Получи документы

Использование схем в составлении описательного рассказа для детей 5–6 лет

Лейсан Сайфитдинова
Использование схем в составлении описательного рассказа для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Важным направлением речевого развития ребенка является умение составлять описательные рассказы, поскольку предполагает точность, лаконичность и образность в описании предмета, способствует совершенствованию его речи, мышления, облегчает процесс обмена информацией.

Публикация «Использование схем в составлении описательного рассказа для детей 5–6 лет» размещена в разделах

При обучении дошкольников составлению описательных рассказов в практике дошкольного образования эффективно используются наглядные опорные схемы, которые помогают научить детей формулировать четкие, связные и последовательные высказывания.

Использование схем - моделей способствует: формированию у детей навыков построения связного целостного описательного рассказа; развитию у дошкольников логического, образного мышления, воображения, наблюдательности; развитию умения оперировать родовыми понятиями («животные», «насекомые», «посуда»); углублению знаний детей об окружающем мире; формированию и развитию коммуникативных навыков детей.

Использование схем-моделей для обучения старших дошкольников описательным рассказам интересна наглядностью, доступностью и эффективностью. Детей учат находить главные, существенные признаки предмета, отличать их от второстепенных.

По этой методике для работы используется схема (модель) : лист 45х30 см, разделенный на несколько квадратов (по количеству характерных признаков предмета или объектов или времен года, о которых необходимо рассказать). Дети выстраивают рассказ с соблюдением последовательности и параметров, заложенных в схемах : цвет, форма, величина, материал, части, действия. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Перечень тем, по которым можно составлять описательные рассказы с помощью схем-моделей : овощи, фрукты, ягоды; рыбы, животные; насекомые; птицы; грибы; цветочные растения, деревья; человек; одежда; герои сказок, мультфильмов; листья; посуда; игрушки; времена года.

Так, например, предлагается такой алгоритм работы по схеме-модели

«Описание игрушек» :

1. Цвет. Цветные пятна без четкого контура.

2. Форма (геометрические фигуры) и размер. Используются понятия "высокий-низкий", "широкий-узкий" и т. д.

3. Материал (фольга, дерево, пластмасса). Из какого материала сделана

игрушка.

4. Детали (части игрушки) (несколько колец от пирамидки).

5. Какая игрушка на ощупь?

6. Действия с игрушкой (как играть).

Сначала подбираются игрушки, при описании которых используются все пункты схемы (пирамидка, коляска, коробочки и др.) Затем игрушки, при описании которых используется не вся схема (мяч, кубики, кукла, мишка и т. д.).

«Описание предметов одежды» :

1. Цвет.

2. Материал (шелк, бархат, сатин)

3. Части одежды (воротник, рукава)

4. Сезонность одежды (солнце, подснежники, листочек желтый.)

5. Для кого? (символы взрослых и ребенка)

6. Действия с одеждой (рука).

«Описание посуды»

1. Цвет.

2. Форма (геометрические фигуры). Когда дети знакомы с объемными фигурами – цилиндр.

3. Размер (большая и маленькая мисочка)

4. Материал (фольга, пластмасса, дерево и т. д.)

5. Части посуды ( чайник в разобранном виде: крышечка, носик, ручка)

6. Действия с посудой (рука)

«Описание овощей и фруктов»

1. Цвет (цветные пятна без четкого контура)

2. Форма (геометрические фигуры - овал, круг, треугольник и т. д.)

3. Размер (2 контрастных по размеру фрукта, например, яблоки)

4. Вкус (конфета и лимон). Контрастные по вкусу продукты.

5. Растет (дерево, грядка)

6. Как употреблять? (тарелка, вилка, ложка, нож). Какие овощи и фрукты используют сырыми в пищу, какие вареными. Что приготовить из них? Полезные или нет?

Наличие наглядного плана делает описательные рассказы четкими, связными, последовательными и распространенными. Схемы можно использовать и для сравнительных описательных рассказов. При этом, следует отметить, что трудности возникают, когда детям необходимо: самостоятельно определить при рассмотрении предмета его главные признаки; установить последовательность выражения признаков; удержать в памяти последовательность, которая является планом рассказа-описания.

Также следует отметить, что схемы-модели могут применяться не только на занятиях по развитию речи - они могут быть широко использованы в различных видах деятельности: игровой, изобразительной, в процессе формирования логико-математической компетенции и т. п.

Использование схем при составлении описательных рассказов помогает детям усвоить сравнения предметов не в общей форме - чем схожи или чем различаются предметы, а дифференцировать их, сравнивая по форме, величине, цвету и т. д. Результаты внедрения технологии доказывают, что применение схем-моделей эффективно содействует развитию речи, словесно-логического мышления, памяти у детей старшего дошкольного возраста.

ПРИМЕРЫ СХЕМ :

Публикации по теме:

Использование схем, моделей, алгоритмов в самостоятельной деятельности детейИспользование схем, моделей, алгоритмов в самостоятельной деятельности детей «Использование схем, моделей, алгоритмов в самостоятельной деятельности детей» Актуальность: Все время провождения детей в детском саду.

Конспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» в средней группе детей с ОВЗКонспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: формировать умение составлять по образцу простые.

НОД в ОО «Речевое развитие» для детей старшей группы «Составление описательного рассказа о животных Севера и жарких стран» Конспект НОД «Речевое развитие» для детей старшей группы Тема: Составление описательного рассказа о животных Севера и жарких. Цель: Составление.

Конспект ООД по составлению описательного рассказа по игрушке «Кошка-Мурка» для детей младшей группы ДОО ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» Задачи: -Учить детей по вопросам составлять описание игрушки. -Развивать умение детей.

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схем» в средней группеКонспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схем» в средней группе Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схем». Программное.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использование графических схем «Пересказ рассказа «Купание медвежат» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использование графических схем. Синица О. Н. Тема: Пересказ рассказа "Купание медвежат".

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по игрушке» для детей средней группы Цель: обучение описательному рассказу по игрушке. Задачи: Связная речь: продолжать учить детей при описании животных называть их характерные.

Обучение пересказу короткого литературного текста с использованием графических схем. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Еж»Обучение пересказу короткого литературного текста с использованием графических схем. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Еж» Цель: обучать детей пересказу короткого литературного текста с использованием графических схем. Задачи: - Формирование навыков отвечать.

Программа «Развитие связной монологической речи у детей посредством составления описательного рассказа» Цель: развитие связной речи детей посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. Задачи: - проанализировать научную.

Составление описательного рассказа по игрушке Цель: обучение описательному рассказу по игрушке. Задачи: Связная речь: продолжать учить детей при описании животных называть их характерные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование схем в составлении описательного рассказа для детей 5–6 лет
Опубликовано: 30 июля 2019 в 17:08
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование схем в составлении описательного рассказа для детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Лейсан Сайфитдинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД