Вера Сергеевна
Использование развивающих игр для развития логического мышления детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование развивающих игр для развития логического мышления детей раннего возраста
«Не насильственно преподавай, милейший,
детям науки, а в процессе игры;
тогда ты лучше увидишь,
кто к чему склонен»,
СОКРАТ
СЛАЙД
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка.
Темочки:
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
А. В. Брушлинский говорил: «Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы». СЛАЙД
«Мышление - процесс опосредованного и обобщённого познания (отражения) окружающего мира», отмечает И. В. Дубровина. СЛАЙД
С первого года жизни ребенка начинается процесс активного познания окружающего мира на базе экспериментирования, в ходе которого выявляются скрытые свойства этого мира. От года до двух лет ребенок пользуется различными вариантами выполнения одного и того же действия, демонстрируя способность к оперантному научению.
От полутора до двух лет у ребенка появляется способность к решению задач не только методом проб и ошибок, но также путем догадки, т. е. внезапного непосредственного усмотрения решения возникшей проблемы.
К концу раннего возраста складывается мыслительная деятельность, в том числе способность к обобщениям, к переносу приобретенного опыта из первоначальных условий и ситуаций в новые, умение устанавливать связи между предметами и явлениями путем экспериментирования, запоминать их и использовать при решении задач.
Ребенок 1,5 лет может прогнозировать и указывать направление движения, место расположения знакомых предметов, решать в сенсомоторном плане простейшие задачи, связанные с преодолением препятствий на пути к желанной цели. После 1,5 лет формируется реакция выбора объектов по наиболее ярким и простым признакам, прежде всего по форме.
На протяжении раннего детства происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.
На общей «лестнице» психического развития логическое мышление стоит выше образного в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного, и дает возможность решать более широкий круг задач, усваивать научные знания.
Согласно определению О. К. Тихомирова, логическое мышление – это один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, функционирующих на основе языка и языковых средств. СЛАЙД
По Р. С. Немову, логическое мышление – это развернутое, строго последовательное мышление, в ходе которого человек неоднократно обращается к использованию логических операций и умозаключений, причем ход этого мышления можно проследить от начала и до конца и проверить его правильность, соотнося с известными требованиями логики. Наличие в мышлении логики делает его более точным и обоснованным. СЛАЙД
Логическое мышление – это сложный, структурированный процесс. СЛАЙД. С. Л. Рубинштейн в своих трудах установил, что к наиболее полному познанию своего предмета и разрешению указанной задачи логическое мышление идет посредством различных операций: СЛАЙД
• анализ – мысленное дробление предмета, ситуации, явления и нахождение его составляющих элементов, частей, сторон моментов;
• синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывает более конкретные связи и отношения выделенных анализом частей;
• сравнение при сопоставлении вещей, явлений, их свойств, вскрывает тождество и различия;
• абстракция – выделение, дробление и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении значительного, и отвлечение от остальных;
• обобщение – заключение от частного к общему.
Эти операции являются различными сторонами основной операции мышления – «опосредования», т. е. раскрытия наиболее существенных объективных связей, отношений.
Для детей раннего возраста абсолютно естественным является познавать мир через общение и помощь взрослым. Именно поэтому дети много времени проводят, наблюдая за взрослыми и предлагая им свою помощь.
С 2 до 3 лет у детей начинается новый период в жизни — время предельного интереса ко всему, что их окружает. В этом возрасте начинает развиваться логика, и задача взрослых — не пропустить момент и поспособствовать этому процессу.
Для того чтобы понимать, на чём должно строиться развитие логики у детей от 1,5 до 3 лет, нужно точно знать, к чему они испытывают интерес. На основании интереса детей можно проводить увлекательную и эффективную работу с ними, которая будет строиться на специальных упражнениях и играх.
Игры и упражнения для развития логического мышления у детей раннего возраста нужно выбирать такого уровня сложности, чтобы активно развивалось мышление и при этом им не было слишком сложно.
Для развития логического мышления детей раннего возраста целесообразно использовать следующие игрушки, представленные на СЛАЙДЕ
Кроме этого в раннем возрасте доступны игры, направленные на:
1. Изучение понятия «много – мало».
