Получи документы

Использование ресурсов песочной терапии в работе с родителями и детьми дошкольного возраста

Валентина Чадаева
Использование ресурсов песочной терапии в работе с родителями и детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Использование ресурсов песочной терапии в работе с родителями и детьми дошкольного возраста

Чадаева Валентина Юрьевна

воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида № 110

г. Самара, ул. Нагорная, 33,

Кардинальные изменения в системе образования предусматривают всестороннее обновление содержания дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Публикация «Использование ресурсов песочной терапии в работе с родителями и детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

В новом документе основополагающим элементом является игровая деятельность, где происходит реализация всех потенциальных возможностей дошкольника. Игра, как ничто другое, раскрывает потенциал ребенка, способствует повышению мотивации и влияет на результативность коррекционнно-развивающей работы.

Анализируя используемые нами игры, мы пришли к выводу, что применение ресурсов песочной игротерапии способствует более полному включению детей в образовательную деятельность, прочному запоминанию и повышению эффективности коррекционного процесса.

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно- символическом уровне происходит регулирование внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Метод песочной терапии применяется для развития и коррекции в решении следующих проблем у ребенка:

• трудности в общении;

• взаимоотношение детей и родителей;

• психологические травмы;

• расстройства настроения;

• кризисные ситуации;

• страхи, тики, навязчивости и другие расстройства;

• проблемы поведения.

Задачи песочной игротерапии ориентированы на то, чтобы помочь ребенку:

• развить более позитивную Я - концепцию;

• развить самооценку;

• обрести веру в себя;

овладеть чувством контроля;

• стать более ответственным в своих действиях и поступках;

• научиться выражать свои мысли, чувства и эмоциональные переживания;

• научить способам самовыражения.

При организации песочной игротерапии ставятся следующие задачи:

• создавать для ребенка атмосферу безопасности;

• создавать ощущение дозволенности;

• понимать и принимать мир ребенка;

• поддерживать положительный тонус и самочувствие;

• устанавливать обратную эмоциональную связь путем развития различных эмоций;

• облегчать принятие решений ребенком.

Тема семьи и отношений, которые складываются между ее членами, является очень важной. Игры на песке для детей и родителей – это простой и естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может выразить словами свое внутреннее беспокойство. Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры есть проекция внутреннего мира ребенка, то есть перенос вовне переживаний, желаний, умений, возможностей. В работе с родителями самым важным является обучение позитивному и безусловному отношению к собственному ребенку, необходимость увидеть мир его глазами и переживать события так же, как переживает их он. Ребенок должен чувствовать, что его воспринимают как самостоятельную значимую личность.

Главной целью по практической работе в песочной терапии является оказание помощи родителям и детям в познании себя и мира своего ребенка, в преодолении неуверенности, тревог и страхов, связанных с различными сторонами жизни, в успешной реализации себя в роли воспитателя.

Для этого применяются такие методы, как: беседа, интервью, анкеты, целенаправленные или включенные наблюдения реального поведения и взаимоотношения. Диагностика эмоционального состояния семьи проводится на первом занятии, и это является основанием для коррекционной работы. На каждом занятии необходимо проводить сбор ожиданий от предстоящей темы. Это могут быть просто вопросы: «С каким настроением вы пришли сегодня?», «Что бы вы хотели сегодня получить на нашем занятии?». Предлагаем родителям примерную анкету для диагностики семейных взаимоотношений. Дети выполняют в это время любые проективные тесты, такие как: «Дом, дерево, человек», «Моя семья», «Несуществующее животное», «Вулкан» и другие. Приведём для примера анкету для родителей, которую можно использовать при первичной диагностике.

Анкета для родителей

Инструкция: выберите тот ответ, который соответствует вашему мнению.

1. Что доставляет мне неприятные ощущения в моем ребенке:

• его внешний вид;

• его интеллектуальные возможности;

• его поведение;

• его неприспособленность;

2. Считаю ли я, что у меня добрый, любящий меня ребенок:

• да;

• нет;

• не знаю.

3. Когда я раздражен (а) чем-либо в моем ребенке, я:

• кричу на него;

• могу шлепнуть (ударить);

• подавляю свой гнев, но мне становится плохо;

• требую безоговорочного послушания и дисциплины.

4. Когда я подавляю свой гнев, вызванный чем-либо в моем ребенке, я испытываю:

• сильное раздражение;

• желание наброситься на него и сделать все по- своему;

• слабость, подавленность;

• мне хочется плакать;

• потребность быть в одиночестве.

5. Как я проявляю любовь к своему ребенку:

• ласкаю его;

• целую, обнимаю;

• говорю ему, что люблю;

• делаю что-то, что ему нравиться.

6. Как я добиваюсь, чтобы мой ребенок любил меня?

(ответы родителей)

7. С какими проблемами вы сталкиваетесь в семье?

(ответы родителей)

Также сама песочница является методом исследования проблем семьи. Для этого семье предлагается построить в песочнице мир семьи, в котором она проживает. А затем построить мир идеальной семьи. Важно отметить, что члены семьи работают в разных песочницах.

