Ирина Гордеева
Использование сенсорных коробок в работе логопеда
▼ Скачать
Сенсорные коробки в работе логопеда
Подготовила учитель-логопед МБДОУ № 3 г. о. Солнечногорск
Гордеева Ирина Витальевна
Сенсорная коробка или сенсорный поднос – это универсальное игровое развивающее пособие, представляющее собой пластиковый контейнер, где за 5-10 минут пустое пространство ребенок под руководством педагога превращает в символическую модель заданной тематики.
Публикация «Использование сенсорных коробок в работе логопеда» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Проблема многих современных детей, особенно дошкольников с речевой патологией и сочетанными расстройствами в том, что у них очень слабо формируется целостный образ предмета или явления. В связи с чем страдают такие процессы, как актуализация и обобщение. Ребенок может, например, показать овощи на картинке, но не идентифицировать их среди реальных предметов. Или, назвав достаточное количество фруктов, не ответить на вопрос, какой фрукт он ел на завтраке в детском саду.
Использование сенсорных коробок облегчает процесс усвоения и последующей актуализации изучаемых на логопедических занятиях лексико-грамматических понятий, способствует развитию связной речи. Также с помощью сенсорных коробок возможна работа над автоматизацией и дифференциацией поставленных звуков, выполнение дыхательных упражнений, работа над слоговой структурой слова. В процессе сбора сенсорных коробок дети овладевают коммуникативными навыками, навыками сотрудничества, активизируют познавательные процессы, развивают воображение, используя предложенные логопедом и придумывая свои собственные игровые сюжеты.
Цель использования сенсорной коробки - создание символического целостного образа, объединяющего и обобщающего информацию от нескольких сенсорных систем (зрение, слух, тактильное восприятие, обоняние) для решения коррекционно-развивающих задач логопедической коррекции.
Задачи:
* уточнение, развитие и актуализация лексико-грамматической стороны речи;
развитие связной речи;
* автоматизация, дифференциация поставленных звуков;
* коррекция слоговой структуры слова;
* развитие фонематического восприятия;
* развитие и формирование целостного образа предмета или явления от
разных сенсорных ощущений;
* развитие высших психических функций;
* развитие мелкой моторики;
* формирование социально-коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
* развитие фантазии и игровой деятельности.
Основой служит сенсорный материал, имеющий символическое значение. Например, манка может символизировать снег, фольга - лед, рис, окрашенный в желто-оранжевый цвет – осенняя трава или опавшие листья.
Когда основа подобрана, добавляются готовые или сделанные
руками детей атрибуты.
Часто при изготовлении сенсорных коробок мы с детьми используем разделение на зоны. При обозначении разных зон изменяется и состав сенсорного материала.
Примеры использования сенсорных коробок на логопедических занятиях
Тематическая сенсорная коробка «Зимние забавы»
Создана воспитанниками подготовительной к школе группы (1 год обучения) совместно с учителем-логопедом.
В ходе сбора коробки решались задачи:
* актуализация качественных прилагательных (гладкий, холодный, скользкий);
* актуализация и формирование глагольных конструкций по теме занятия (кататься на лыжах, играть в снежки, строить снежную крепость);
* работа с предложно-падежными конструкциями на уровне понимания и самостоятельного образования с помощью мнемо-карточек;
* согласование числительных с существительными (одна льдинка, две льдинки);
* составление визуально-ритмического ряда;
* автоматизация поставленных звуков.
Тематические сенсорные коробки «Продукты питания»
Созданы воспитанниками старшей группы (1 год обучения) совместно с учителем-логопедом. Задачи использования коробки:
* образование и использование относительных прилагательных (мясной, молочный, мучной, фруктовый и др);
* обогащение и актуализация словарного запаса по теме;
* дифференциация конструкций с предлогами в-из;
* автоматизация поставленных звуков;
* развитие игровой деятельности, навыков сотрудничества и коммуникации.
Сенсорные коробки я применяю не только на тематических занятиях. Ребятам очень нравится разучивать с их помощью стихотворения, использовать их как декорации к сказкам и историям.
Русская народная сказка «Лиса и волк»
Стихотворение-считалочка Л. Зубковой «Мы делили апельсин»
Использование сенсорных коробок помогает разнообразить и "оживить" логопедические занятия в детском саду. Дети увлекаются процессом с первых секунд создания, а игровые и коррекционные задачи решаются как на этапе сборки, так и в уже готовом символическом пространстве.