Есина Елена Владимировна
Использование словесных игр в речевом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«….Связная речь как бы вбирает в себя все достижения
ребенка в овладении родным языком, в освоении
его звуковой стороны, словарного
запаса и грамматического строя».
Ф. А. Сохин
Каждый родитель мечтает о том, чтобы ребенок добился в жизни значительных успехов, состоялся как личность, сделал блестящую карьеру, чувствовал себя свободно и уверенно. На мой взгляд, все это сделать достаточно просто зная мир ребенка его потребности и особенности. Отправной точкой можно назвать общение с ребенком. Именно коммуникативная функция является ключевым механизмом при освоении ребёнком языка. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. То есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому очень важно создать такие условия, которые будут способствовать развитию речи и побуждать к активному, свободному общению. Все начинается с семьи, с первого слова, с первой улыбки. Культура общения и речи берет свое начало именно в семье. Дети, начиная с раннего детства реагируют на наши эмоции при чтении потешек, чистоговорок, стихов, сказок, прислушиваются к сказанным словам пытаясь в дальнейшем подражать нам во всем. Очень важно вызвать интерес, желание, хорошее настроение для побуждения ребенка к самостоятельной речи. Дошкольный возраст играет значительную роль в проявлении творческих возможностей малыша, пробуждении самостоятельности, становлении и развитии личности человека в целом. Надо отметить, что ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, фонематическое восприятие, формируется грамотность, создаются предпосылки письма. Во время игры ребенок знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает новое. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.
Темочки:
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Словесные игры
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2022
Игра с дошкольником это не только радость и получение новых знаний и их закрепление, это прежде всего налаживание партнерских доброжелательных отношений. Ребенок должен чувствовать, что занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Очень важно не только побуждать ребенка, но и поощрять его малейшие успехи. В своей работе я использую большое количество словестных игр, которые помогают мне выстроить воспитательно-образовательный процесс не только в интересной форме, но и дает возможность к творчеству вместе с дошкольником. Есть возможность совместно придумывать названия, правила и ход игры. У ребенка появляется желание не просто играть, но и контролировать как себя так и других.
В своей работе по развитию грамотной речи я использую такие словесные игры.
1.«Наоборот» с мячом. Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает слово наоборот
Большой-маленький, холодный-горячий, низкий –высокий и т. д
2. Игра «Один-много». Считаем всё, что можно посчитать. Н- р: одно яблоко, много яблок, один стул много стульев ….
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, много красных ябл
3. Игра «Подбери слово».
Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас)
4. Игра «Назови ласково»
Ребёнку предлагается назвать ласково нарисованные на картинке предметы.
Птичка, солнышко, яблочко, диванчик, тарелочка, лисонька, заинька и т. д
5. «Отгадай загадку».Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)
6. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
7. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно необходимо соблюдать несколько условий.
• Не желательно ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
• В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните дошкольнику.
• Не копируйте детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит развитие ребенка.
• Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь и не сердитесь. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажить, как надо произнести звук, слог,слово, предложение.
• Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
• Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
Любовь к детям безгранична, а вот что бы получить взаимность достаточно вместе пройти все ступеньки в его развитии и становлении. Я уверенна, что именно целенаправленная работа по формированию речи через словестные игры поможет в работе добиться положительных результатов и сделает работу интересной, насыщенной и плодотворной.