Татьяна Фирсова
Использование сказок для формирования элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста, значимостью подготовки ребёнка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлений, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся слишком далёкими друг от друга. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребёнок «включается» с детских лет.
Публикация «Использование сказок для формирования элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, сознанию положительной мотивации к её изучению в значительной степени способствует сказка.
Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т. е. несёт в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
У сказки множество функций :
Сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребёнка;
Расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет или нравственное качество, знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;
Способствует развитию в ребёнке понимания внутреннего мира людей;
Пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;
Помогает формировать внутреннею психическую активность ребёнка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;
Помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности и т. д.
Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольников на основе сказок являются :
Использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности;
Организация комплексной работы со сказкой;
Создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.
Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий :
Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыт, распределении) и возможности их удовлетворения;
Сказки, отражающие труд людей;
Сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;
Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т. д. ;
Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчётливость, практичность и др.
Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ.
Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др. ,в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.) в свободной деятельности самих детей (игры- драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.)
Сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономический компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей.
Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социокультурную позицию ребёнка.
Оценка уровня экономических знаний и представлений дошкольников.
Оценка уровня экономических знаний и представлений дошкольников.
Цель: определить интерес старших дошкольников экономическим категориям и начальный уровень экономических знаний.
Детям предлагают 4-5 заданий, которые оценивают по 3 уровням.
Выделенные 3 уровня экономических представлений позволяют оценить не только актуальный, но и потенциальный уровень развития ребёнка («зону ближайшего развития»).
Задания носят прблемно-поисковый характер, что вызывает интерес, раскрывает познавательные навыки и умения ребёнка.
Показателями усвоения экономических представлений являются эмоциональные, интеллектуальные и волевые проявления детей.