2. усвоение понятий «больше-меньше» (определять количество предметов в группе – каких больше, а каких меньше).
3. Счет до двух - учиться различать количество предметов «один» и «два».
4. сортировку предметов – сортировать пуговицы, бусины, макароны и другие предметы по цвету, по размеру, по другим качествам.
5. Усвоение понятия: выше, ниже, право, лево - учимся ориентировать в пространстве, развиваем пространственное мышление.
6. складывание простых пазлов или разрезных картинок из 2-4 элементов (сначала с помощью взрослого, к трем годам ребенок учится складывать более сложные картинки самостоятельно). СЛАЙД
7. сопоставление - играть в игры «где чей домик», «где чей хвостик», «кто что ест» (эти игры удобно проводить с карточками, игрушками, специально подготовленным пособиям, по картинкам в развивающих книжках).
8. Угадывание простых загадок – ребенку в самой простой форме описывают какое-нибудь животное или знакомый предмет, а ребенок угадывает его по описанию ( например: "Пушистенький, с острыми коготками, поласатый, любит ловить мышей, мяукает, кто это? Правильно! Кот! А кто говорит «му-му», жует траву, бодается и дает молоко?" И т. п. Начинать нужно с самых простых загадок и постепенно их усложнять).
9. складывание друг в друга несколько матрешек, стаканчиков.
10. С 2 лет детям доступны упражнения типа «Подбери узор» СЛАЙД, «Сначала и потом» СЛАЙД
11. формирование умения строить пирамиду из кубиков/ стаканчиков с убывающим размером:
12. Соотносить цвета. Например, игра «Сбор урожая». СЛАЙД
Разложить все плоды по корзинкам, в зависимости от цвета! Например, жёлтый фрукт или овощ нужно положить в корзинку с жёлтой серединкой, красный - в красную корзинку и т. д.
С этой же целью можно использовать игры, сделанные своими руками, например «СТИРАЛЬНЫЕ МАШИНКИ» (из коробочек чая). СЛАЙД
Ребёнку предлагается, помочь кукле Кате постирать одежду, для этого надо разложить одежду в соответствием с цветом стиральной машинки.
13. Учиться сопоставлять геометрические фигуры и формы с их плоскими проекциями (играть с блоками Дьенеша, простым конструктором) : СЛАЙД
14. К трем годам дети способны строить домики по чертежу (примеры представлены на СЛАЙДЕ) :
15. Начиная с 2,5 лет – играть в игру "Сложи квадрат" Никитина (эта игра может показаться сложной для ребенка 2.5 лет, однако, дети быстро в ней разбираются, если сначала педагог несколько раз сложит все квадраты вместе с ребенком) : СЛАЙД
16. Начиная с 2, 5 лет дети собирают сборные конструкторы-пазлы: СЛАЙД
17. Также для развития логического мышления подходят карточки или деревянные игрушки "Подбери группу" : СЛАЙД
18. Играть в игру «что в этой комнате?» (найди, что в этой комнате круглое? Что в этой комнате твердое? и т. п.).
19. Играть с блоками Дьенеша, с конструктором, другими подходящими предметами (игрушками, макаронами, пуговицами, бусинами и т. п.) по типу:
- найди предметы, фигуры такой же формы;
- найди предметы, фигуры такого же цвета;
- найди предметы, фигуры такого же размера;
- найди такие же фигуры по величине, толщине и другим признакам.
20. Выполнять упражнения «Продолжи цепочку» СЛАЙД
21. Играть с палочками Кюизенера.
22. Игра «Четвертый лишний» СЛАЙД
23. Играть в «часть и целое» - "чей это хвостик", "подбери крышу к домику" и т. п. (с помощью карточек, картинок в развивающих книжках).
24. Учиться искать предмет по двум признакам (например, найди красный большой квадрат (среди других квадратов - больших и маленьких, маленький синий треугольник и т. п.).
25. К 3 годам ребенок способен находить ошибки на картинках. СЛАЙД
Таким образом, целенаправленное, систематическое использование развивающих игр будет способствовать развитию логического мышления детей раннего возраста.