Лейсан Сайфитдинова
Использование схем в составлении описательного рассказа для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Важным направлением речевого развития ребенка является умение составлять описательные рассказы, поскольку предполагает точность, лаконичность и образность в описании предмета, способствует совершенствованию его речи, мышления, облегчает процесс обмена информацией.
Публикация «Использование схем в составлении описательного рассказа для детей 5–6 лет» размещена в разделах
При обучении дошкольников составлению описательных рассказов в практике дошкольного образования эффективно используются наглядные опорные схемы, которые помогают научить детей формулировать четкие, связные и последовательные высказывания.
Использование схем - моделей способствует: формированию у детей навыков построения связного целостного описательного рассказа; развитию у дошкольников логического, образного мышления, воображения, наблюдательности; развитию умения оперировать родовыми понятиями («животные», «насекомые», «посуда»); углублению знаний детей об окружающем мире; формированию и развитию коммуникативных навыков детей.
Использование схем-моделей для обучения старших дошкольников описательным рассказам интересна наглядностью, доступностью и эффективностью. Детей учат находить главные, существенные признаки предмета, отличать их от второстепенных.
По этой методике для работы используется схема (модель) : лист 45х30 см, разделенный на несколько квадратов (по количеству характерных признаков предмета или объектов или времен года, о которых необходимо рассказать). Дети выстраивают рассказ с соблюдением последовательности и параметров, заложенных в схемах : цвет, форма, величина, материал, части, действия. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Перечень тем, по которым можно составлять описательные рассказы с помощью схем-моделей : овощи, фрукты, ягоды; рыбы, животные; насекомые; птицы; грибы; цветочные растения, деревья; человек; одежда; герои сказок, мультфильмов; листья; посуда; игрушки; времена года.
Так, например, предлагается такой алгоритм работы по схеме-модели
«Описание игрушек» :
1. Цвет. Цветные пятна без четкого контура.
2. Форма (геометрические фигуры) и размер. Используются понятия "высокий-низкий", "широкий-узкий" и т. д.
3. Материал (фольга, дерево, пластмасса). Из какого материала сделана
игрушка.
4. Детали (части игрушки) (несколько колец от пирамидки).
5. Какая игрушка на ощупь?
6. Действия с игрушкой (как играть).
Сначала подбираются игрушки, при описании которых используются все пункты схемы (пирамидка, коляска, коробочки и др.) Затем игрушки, при описании которых используется не вся схема (мяч, кубики, кукла, мишка и т. д.).
«Описание предметов одежды» :
1. Цвет.
2. Материал (шелк, бархат, сатин)
3. Части одежды (воротник, рукава)
4. Сезонность одежды (солнце, подснежники, листочек желтый.)
5. Для кого? (символы взрослых и ребенка)
6. Действия с одеждой (рука).
«Описание посуды»
1. Цвет.
2. Форма (геометрические фигуры). Когда дети знакомы с объемными фигурами – цилиндр.
3. Размер (большая и маленькая мисочка)
4. Материал (фольга, пластмасса, дерево и т. д.)
5. Части посуды ( чайник в разобранном виде: крышечка, носик, ручка)
6. Действия с посудой (рука)
«Описание овощей и фруктов»
1. Цвет (цветные пятна без четкого контура)
2. Форма (геометрические фигуры - овал, круг, треугольник и т. д.)
3. Размер (2 контрастных по размеру фрукта, например, яблоки)
4. Вкус (конфета и лимон). Контрастные по вкусу продукты.
5. Растет (дерево, грядка)
6. Как употреблять? (тарелка, вилка, ложка, нож). Какие овощи и фрукты используют сырыми в пищу, какие вареными. Что приготовить из них? Полезные или нет?
Наличие наглядного плана делает описательные рассказы четкими, связными, последовательными и распространенными. Схемы можно использовать и для сравнительных описательных рассказов. При этом, следует отметить, что трудности возникают, когда детям необходимо: самостоятельно определить при рассмотрении предмета его главные признаки; установить последовательность выражения признаков; удержать в памяти последовательность, которая является планом рассказа-описания.
Также следует отметить, что схемы-модели могут применяться не только на занятиях по развитию речи - они могут быть широко использованы в различных видах деятельности: игровой, изобразительной, в процессе формирования логико-математической компетенции и т. п.
Использование схем при составлении описательных рассказов помогает детям усвоить сравнения предметов не в общей форме - чем схожи или чем различаются предметы, а дифференцировать их, сравнивая по форме, величине, цвету и т. д. Результаты внедрения технологии доказывают, что применение схем-моделей эффективно содействует развитию речи, словесно-логического мышления, памяти у детей старшего дошкольного возраста.
ПРИМЕРЫ СХЕМ :