Валентина Анисимова
Использование схем и моделей в формировании навыков связной речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование схем и моделей в формировании навыков связной речи у дошкольников» - сопровождение презентации.
Актуальность
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
• Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Недостаточный словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений.
Публикация «Использование схем и моделей в формировании навыков связной речи у дошкольников» размещена в разделах
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Плохая дикция.
Необходимо научить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Решение: использование наглядности.
Как говорил Константин Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Одно из успешных и эффективных средств развития связной речи – моделирование - использование схем для составления рассказов – описаний, при заучивании стихотворений, пересказе текстов.
Формирование связной речи с применением метода моделирования объединяет все три фактора: ребенок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, видит план высказывания, отраженный в последовательности изображения графических символов, у него возникает желание рассказать о том, что наглядно и понятно.
Моделью может быть геометрическая фигура, картинка, схема-алгоритм, мнемотаблицы.
Какие задачи мы решаем, используя моделирование :
I. Познавательная:
1. Помогаем детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем.
П. Развивающие:
1. Увеличивается объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
2. Развиваются функции мышления, внимание, воображение.
3. Совершенствуется монологическая речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.
III. Воспитательные:
Учим детей сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы товарищей, дополнять их, помогать в случае необходимости
Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов доказывают рациональность использования наглядности для познавательного и речевого развития. Среди них Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Я. Гальперин, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и другие.
Работа с памятками.
Тип мышления дошкольника, задачи программы определяют тип и степень возможности использования метода моделирования. Давайте рассмотрим примеры.
1-3 года мышление наглядно-действенное – не воспринимают ещё образы и схемы не используются.
3-7 лет мышление наглядно-образное:
3-4 – условные заместители – пересказ сказок.
4-5 лет – схемы с выделением существенного признака или схема с условными обозначениями - описание игрушки или предмета.
5-6 лет - схемы-алгоритмы, мнемоквадраты, мнемодорожки - пересказ сказки или небольшого рассказа, самостоятельно составлять по плану и образцу небольшие рассказы о предмете, по картине, набору картинок.
6-7 лет – мнемотаблицы – пересказ сказок, рассказов, заучивание стихов, составление творческих рассказов (Волшебный лес – дорисовывание картинки и придумывание своего рассказа).
Схемы можно использовать в дидактических играх в соответствии с возрастом детей.
Как работать со схемой при пересказе.
• Мотивация
• Чтение текста (без установки на пересказ);
• Разбор текста в вопросно-ответной форме (вопросы ставить так, чтобы дети могли ещё раз уточнить основные моменты сюжета, способы его языкового выражения)
• Выбор предметных картинок или схем для составления из них рассказа;
• Повторное чтение текста детьми (с установкой на пересказ);
• Пересказ текста детьми с опорой на наглядный материал.
Литература по теме:
• Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. «Обучение связной речи детей 6–7 лет», 2014г.
• Кодолбенко Е. А. «Зашифрованные скороговорки», 2015г.
• Кондратьева Н, Сомкова О. «Как использовать модель для развития речевого творчества» //Дошкольное воспитание №10, 1991г.
• Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, 2016 г.
• Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов, 2014 г.
• Ткаченко Т. А. О занятиях по развитию речи// Дошкольное воспитание №10, 1990 г.
• Дьяченко О. Возможности развития умственных способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказкой. // Дошкольное воспитание № 11, 1993 г.
Рефлексия:
• Что мы сегодня услышали?
• Что мы сегодня увидели?
• Что мы сегодня почувствовали?