настрою.
Игры социо-игрового характера.
Помогают выстраивать деловые отношения детей с педагогом и друг с другом.
Игра «По дороге в зоопарк»
После того, как дети настроятся на совместную деятельность, можно переходить к работе в группах. Предлагаю отправиться «Зоопарк»
- На чем бы вы хотели поехать в зоопарк? (на машине, на поезде, на лошадке, на лодке). Предлагаю руль, уздечку, штурвал, весла.
Дети распределяются в группы по желанию.
- Будьте внимательны, музыка подскажет вам характер движений машины, поезда, лошадки, лодки.
Комментарий: эта игра помогает детям:
- соотносить характер звучания музыки с движениями;
- согласованно выполнять движения в группе.
Игры творческого самоутверждения.
Это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.
Игра «В мире театра»
-Дети, вы любите сказки?
В каждой сказке есть герои-персонажи: добрые и злые, смешные и трусливые.
Назовите, пожалуйста, из какой сказки следующие строки:
«Несёт меня лиса за темные леса,
За высокие горы, за высокие реки.
Котик братик, спаси меня!»
- Из какой сказки эти слова?
Участники: Сказка «Кот, петух и лиса».
-Сейчас вы по очереди будете называть персонажей этой сказки и у нас получится три команды:
Участники (поочерёдно) Кот – петух – лиса.
Присаживайтесь, где Вам будет удобно.
Работа с посыльными.
Каждой команде раздаю карточки с изображениями эмоций: веселье – злость - страх.
Задание: каждая команда интонационно должна произнести фразу в соответствие со своей карточкой:
«Я - охотница до птицы! Кур ловить я мастерица!
Как увижу, подкрадусь и тихонько затаюсь».
Следующее задание:
Под предложенную детям музыку придумать танец-импровизацию для кота, петушка и лисицы.
Каждая команда показывает свой танец и т. д.
Комментарий: эта игра помогает детям:
- творчески самоутверждаться;
- развивать творческое воображение;
- приобретать коммуникативные навыки: умение договариваться, делать одну работу сообща.
Игры вольные, требующие передвижения.
В данную группу входят подвижные игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения.
Игра «Чей кружок скорее соберется»
Предлагаю распределиться на команды по сезону рождения (кто родился летом –одна команда, осенью- другая и т. д.)
Звучит музыка, вы плавно передвигаетесь по залу. Как только музыка останавливается, каждая команда должна образовать кружок возле «своего» предмета: лето-цветочек; осень- желтый листочек; зима- снежинка; весна- зеленый листочек.
Комментарий: эта игра помогает детям:
- физически-активно и психологически-эффективно отдохнуть.
III. Рефлексия
Какие приемы социо-игровой технологии вы запомнили?
Что было сложным?
Какой из приемов вы используете или будете использовать в своей работе?
Какие отличительные черты социо-игровой технологии от традиционных форм работы с детьми вами были отмечены?
Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо-игровой технологии?