Опираясь на исследования Н. А. Сакович, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Т. М. Грабенко, мы обобщили критерии, через которые диагностируются негативные эмоциональные состояния в песочной терапии. Рассмотрим эти критерии.

1. Выполнение инструкции.

Отсутствие негативных эмоций, таких как агрессия, страх, конфликтность наблюдается, если семья, верно, выполняет инструкции.

Наличие негативных эмоциональных состояний определяется, если участники переспрашивают задание, уточняют, отходят от темы, отказываются выполнять задание.

2. Невербальные реакции.

Положительное отношение к теме диагностируется через такие невербальные реакции, как улыбка, активность.

Негативное отношение к теме заметно проявляется через покраснение кожи лица, напряжение в мышцах, медлительность, повторяющиеся движения, закручивание волос и др.

3. Сюжет песочной картины.

Сюжет – это идея, рассказ о своей жизни в семье.

Через анализ мы определяем, насколько тревога или страхи присутствуют в жизни ребенка или родителя. Положительно мы оцениваем ситуацию, если произносятся такие слова, как семья, любовь, интерес; обозначены роли родитель – ребенок.

Отрицательный сюжет – это хаос, война, солдаты, жизнь без родителей (или детей).

4. Пространство песочницы.

По горизонтали песочная поверхность разделена условно на три составляющие части. Верхняя часть символизирует как разум и мыслительную деятельность, так и воображение, мечты. Нижняя часть поля показывает совершенные и несовершенные действия, дает возможность увидеть успешные и безуспешные события в жизни семьи, ее возможности.

Центральная, средняя часть – наиболее значимая, в ней ключ ко всей картине. Она сообщает нам о самом человеке, о его эмоциональном отношении к самому себе. Эта часть песочницы отражает эмоциональный фон семьи. Если внизу пусто, то человек, скорее мечтатель, чем человек действия. В углу песочницы человек помещает самое сокровенное. И здесь фигурки символизируют основные нерешенные проблемы и комплексы. Буквально вытащив проблему из угла, можно понять, как ее решить, или она решится автоматически уже потому, что на нее обратили внимание.

5. Символы.

Фигурки, выбранные на поле, символизируют то, что человек имеет на сегодняшний день. Чаще всего дети, конфликтующие с родителями, выбирают для них символы свиней, волков, монстров, драконов, лягушек и т. д. А самих себя показывают символами для них положительными: люди, гномики, кошки и т. д. Мы исходим из того, что семьи сами дают характеристику символу.

6. Ландшафт.

Деревья на песочном поле принято считать социумом. Чем напряженнее взаимоотношения с социумом, с окружающими, с семьей, тем больше деревьев. Отсутствие деревьев в ландшафте указывает на то, что человек погружен в личные проблемы.

Горы, пещеры, ямы, вершины могут рассказать о желании спрятаться, подавить тревожность.

Отсутствие тревожности может наблюдаться, если ландшафт остается ровным.

Размещая фигурки в определенную часть поля, ребенок достает из информационных глубин свои воспоминания и свои программы на будущее. Таким образом, самая простая и доступная информация считывается из взаимоотношений прошлого, настоящего и будущего. Из расстановки фигур видно, на чем акцентируется ребенок, что его волнует, что может быть препятствием в достижении целей, которые он себе ставит, и почему не свершается то, чего он хочет.

Наличию критерия, указывающего на негативные эмоции, приписываем 1 балл. За основу определения негативных состояний взяты 6 критериев. Таким образом, выделяем следующие уровни:

высокий - 5-6 баллов;

средний - 2-3 балла;

низкий - 0-1 балл.

Приведем пример. Диагностика агрессии - Егор, 6 лет.

Критерий/ балл/ описание

1. Выполнение инструкций /1/ уточнение инструкции, долго не приступал к работе, а просто играл фигурками, выбирая их.

2. Невербальные реакции /1/ неусидчивость, беспокойство, вскакивание с места, размахивание руками, имитация стрельбы.

3. Сюжет песочной картины /1/ животные против людей.

4. Пространство песочницы /1/ хаос.

5. Символы /1/ себя испытуемый представил в виде змеи, другие животные враждуют и пожирают людей.

6. Ландшафт /1/ сплошная пустыня, заполненная фигурами.

Высокий уровень – 6 баллов.

Результаты исследования методом песочной терапии показали, что 75% детей нашей группы имеют нарушения эмоционально-волевой сферы. Поэтому, совместно с педагогом-психологом мы составили программу коррекционной работы с родителями и их детьми.

Занятия песочной терапией под руководством психологов, педагогов дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию!

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможным.

Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.

Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, и в процессе образовательной работы происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Литература

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПБ. : Речь, 2007.

2. Ратникова Е. В., Гаврик А. В. Игры на песке. Работа с семьей и детьми. СПБ. : Речь, 2013.

3. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПБ. : Речь, 2008.

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаРоль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Актуальность и проблема исследования определили цель моей методической разработки: изучение возможности песочной терапии как средства развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ресурсов песочной терапии в работе с родителями и детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 8 мая 2013 в 19:44
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование ресурсов песочной терапии в работе с родителями и детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Чадаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД