Приложение МААМ

Использование развивающих игр для развития логического мышления детей раннего возраста

Вера Сергеевна
Использование развивающих игр для развития логического мышления детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Использование развивающих игр для развития логического мышления детей раннего возраста

«Не насильственно преподавай, милейший,

детям науки, а в процессе игры;

тогда ты лучше увидишь,

кто к чему склонен»,

СОКРАТ

СЛАЙД

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка.

Публикация «Использование развивающих игр для развития логического мышления детей раннего возраста» размещена в разделах

А. В. Брушлинский говорил: «Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы». СЛАЙД

«Мышление - процесс опосредованного и обобщённого познания (отражения) окружающего мира», отмечает И. В. Дубровина. СЛАЙД

С первого года жизни ребенка начинается процесс активного познания окружающего мира на базе экспериментирования, в ходе которого выявляются скрытые свойства этого мира. От года до двух лет ребенок пользуется различными вариантами выполнения одного и того же действия, демонстрируя способность к оперантному научению.

От полутора до двух лет у ребенка появляется способность к решению задач не только методом проб и ошибок, но также путем догадки, т. е. внезапного непосредственного усмотрения решения возникшей проблемы.

К концу раннего возраста складывается мыслительная деятельность, в том числе способность к обобщениям, к переносу приобретенного опыта из первоначальных условий и ситуаций в новые, умение устанавливать связи между предметами и явлениями путем экспериментирования, запоминать их и использовать при решении задач.

Ребенок 1,5 лет может прогнозировать и указывать направление движения, место расположения знакомых предметов, решать в сенсомоторном плане простейшие задачи, связанные с преодолением препятствий на пути к желанной цели. После 1,5 лет формируется реакция выбора объектов по наиболее ярким и простым признакам, прежде всего по форме.

На протяжении раннего детства происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.

На общей «лестнице» психического развития логическое мышление стоит выше образного в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного, и дает возможность решать более широкий круг задач, усваивать научные знания.

Согласно определению О. К. Тихомирова, логическое мышление – это один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, функционирующих на основе языка и языковых средств. СЛАЙД

По Р. С. Немову, логическое мышление – это развернутое, строго последовательное мышление, в ходе которого человек неоднократно обращается к использованию логических операций и умозаключений, причем ход этого мышления можно проследить от начала и до конца и проверить его правильность, соотнося с известными требованиями логики. Наличие в мышлении логики делает его более точным и обоснованным. СЛАЙД

Логическое мышление – это сложный, структурированный процесс. СЛАЙД. С. Л. Рубинштейн в своих трудах установил, что к наиболее полному познанию своего предмета и разрешению указанной задачи логическое мышление идет посредством различных операций: СЛАЙД

• анализ – мысленное дробление предмета, ситуации, явления и нахождение его составляющих элементов, частей, сторон моментов;

• синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывает более конкретные связи и отношения выделенных анализом частей;

• сравнение при сопоставлении вещей, явлений, их свойств, вскрывает тождество и различия;

• абстракция – выделение, дробление и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении значительного, и отвлечение от остальных;

• обобщение – заключение от частного к общему.

Эти операции являются различными сторонами основной операции мышления – «опосредования», т. е. раскрытия наиболее существенных объективных связей, отношений.

Для детей раннего возраста абсолютно естественным является познавать мир через общение и помощь взрослым. Именно поэтому дети много времени проводят, наблюдая за взрослыми и предлагая им свою помощь.

С 2 до 3 лет у детей начинается новый период в жизни — время предельного интереса ко всему, что их окружает. В этом возрасте начинает развиваться логика, и задача взрослых — не пропустить момент и поспособствовать этому процессу.

Для того чтобы понимать, на чём должно строиться развитие логики у детей от 1,5 до 3 лет, нужно точно знать, к чему они испытывают интерес. На основании интереса детей можно проводить увлекательную и эффективную работу с ними, которая будет строиться на специальных упражнениях и играх.

Игры и упражнения для развития логического мышления у детей раннего возраста нужно выбирать такого уровня сложности, чтобы активно развивалось мышление и при этом им не было слишком сложно.

Для развития логического мышления детей раннего возраста целесообразно использовать следующие игрушки, представленные на СЛАЙДЕ

Кроме этого в раннем возрасте доступны игры, направленные на:

1. Изучение понятия «много – мало».

2. усвоение понятий «больше-меньше» (определять количество предметов в группе – каких больше, а каких меньше).

3. Счет до двух - учиться различать количество предметов «один» и «два».

4. сортировку предметов – сортировать пуговицы, бусины, макароны и другие предметы по цвету, по размеру, по другим качествам.

5. Усвоение понятия: выше, ниже, право, лево - учимся ориентировать в пространстве, развиваем пространственное мышление.

6. складывание простых пазлов или разрезных картинок из 2-4 элементов (сначала с помощью взрослого, к трем годам ребенок учится складывать более сложные картинки самостоятельно). СЛАЙД

7. сопоставление - играть в игры «где чей домик», «где чей хвостик», «кто что ест» (эти игры удобно проводить с карточками, игрушками, специально подготовленным пособиям, по картинкам в развивающих книжках).

8. Угадывание простых загадок – ребенку в самой простой форме описывают какое-нибудь животное или знакомый предмет, а ребенок угадывает его по описанию ( например: "Пушистенький, с острыми коготками, поласатый, любит ловить мышей, мяукает, кто это? Правильно! Кот! А кто говорит «му-му», жует траву, бодается и дает молоко?" И т. п. Начинать нужно с самых простых загадок и постепенно их усложнять).

9. складывание друг в друга несколько матрешек, стаканчиков.

10. С 2 лет детям доступны упражнения типа «Подбери узор» СЛАЙД, «Сначала и потом» СЛАЙД

11. формирование умения строить пирамиду из кубиков/ стаканчиков с убывающим размером:

12. Соотносить цвета. Например, игра «Сбор урожая». СЛАЙД

Разложить все плоды по корзинкам, в зависимости от цвета! Например, жёлтый фрукт или овощ нужно положить в корзинку с жёлтой серединкой, красный - в красную корзинку и т. д.

С этой же целью можно использовать игры, сделанные своими руками, например «СТИРАЛЬНЫЕ МАШИНКИ» (из коробочек чая). СЛАЙД

Ребёнку предлагается, помочь кукле Кате постирать одежду, для этого надо разложить одежду в соответствием с цветом стиральной машинки.

13. Учиться сопоставлять геометрические фигуры и формы с их плоскими проекциями (играть с блоками Дьенеша, простым конструктором) : СЛАЙД

14. К трем годам дети способны строить домики по чертежу (примеры представлены на СЛАЙДЕ) :

15. Начиная с 2,5 лет – играть в игру "Сложи квадрат" Никитина (эта игра может показаться сложной для ребенка 2.5 лет, однако, дети быстро в ней разбираются, если сначала педагог несколько раз сложит все квадраты вместе с ребенком) : СЛАЙД

16. Начиная с 2, 5 лет дети собирают сборные конструкторы-пазлы: СЛАЙД

17. Также для развития логического мышления подходят карточки или деревянные игрушки "Подбери группу" : СЛАЙД

18. Играть в игру «что в этой комнате?» (найди, что в этой комнате круглое? Что в этой комнате твердое? и т. п.).

19. Играть с блоками Дьенеша, с конструктором, другими подходящими предметами (игрушками, макаронами, пуговицами, бусинами и т. п.) по типу:

- найди предметы, фигуры такой же формы;

- найди предметы, фигуры такого же цвета;

- найди предметы, фигуры такого же размера;

- найди такие же фигуры по величине, толщине и другим признакам.

20. Выполнять упражнения «Продолжи цепочку» СЛАЙД

21. Играть с палочками Кюизенера.

22. Игра «Четвертый лишний» СЛАЙД

23. Играть в «часть и целое» - "чей это хвостик", "подбери крышу к домику" и т. п. (с помощью карточек, картинок в развивающих книжках).

24. Учиться искать предмет по двум признакам (например, найди красный большой квадрат (среди других квадратов - больших и маленьких, маленький синий треугольник и т. п.).

25. К 3 годам ребенок способен находить ошибки на картинках. СЛАЙД

Таким образом, целенаправленное, систематическое использование развивающих игр будет способствовать развитию логического мышления детей раннего возраста.

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Дидактическая игра для развития логического мышления детей 2–4 лет «Волшебный Ежик»Дидактическая игра для развития логического мышления детей 2–4 лет «Волшебный Ежик» Правила игры для «Волшебный Ежик». Возраст: 2-4 года. Количество играющих: 1-2 человека Оборудование: Ежик, 5 конусов разного цвета.

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Игры для развития логического мышления старших дошкольниковИгры для развития логического мышления старших дошкольников Развитое логическое мышление это не только успешное обучение в школе, но и способность быстро ориентироваться в течении всей своей жизни,.

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольниковИспользование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Консультация для родителей «Играем с детьми дома. Развивающие игры для развития логического мышления для детей 6–7 лет» Консультация для родителей. «Играем с детьми дома. Развивающие игры на логическое мышление для детей 6 – 7 лет»Интересно и эффективно можно.

Дидактические игры для развития логического мышленияДидактические игры для развития логического мышления Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения, которые способствуют развитию логического мышления. Играть можно на занятиях и на улице..

Задание для развития логического мышления у дошкольниковЗадание для развития логического мышления у дошкольников Развитие логического мышления у дошкольников – неотъемлемая часть математического мышления и не только. Оно способствует развитию внимательности,.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть перваяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть первая Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть втораяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть вторая Вадик и Валера сорвали в саду: кто- то большое яблоко с одним листочком, кто- то- маленькое с двумя листочками. Большое яблоко было неспелым,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование развивающих игр для развития логического мышления детей раннего возраста
Опубликовано: 29 марта 2022 в 10:05
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование развивающих игр для развития логического мышления детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Вера Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД